Конспект внеклассного мероприятия в 5 классе «Хлеб – всему голова!»


Всероссийский фестиваль педагогического творчества
2015 – 2016 учебный год
______________________________________________________
Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика
Название работы: Конспект внеклассного мероприятия в 5 классе «Хлеб – всему голова!»
Автор: Солдатова Ирина Олеговна, учитель русского языка
Место выполнения работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ногинск, Московская область, ул.Бабушкина, д.3а
Внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова»
Цель мероприятия:
- Познакомить учащихся с новой информацией о хлебе.
Задачи:
Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев.
Познакомить детей с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.
Коррекция внимания, памяти, мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи.
Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к труду хлеборобов.
Применяемые технологии:
Групповые
Игровые технологии
Коррекционные технологии
Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, практическая работа, показ.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оформление: На вышитом полотенце каравай, солонка; изделия из муки (призы), рисунки учащихся на магнитной доске.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, карточки с заданиями для игр, картинки с этапами полевых работ.
Ход праздника.
Звучит музыка
Звучит песня Л.Зыкиной «Хлеб всему голова»
Ведущая: СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие «Хлеб всему голова». Вы узнаете много интересной и полезной информации о хлебе.
- Хлеб, хлебушек…, теплый, душистый, с хрустящей корочкой. Он самый главный на столе и самый древний, ведь появился он свыше 15 тыс. лет назад…
Ученик: Толкачева А.
Пахнет хлеб и солнцем и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Докучаев И.
В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится, И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок.
Мишина И.
Тонкой струйкой сытной,Змеится теплый запах по углам.Вдыхаю мир отрадный, самобытный,С любовью и слезами пополам.Как просто пониманье Мирозданья,Когда, проснувшись поутру в тепле,Под солнечное лучика лобзанье,Домашний хлеб увидишь на столе.
Ведущая: СЛАЙД 2
Одна древняя легенда рассказывает, что однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб топтать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.
Ведущая: А сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм, который называется «Хлеб».
Просмотр мультфильма «ХЛЕБ»
Ведущая:
-Все волшебство в труде, трудом чудеса рождаются. Замечательные слова! Да, чтобы вырастить хлеб, нужно приложить много труда, усилия, терпения и тогда этот замечательный продукт появится на нашем столе.
Ведущая:
А теперь я приглашаю вас принять участие в виртуальном путешествии. Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относиться бережно.
СЛАЙД 3
Наше путешествие пройдёт под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» А где мы будем останавливаться, вы узнаете по ходу нашего путешествия.
Итак, отправляемся в путь .Станция Историческая. СЛАЙД 4
На этой станции можно услышать много легенд и преданий.
Ведущая:
Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать дикие злаки, смешивая их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.
А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста.
Ученик: Кутырин Д.
Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущая: Мы прибываем на следующую станцию:
Станция Как хлеб на стол пришёл. СЛАЙД 5
- На этой станции вы узнаете, как приходит хлеб на стол!
СЛАЙДЫ с 6 - 19
Весна. Поле пашут и бросают в землю зерно – сеют хлеб.
Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»
Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.
С утра и до глубокой ночи идёт уборка хлеба, чтобы не потерять ни зёрнышка.
Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно.
Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку. Раньше мельницы выглядели так. А сейчас на мельницах современное оборудование.
Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах. А уж на заводе пекут хлеб.
На специально оборудованной машине везут хлеб в магазин. А там мы покупаем наш хлебушек.
Ведущая:
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Своё место»
Условия игры:
На карточках записаны этапы появления хлеба на нашем столе. Ваша задача – разложить по порядку карточки, выстройте по очереди все действия.
2 ПОСЕВ ЗЕРНА 3 УХОД ЗА ПОСЕВОМ 1 ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ
4 СБОР УРОЖАЯ 5 СОРТИРОВКА ЗЕРНА 6 ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ
7 ЗАМЕС ТЕСТА 8 ВЫПЕЧКА
Если ребята правильно собрали этапы появления хлеба, то они получают связку баранок.
(Приз - связка баранок)
Ведущая: А сейчас следующая станция
Станция Аукцион хлебобулочных изделий СЛАЙД 20
Игра «Аукцион»
Условия игры: ребята по цепочке называют хлебобулочные изделия. Но кто последним назовёт - тот выигрывает приз (приз - связка баранок).
Ведущая: Вы назвали много хлебобулочных изделий, а сейчас посмотрим на экран и увидим, какие изделия можно получить из муки. СЛАЙД 21 -23
Ведущая: Прежде чем продолжить наше путешествие, предлагаю вам отгадать загадки. Отвечать я попрошу в рифму, хором.
Загадки по теме:
От формочки бочок весь в рубчик,Но с ним не вкусным будет супчик.«Гав-гав!» – попросит песик РексС изюмом выпеченный … (кекс)
На подбор все эти братцы, Жалко с ними расставаться,Все с начинкою дружки –Ароматны … (пирожки)
Сдобная булочка завитая,Формой восьмерочку напоминает.Пышут румянцем верхушка, бочок –Это же русский витой … (кренделек)
Аппетитный и румяный,Тесто сдобрено сметаной.Ешь его, пока горяч,Пышный бабушкин … (калач)
Белый хлеб продолговатыйИ воздушный, словно вата.Сверху в рубчиках весь он.Это нарезной … (батон)
Если буханку ножом измельчить,Эти кусочки в печи подсушить, Смело с собою в поход их бери, Ведь получаешь всегда … (сухари)
Ведущая: Мы приближаемся к
Станции «Хлеб военных лет» СЛАЙД 24
Ученик: Демакина С.
( А.Морозов)

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
СЛАЙД 25
Ведущая: Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

Ученик: Грязев М.
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.
Ведущая: СЛАЙД 26
В блокадном (пояснение слова «блокада») Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем, этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас люди, пережившие блокаду, так трепетно относятся к хлебу.
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. А чтобы научиться правильно относиться к хлебу, мы с вами побываем на станции «Бережливых».
Станция Бережливых СЛАЙД 27
СЛАЙД 28 Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Послушайте очень поучительное стихотворение Сергея Михалкова "Булка" Брыксин А.

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущая: СЛАЙД 29
О хлебе есть много пословиц. Вот некоторые из них (ребята читают по очереди).
Хлеб от земли, сила от хлеба.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
Ведущая: А сейчас я вам предлагаю поиграть еще в одну интересную игру. Она называется «Составь слово».
Игра «Составь слово»
Условия игры: приглашается несколько учеников из каждого класса (5а, 5б, 5в). Они получают буквы, из которых должны составить слова.
ЛИБЫН (блины) 5чел.
РПИНКЯ (пряник) 6 чел.
УШСАК (сушка) 5 чел.
(Чья команда быстрее составила слово, та получает связку баранок).
Ведущая: СЛАЙД 30
Наше путешествие по станциям подошло к концу.
Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Выходят ребята с плакатами и читают надписи на них
Хорошо трудиться – хлеб уродится! Бадьев С.
Тунеядцы – наши враги. Болталова А.
Хлеб трудовой от них береги!
Тот без нужды живет Скворцов А.
Кто хлеб бережет!
Каждую крошку в ладошку Колнацкий Н.
Хлеб – наше богатство. Соседов Д.
Берегите хлеб!
Ученик: Трубникова А.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
НЕ жалел труда и сил!
Если мы хотим кого – то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук!
Ученик: Лойко С.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите,
Берегите Хлеб родной!...»Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь!»
Звучит песня «Про хлеб» (Под музыку ребят угощают кексами)
Литература.
razvitum.org › ... › Мир отдаю детям!‎
nsportal.ru/nachalnaya.../tematicheskiy-utrennik-hleb-vsemuwww.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-hleb-vsemu-www.slideshare.net/lavrenteva/ss-12067307‎
www.russianfood.ru/item96/‎