Статья по теме: Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики


Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия №3
учитель начальных классов Яковлева Татьяна Михайловна
тема: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики»
г. Южно-Сахалинск
2017

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческих способностей младшего школьника на уроках математики.
Сущность понятия «творческие способности».
Основные условия развития творческих способностей школьников на уроках математики.
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Краткие выводы по первой главе I
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития творческих способностей в 3 классе.
2.1Краткая характеристика коллектива испытуемых и итоги констатирующего этапа исследования.
2.2 Применение системы упражнений для развития творческих способностей.
2.3 Итоги заключительного этапа исследования.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение
Актуальность темы исследования.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умелое руководство взрослых.
Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческие способности. «Не идти вперёд – значит идти назад» говорили античные мыслители. Эта мысль лежит в основе обучения, развивающего способности детей, влияющего на умственное развитие, развитие творческих способностей, у истоков которых стояли такие психологи – мыслители как Лев Семенович Выготский, Василий Васильевич Давыдов, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев и другие.
Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы современные ученые: Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, Сергей Леонидович Рубинштейн.
Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития творческих способностей не выделялась как особая задача педагогики. Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное интенсивное развитее становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления.
Формирование и развитие творческих способностей является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Педагоги и психологи ищут пути повышения эффективности обычного обучения, при котором дети усваивают знания умения и навыки, а формирование способностей выступает как косвенный результат. Всё более важное место в исследованиях занимает вопрос: как увеличить развивающий эффект обучения, т.е. как целенаправленно формировать способности.
В настоящее время имеются достаточные условия для организации в дополнительном образовании обучения, направленного на развитие творческих способностей.
Тема-развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования–процесс развития творческих способностей младшего школьника на уроках математики.
Цель исследования состоит в выявлении педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий.
2. Исследовать уровень развития творческих способностей.
3. Раскрыть условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках математики.
Ключевая идея исследования отражается в следующей гипотезе: Развитие творческих способностей у младшего школьника на уроках математики будет эффективным, если учитель будет проводить работу по развитию творческих способностей, при условиях:
-включение творческих заданий на уроках;
-использование возможности домашнего творческого задания;
-проведение различных творческих конкурсов.

Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческих способностей младшего школьника.
Сущность понятия «Творческие способности».
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семеновича Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
В учебном процессе способности выступают и как условие, и как результат учебной деятельности. Будучи условием, они обеспечивают усвоение знаний, умений, навыков. Усваивая их в процессе обучения, человек развивает качества личности, необходимые для успешного выполнения данной деятельности, значит, развивает и свои способности в ней. Нужно отметить, что обнаруживаются способности не в знаниях и навыках, а в динамике их приобретения, т.е. в том насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко и легко осуществляется процесс усвоения знаний, умений, навыков, которые являются важными для данной деятельности.
Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” Сергея Ивановича Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.
В “ Педагогическом энциклопедическом словаре” способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.
Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками (Борис Герасимович Ананьев, Борис Михайлович Теплов, Элис Пол Торренс, и др.). Их психолого-педагогические исследования дают нам основание считать, что определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.
Проблеме способностей посвящены труды Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, и других. В отечественной психологии твердо сформировалось положение о том, что способности - это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.
В зарубежной психологии способности чаще всего трактуются как особые психические качества человека, наследственно обусловленные. Отечественная психология, не признавая врожденных способностей, не отрицает, однако, врожденность некоторых особенностей, заключенных в строении мозга, органов чувств и движения, особенностей типа нервной системы. Эти особенности человека, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развитие. Они представляют только одно из условий формирования способностей. Любые задатки, прежде чем превратится в способности, должны пройти большой путь развития.
Действительно иногда способности считаются врожденными, «данными от природы», однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки – врожденные анатомо – физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения коры головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым музыкантом, математиком или художником, не занимаясь много и упорно сопутствующей деятельностью. К этому стоит добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенностей воспитания.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, творческие и т.п. способности формируются только в деятельности. Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Владимир ПетровичУшачёв замечает, что «под творческой деятельностью подразумевается целенаправленный умственный труд по осмыслению разрозненных фактов, поиску недостающей информации с помощью специальных приемов и средств творческого процесса и последующего представления изучаемого неизвестного события, явления, предмета как мысленной модели».
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач ( самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности развития ее творческого потенциала.
В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего–либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения. По широте различают общие и специальные способности.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого – либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, педагогический такт у учителя. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должно быть присущи людям многих профессий. Эти способности, поэтому, принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико – синтетическая способность. Благодаря ей, человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что – то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях. Выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа, и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя и сравнивая различные приемы введения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством. [11,С.58]
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
Известно, что можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образу. Достигнув второго уровня человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать нечто новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме Дианы Борисовны Боголюбленской, полагающей, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
Творческие способности относятся к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент. Отечественные психологи (Диана Борисовна Боголюбленская, Эра Александровна Голубева и др.) рассматривают творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно их представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты: биофизиологические, анатомо – физиологические задатки; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать и решать новые проблемы; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения и др.
Необходимо также помнить, что подтворческим способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Основные условия развития творческих способностей школьников на уроках математики.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:
Изменение роли ученика. Принципиальное изменение роли ученика  на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал. В процессе выполнения творческих заданий необходимо личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога.                            
Суть его в неразрывности прямого и обратного воздействия, осознание взаимодействия как сотворчества.
Комфортная психологическая обстановка. Создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, безусловное принятие каждого ученика, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. Отрицательные эмоции (тревога, страх, неуверенность в себе и др.) негативно влияют на результативность творческой деятельности, поэтому важен благоприятный психологический климат и в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие  творческих способностей. Тогда познавательная потребность, желание ребенка, его интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.  
Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Предпочтительность коллективной и групповой форм обусловлена тем, что совместный поиск позволяет объединить знания, умения, способности нескольких человек, способствует повышению интенсивности рефлексии, играющей важную роль в процессе создания нового. В процессе рефлексии ученик осознает не только творческую деятельность как таковую, но и себя в творчестве (свои потребности, мотивы, возможности и т. п.), что позволяет ему корректировать свой образовательный путь.
Межпредметность. В процессе решения творческих задач, как правило, необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
Самостоятельность выполнения творческого задания. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.  
Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам их представленности, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие  возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
Последовательность и системность в развитии творческих способностей  школьников. Эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой  обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
Следовательно, задачи педагога – использовать разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у школьников подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности. Учитель должен учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не заучивать, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения [5].
Чтобы любой урок математики был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:
Использовать современные педагогические развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
Принцип «принятия другого». Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик – учитель уже не может строиться по логике объективно-субъектного взаимодействия.
Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», т. е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, занятия) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные: повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.
Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:
Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической формае, в форме поведения и реакции на другого человека).Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей.
Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей [5].
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей школьников уровня развития психических механизмов – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Упражнения в решении составных заданий, в сравнении выражений, требующие использования известных детям закономерностей и связей в новых условиях, упражнения геометрического содержания, которые часто требуют переосмысления приобретенных ранее знаний, и другие должны быть использованы для постановки детьми проблемных задач. Только в этом случае обучение математике будет оказывать действенную помощь в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, способствуя развитию познавательных способностей учащихся, таких черт личности, как настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть.
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение решением, знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнения в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.
На мой взгляд, классная и внеклассная работа должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, но и способствовать развитию креативности, мыслительной деятельности личности – умению выделять главное в проблеме; формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.

1.3 Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Современное общество изменяется в быстром темпе, в школе появляются новые образовательные программы, идет реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере способности творчески мыслить и самостоятельно работать. А главное теряется интерес к получению знаний у школьников. Поэтому от учителя в современной школе требуется больше уделять внимание творческой деятельности, что бы ребенок легко приспосабливался к изменяющимся условиям, решал поисково-творческие задачи с целью развития творческих способностей. Если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развитие творческих способностей - для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки.
Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, занимательные темы для рефератов и докладов.
Урок математики надо строить так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы и они были в творческом поиске. Однако применению исследовательского метода обучения препятствует недостаточно высокий в младшем звене уровень развития их логического мышления. Это противоречие можно разрешить умелым использованием видов работы и подбором системы упражнений. Вот некоторые из них, на которых можно развивать творческую активность.
· Математический диктант
· Задачи повышенной трудности;
· Дидактические игры;
· Задания для устного решения;
· Творческие домашние задания;
· Доклады;
· Конструирование моделей к решению задач;
· Сравнения и выводы;
· Составление ребусов и кроссвордов;

1.4 Краткие выводы по первой главе I .
Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей. Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок – путешествие, урок – лабиринт, урок – сказка.Включение в структуру уроков подобных занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.
Ученик обучается конкретному творчеству. Его интеллектуальный рейтинг выражается в умении быть компетентным в области науки, литературы, истории. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень – понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень – самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использование, привитие культуры мышления. Высокий уровень – вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.
Это еще раз подтверждает противоречивый характер концепции обучения творчеству. Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо изменить методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально-методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению развития творческих способностей в 3 классе.
2.1 Краткая характеристика коллектива испытуемых и итоги констатирующего этапа исследования.
Характеристика испытуемого 3Б класса МАОУ Гимназия №3:
В классе обучаются 34 ребенка, из них 19 мальчиков и 15 девочек. Дети 2007 года рождения. К 1 классу дети имели различную степень готовности к обучению. Можно сказать, что в основном класс организованный, работоспособный, уровень мотивации присутствует, выполняющий учебные задачи.
Есть в классе активная группа детей: А.Д., А.В., З.З., О.Е., А.А., К.В., М.П. . Это дети исполнительные, творческие, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса, выдерживающие учебную нагрузку, умеющие работать в плотном режиме.
Есть в классе и проблемные дети и в плане поведения и организации учебного процесса: Б.В., Б.М., К.Н., Т.В..
Эти дети трудно усваивают материал, не выдерживают темп работы в классе. К.Н., Б.М., Т.В. - недисциплинированные, правила поведения в гимназии выполняют с трудом. Бесконечные беседы с родителями и классным руководителем, беседы с завучем привели к минимальным результатам.
Ученики класса посещают кружки дополнительного образования в школе и вне школы. Дети принимают активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Отношения между ребятами дружелюбные.
Из всего класса 32 имеют полную и 2 неполную семью. Пять ребят из многодетных семей и один из малообеспеченной семьи.
Многие родители класса принимают активное участие в жизни класса, организуя экскурсии и помогая классному руководителю во внеурочной деятельности, заинтересованы учебным процессом.
Нами было проведено исследование по изучению уровня развития творческих способностей.
Изучен уровень развития творческих способностей у детей. Выделено три уровня развития творческих способностей: высокий, средний и низкий.
К высокому уровню были отнесены дети, которые проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.
Средний уровень характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
К низкому уровню были отнесены дети, которые овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.
По итогам обобщения результатов оценки уровня развития у учащихся творческих способностей, был сделан вывод, что большинство учащихся, а именно 63,3% класса, имеют средний уровень развития творческих способностей. Что означает, что большинство класса достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Дети любознательны, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют. Высокий уровень развития творческих способностей у 16,6% детей данного класса, а также низкий уровень 20% учащихся. Это означает, что меньшее количество детей умеют с трудом включаться в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. (См. Приложение №1).
Методом наблюдения мы изучили уровень проявления творческой активности и творческих способностей учащихся на уроках.
Наблюдение осуществлялось на первой неделе, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей варианту предполагаемого ответа. (См. Приложение №2)
Обобщая данные наблюдения, можно отметить, что у 58 % детей имеют высокий уровень проявления творческих способностей (прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий), 32 % ребят имеют средний уровень (не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий) 10 % учеников имеют низкий уровень (иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.)
Для более точного определения уровня развития творческих способностей у детей, мы провели диагностику творческого мышления, для этого мы использовали методику «Несуществующее животное». Замысел методики состоял в следующем: детям предлагалось нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее название. Оценивался уровень оригинальности рисунка. (См. Приложение №3).
Среди всех работ детей, можно выделить всего 6 рисунков с изображением простых существ или сказочных персонажей. В некоторых работах несуществующие животные выполнены приемом агглютинации, т.е., соединение отдельных частей различных животных в своем рисунке. Хвост от рыбы, голова зайца и т.п. Здесь мы можем выделить: свинья осьминог, драконодинозаролошадь, летающая корова, клешнкраб. Мы видим, что названия животных не оригинальны, отражают названия реальных животных. Но есть работы, где представлены совершенно фантастические животные с такими названиями: мутаро, завазуз, билбуб, крылатка, радушка и др. Так же имеются две работы с изображением совершенно непонятных персонажей. Эти работы отличаются своей оригинальностью и фантазией. Эти учащиеся показывали высокие результаты в ходе всего нашего исследования.
Следовательно, мы можем увидеть, что у 8% детей низкий уровень развития творческих способностей, 56% имеют средний уровень и 36% учащихся - высокий уровень.

2.2 Применение системы упражнений для развития творческих способностей.
Под системой понимается последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;
система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Каждый ребенок способен заниматься математикой, необходим только правильный выбор уровня трудности. Развить творческие способности - значит, развить умение продолжить мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Учителю, взявшему установку на развитие познавательных процессов, необходимо соблюдать следующие условия, предлагаемые дидактами:
1. Четко представлять, что должен развивать в пределах изучения предмета, при изучении той или иной темы.
2. Знать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
3. Какими средствами развивать то или иное качество.
4. Включать упражнения по развитию творческих способностей в цель любой работы на уроке.
Необходимо также помнить, что огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
С опорой на различные теории, подобрана система упражнений и творческих задач на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономерности.
Развитию креативности способствует и аналогия. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении текстовых задач. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:
1) вверх – вниз, вправо - …
2) разность – вычитание, произведение - …
3) треугольник – призма, квадрат - …
4) делимое – делитель, уменьшаемое – …
Найди закономерность и продолжи ряд:
а) 1,22,333….;
б) 7,67,567…
в) 121,222,323 …
г) 1,2,4,7,11… .
Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.
Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его - в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задачи способствуют развитию умения ―узнавать знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта.
Например:
1. Найдите лишнее число и объясни почему оно лишнее 14, 23, 78, 212, 50.
2. Найди лишнее число и обоснуй свой ответ ( не менее трех вариантов ответа). 9 16 25 47 81 (9 –однозначное, 16-четное, 47 – сумма цифр двузначная, простое число, 9+25+47 = 81 (16 лишнее), также 81-25-47 = 9 (16 лишнее)
Обобщение говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся.
Например:
1.Дайте общее название объектам, входящим в одну группу:
а) прямоугольник, треугольник, квадрат круг – это…
б) отрезок, луч– это…
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА
Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались».
◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна).
◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).
◘ КИС _ _ _ _ _ (Инструмент художника).
◘ КАР _ _ _ _ _ (Жѐлтая, электронная, телефонная...).
◘ _ _ _ НИК (Стрелок из старинного оружия).
◘ С _ _ _ АЙ (Происшествие).
◘ У _ _ _ ШЕНИЕ (Изменение в хорошую сторону)
◘ _ _ _ _ Ь (Ископаемое горючее вещество).
◘ ТРЕ _ _ _ _ КА (Старинный форменный головной убор).
◘ ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК (Геометрическая фигура).
Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач чаще всего используют метод проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать разные способы решения. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.
Ребусы Творческие задачи требуют самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Задачи с несформулированным вопросом (в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений; обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей; решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов) Например:
1 Машенька собрала вчера 32 гриба, а сегодня на 4 больше. Выберите вопросы которые можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.
а) Сколько грибов нашла Машенька вчера?
б) Сколько грибов нашла она сегодня?
в) Какие грибы собирала девочка?
г) Сколько грибов собрала Маша за два дня?
Белка принесла в дупло в первый день 8 грибов и 9 орехов. Во второй день – 6 грибов, а орехов на 7 больше, чем грибов. Поставьте вопросы к этому условию и ответьте на них.
В некотором царстве всего 2 дома. В первом доме живут 7 детей и 6 взрослых, а во втором доме – 17 человек, из которых 9 взрослых. Составьте по схеме вопросы к этому условию и ответьте на них.
Задачи с лишними данными ( в этих задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и исключить лишние, ненужные).
Например:
1. Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?
2. На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке?
3. Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?
4. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?
5. Из 52 метров ткани сшили 5 платьев, 6 блузок и 3 халата. На все блузки пошло 12 м, на платья на 19 м больше, чем на блузки. Сколько ткани пошло на халаты?
6. Лена купила на 60 рублей два пирожка и у нее осталось еще 15 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 120 рублей.
7. На одной ферме 117 коров, а на другой 84. На второй ферме при одинаковой норме ежедневно расходуют сена на544 кг меньше, чем на первой. А воды выпивают 100л. Сколько сена расходуют в день на каждой ферме.
Задачи с недостающими данными ( в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимые значения).
Например:
1. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?
2. Линейка стоит 20 руб, а карандаш дешевле. Сколько стоит карандаш? Сколько стоит карандаш и линейка вместе?
3. Петя поймал 12 рыбок утром и несколько вечером. Половину всей рыбы он пожарил, а из оставшейся сварил уху. Сколько рыбок израсходовал Петя на уху?
4. На ферме живут 24 коровы, а овец на 8 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных на ферме?
5. На тарелке лежало 14 конфет. После обеда Зоя съела несколько конфет. Сколько конфет осталось лежать на тарелке?
6. Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой. Сколько конфет лежало во второй коробке?
7. После того, как разбилось несколько тарелок, мама купила еще 7 тарелок. Сколько тарелок стало теперь?
Задачи с ошибочным вопросом ( в вопросе просят узнать то, что известно, для решения задачи требуется изменить вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное)
1. На ветке сидело 7 синичек. Одна улетела. Сколько синичек улетело?
2. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
3. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько автобусов ехало в деревню?
Задачи с нереальным условием ( в задаче нереальное условие, которое в жизни не выполнимо, поэтому нет смысла ее решать ).
1. Мама купила 5 пачек соли. Две пачки съели за обедом и одну за ужином. Сколько пачек соли осталось?
2. На груше выросло пять яблок, а на ѐлке - только два. Сколько всего яблок выросло?
3. Периметр прямоугольника 8см, а сумма двух его сторон 6 см. Найдите длину стороны.
4. Вова на два года моложе Саши, Саша четырьмя годами старше Пети, Сережа на три года старше, чем Саша, Вова равен по возрасту Пете. Кто старше Сережа или Вова?
5. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом в 12 кг. Когда он съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально.
Задачи с неуместным вопросом (условие задачи не связано с вопросом, для решения задачи требуется изменить вопрос)
1. Золушка перебрала за день 3 мешка с рисом и 4 мешка с гречкой. Сколько раз танцевала на балу Золушка с Принцем?
2. Девочка купила 3 марки по 5рублей. Сколько осталось денег у девочки?
3. Вася подтянулся 12 раз, а Игорь – в 2 раза меньше. Сколько кувырков сделали мальчики?
Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами)
1. В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков?
2. Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа? Что легче – 1 кг ваты или 1 кг пуха? Один ослик вѐз 10 кг сахару, а другой ослик – 10 кг попкорна. У кого поклажа была тяжелее?
3. На дорожке сидели 5 воробьев, к ним прилетели еще 6 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке? 4. Один мальчик шел - пятак нашел. Двое пойдут - сколько найдут?
5. Тройка лошадей пробежала 15 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
6. В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашѐл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног?
7. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?
8. Нужно переправить с одного берега на другой козла, капусту и волка. Волка нельзя оставлять с козлом, козла с капустой. В лодке 2 места, то есть с собой можно взять только одного волка, или козла, или одну капусту.
9. В коробке число конфет - двузначное. Конфеты можно разделить поровну между 2, 3, 4, 5, 6 детьми, но нельзя разделить поровну между 7 детьми. Сколько конфет в коробке? (60к.)
10.Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Гена. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли, если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3. (в детский сад ходит Витя ему 5 лет, Ване 13 лет , Оле – 8, Гене – 15 лет)


2.3 Итоги заключительного этапа исследования.
В настоящее время нужны люди, умеющие творчески мыслить, изобретающие и создающие что-либо новое. Но, к сожалению, современная школа сохранила еще нетворческий подход к усвоению знаний, обучение строится на репродуктивном познании. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики - актуальная проблема современной начальной школы. Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. Проблемой творчества занималось очень много психологов: Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., А. Маслоу, Э. Торренс,. Ими была раскрыта сущность творческих способностей, их структура, механизмы развития, обоснованы генетические, психологические, педагогические аспекты творчества, создано много методик на выявление творческих способностей. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования и развития творческих способностей школьников ученые выдвигают следующие:
1). Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества.
2).Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры.
3). Творческий потенциал самого учителя, его тактичность.
В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей третьеклассников. Он определялся с помощью, педагогического наблюдения, проведения диагностики. Результаты эксперимента таковы: 80% учеников класса имеют средний уровень развития творческих способностей, 8% детей - низкий уровень и 12% учащихся имеют высокий уровень.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы:
-включение творческих заданий на уроках;
-использование возможности домашнего творческого задания;
-проведение различных творческих конкурсов.
На этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Несуществующее животное». Учащиеся проявили свою фантазию в изображении животного, его названии. Контрольный эксперимент показал, что результаты улучшились. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента - 78%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 14%. Низкий уровень остался неизменным - 8%.
Таким образом, можно сделать вывод: опытная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы.

Заключение
Работая над проблемой развития творческих способностей у младших школьников на уроках математики мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия творческих способностей, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа»
По итогам обобщения результатов оценки уровня развития творческих способностей, мы сделали вывод, что наша гипотеза верна, что развитие творческих способностей у младшего школьника на уроках математики будет эффективно, если учитель будет проводить работу по развитию творческих способностей. Был сделан вывод, что большинство учащихся, а именно 63,3% класса, имеют средний уровень развития творческих способностей.
Что означает, что большинство класса достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Дети любознательны, выдвигают идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляют. Высокий уровень развития творческих способностей у 16,6% детей класса, а также низкий уровень 20% учащихся. Это означает, что меньшее количество детей с трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя.
Завершая исследование, я могу сказать следующее, развитие творческих способностей осуществляется только как целостный процесс педагогической деятельности учителя. Учитель должен использовать различные способы и приемы по развитию творческих способностей учеников на различных уроках, а также может использовать возможность творческого домашнего задания. Результатом целостного процесса является развитие творческих способностей, творческого воображения.

Список использованной литературы
1. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т.А. Барышева. – М.: Феникс, 2004. – 414 с.
2. Беспанская, Е. Развейте творческие способности своего ребенка [Текст] / Е. Безпанская. – М.: Союз, 2004. - 32 с.
3. Высилевский А.К. Искусство и школа [Текст]: книга для учителя / А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – 288с.
4. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии [Текст] / А.Н. Воронин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 273 с.
5. Горюнова, Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество [Текст] // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-22.
6. Гуревич, К. Лабиринты развития таланта [Текст] / К. Гуревич // Искусство в школе. - 1993. - № 1. – С. 12-18.
7. Давыдов, В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. – 216 с.
8. Дорфман, Л.Я. Исследование креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 5 – 13.
9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002. – 326 с.
10. Жердева, Е.В. Ребенок в школе [Текст] / Е.В. Жердева. – Изд. 3-е / Ростов н/Дону: Феникс, 2008. - 186 с.
11. Калвейт, Р. Резерв успеха – творчество [Текст] / Р. Колвейт. - М.: Педагогика, 1989. – 152с.
12. Колесов, Д.В. О психологии творчества [Текст] / Д.В. Колесников. // Психологический журнал. - 1992. - № 6. – С. 12-21.
13. Котельников, В. Творчество и креативность [Текст] / В. Котельников - М. Союз, 2004. – 186 с.
14. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – СПБ.: Питер, 2006. – 416 с.
15. Кудрявцев, С. Творческая природа психологии человека [Текст] / С. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. – С. 16 – 24.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу - СПб.: Евразия, 1999. – 480 с.
17. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
18. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаев, А. Новлянская // Искусство в школе. – 1994. - № 2. – С. 9 -18.
19. Московская, С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет [Текст] / С. Московская – СПб.: Питер, 2005. – 96с.
20. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст] / Б.М. Неменская - М.: Просвещение, 1991. – 192с.
21. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 1994. – 496с.
22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: Рус. Яз., 1990. – 921 с.
23. Пономарев, Я. А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Понамарев. – М.: Психология, 1988. – 146 с.
24.Петровский А.М. Психология [Текст] / А.М. Петровский - М.: Политиздат, 1990. – 448с.
25. Подласный, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / И.П. Подласный – М.: ВЛАДОС, 2005. – 574 с.
26. Роджерс, К. Творчество как усиление себя [Текст] / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 1990. - № 1.- С. 8 - 17.
Приложение
Результаты наблюдения
№ Ф.И Желание выполнять творческие задания Включение в творческую деятельность Творческий подход к выполнению творческих заданий Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях
а б в а б в а б в а б в
1. А.Р. + + + + 2. А.Г. + + + + 3. Б.В. + + + + 4. Б.А. + + + + 5. В.А. + + + + 6. Г.К. + + + +
7. Г.С. + + + + 8. Д.В. + + + +
9. Ж.У. + + + + 10. З.А. + + + + 11. З.В. + + + + 12. З.Э. + + + + 13. К.В. + + + + 14. К.А. + + + + 15. К.В. + + + + 16. К.П. + + + + 17. Л.П. + + + + 18. Л.Д. + + + + 19. М.Е. + + + + 20. М.Д. + + + + 21. М.Е. + + + + 22. М.И. + + + + 23. М.В. + + + + 24. Н.Д. + + + + 25. О.Н. + + + + 26. П.А. + + + +
27. П.С. + + + + 28. С.Е. + + + +
29. У.К. + + + 30. Х.К. + + + + ответ а б в
балл 2 1 0
7-8 б- высокий уровень развития творческих способностей (всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность)
4-6 б- средний уровень развития творческих способностей (иногда включаются в данную деятельность, а иногда у них не возникает подобного желания.)
0-3 б –низкий уровень развития творческих способностей (всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе.)
Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
30 6 19 5
% 20 63,3 16,7

Приложение
Несуществующее животное.
№ Ф.И изображение животного название животного
1. А.Р. 1 1
2. А.Г. 1 2
3. Б.В. 2 1
4. Б.А. 2 2
5. В.А. 1 0
6. Г.К. 0 0
7. Г.С. 2 1
8. Д.В. 1 0
9. Ж.У. 2 2
10. З.А. 2 1
11. З.В. 2 2
12. З.Э. 1 0
13. К.В. 1 0
14. К.А. 2 1
15. К.В. 2 1
16. К.П. 2 2
17. Л.П. 2 1
18. Л.Д. 1 1
19. М.Е. 1 1
20. М.Д. 2 2
21. М.Е. 1 1
22. М.И. 2 2
23. М.В. 1 2
24. Н.Д. 1 1
25. О.Н. 2 1
26. П.А. 1 1
27. П.С. 2 1
28. С.Е. 1 2
29. У.К. 1 0
30. Х.К. 1 1
4 б –высокий уровень развития творческих способностей
2-3 б –средний уровень развития творческих способностей
0-1 б –низкий уровень развития творческих способностей
Критерии:
1.Изображение животного:
2 баллов – изображены фантастические животные;
1 баллов – изображение животных выполнено приемом агглютинации;
0 баллов – простые существа, существующие животные или сказочные и мультипликационные персонажи.
2. Название животного:
2 баллов – фантастическое, несуществующее название;
1 балла – немного измененные названия;
0 баллов – неоригинальные названия или их отсутствие.
Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
30 6 18 6
% 20 60 20

Приложение
Несуществующее животное.
№ Ф.И изображение животного название животного
1. А.Р. 1 1
2. А.Г. 1 2
3. Б.В. 2 1
4. Б.А. 2 2
5. В.А. 1 0
6. Г.К. 0 0
7. Г.С. 2 1
8. Д.В. 1 0
9. Ж.У. 2 2
10. З.А. 2 1
11. З.В. 2 2
12. З.Э. 1 1
13. К.В. 1 0
14. К.А. 2 1
15. К.В. 2 1
16. К.П. 2 2
17. Л.П. 2 2
18. Л.Д. 1 1
19. М.Е. 1 1
20. М.Д. 2 2
21. М.Е. 1 1
22. М.И. 2 2
23. М.В. 1 2
24. Н.Д. 1 1
25. О.Н. 2 1
26. П.А. 1 1
27. П.С. 2 1
28. С.Е. 1 2
29. У.К. 1 1
30. Х.К. 1 1
4 б –высокий уровень развития творческих способностей
2-3 б –средний уровень развития творческих способностей
0-1 б –низкий уровень развития творческих способностей
Критерии:
1.Изображение животного:
2 баллов – изображены фантастические животные;
1 баллов – изображение животных выполнено приемом агглютинации;
0 баллов – простые существа, существующие животные или сказочные и мультипликационные персонажи.
2. Название животного:
2 баллов – фантастическое, несуществующее название;
1 балла – немного измененные названия;
0 баллов – неоригинальные названия или их отсутствие.
Всего детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
30 7 19 4
% 23,3 63,3 13,4