Выступление на МО Проектно-исследовательская деятельность, как способ развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте


«Мои особенности педагогической деятельности в современном образовании»
Современные  условия жизни и общественные отношения заставляют педагогов искать новые образовательные резервы. Одним из таких резервов для меня является внедрение в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности.
Перед учителем стоит задача - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.
Проектный метод признан достаточно эффективным и для реализации междисциплинарного подхода в различных областях обучения и воспитания.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия обучающихся с учителем и обучающихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией.
Возможными результатами детского проектирования (выходами) могут быть: альбомы, коллекции, фотоотчеты или фотовыставки, костюм, макет, наглядное пособие, газета, самодельная книжка, сценарий праздника или спектакля, буклет, плакат и т. д.Важно отметить, что проектно-исследовательская деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя и родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования.
В своей работе я придерживаюсь следующих правил:
ориентируюсь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;
стремлюсь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
стараюсь меньше заниматься наставлениями;
не сдерживаю инициативы детей;
учу способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде;
стараюсь обучать школьников умениям анализировать и классифицировать получаемую ими информацию.
40347904445000Наш первый проект с ребятами был в 3 классе «Компьютерные игры – хорошо или плохо?». Мы выбрали эту тему потому, что нас заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему? Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
С детьми мы составили план исследования:
1.Найти и изучить в литературе и интернете сведения о влиянии компьютерных игр на детей.
2.Узнать существуют ли гигиенические требования, которые необходимо соблюдать детям.
3.Провести анкетирование у одноклассников, которое поможет выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.
4.Проанализировать собранную информацию.
5.Выработать Памятку по безопасному пользованию компьютерными играми.
6.Выполнить презентацию по собранному материалу.
7.Участвовать в проведении урока с использованием презентации.
В итоге результат проектно-исследовательской работы был представлен на школьной конференции.
1781175257619500
Правила работы за компьютером.
Следите за тем, чтобы во время работы за компьютером вы сидели на стуле прямо, удобно, плечи — расслаблены, спина опирается на спинку стула, а шея должна быть прямой, но ни в коем случае не вытянутой вперед. Это особенно важно, так как напряжение мышц неизбежно приводит к напряжению глаз и головной боли. 
Проверьте или попросите родителей помочь: ПРАВИЛЬНО ЛИ СИДИТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ?!
Подлокотники стула или кресла не должны подпирать локти и заставлять поднимать плечи. Необходимо, чтобы больше половины длины предплечий упирались на стол. Руки не должны быть на весу. 
Высота стола должна составлять приблизительно 75 см (для человека среднего роста). 
Под столом должно быть достаточно места для ног, чтобы их можно было вытянуть или согнуть.
Клавиатуру должна располагаться на уровне ниже груди, руки — лежать на клавиатуре согнутые в локтях под углом примерно 90°, плечи при этом расслаблены. 

В 4 классе реализовали с детьми проект на тему «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Целью проекта было приобщить ребят к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина; развить творческие способности и фантазию детей.
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
1. Подготовительный:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической, художественной литературы , иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- составление плана работы.
2. Основной: распределение учащихся по проектным группам, сбор информации по группам.
1-я группа – представление информации об А.С. Пушкине.
2-я группа – викторина по сказке «О царе Салтане» А.С. Пушкина. Готовясь к викторине, ребята очень внимательно изучили сказку «О царе Салтане», придумывали интересные, захватывающие вопросы и варианты ответов
3-я группа – инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…Ребята стали юными актерами и великолепно перевоплощались в образы пушкинских героев.
3. Заключительный этап:
 - разработка сборника о Пушкине «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», в котором автобиография поэта, интересные факты жизни А.С.Пушкина на фото, разработка фрагмента «Сказки о царе Салтане» для инсценирования, методическая разработка игры-викторины по «Сказке о царе Салтане», диск с презентацией “Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина”, рисунки обучающихся 4а класса.- изготовление буклета «Биография Пушкина»
Презентация проекта проходила в 2 этапа:
- на школьном «Фестивале учебных проектов»;
- на районном семинаре 22 апреля 2013 года в форме урока-проекта.
196215-254000

-25527009715500
В ходе проектно-исследовательской работы обучающиеся были вовлечены в посильную для них творческую деятельность, а это является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Дети учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений, развивается их творческое воображение. У детей возникает потребность в самореализации, самовыражении.
Учитель нач. классов Пронина Т. В.
В ноябре 2014г во 2-х классах был реализован учебный проект по математике «Геометрические узоры на посуде». Учащиеся демонстрировали продукты своей проектной деятельности: альбомы с рисунками, фотоотчеты… Проект очень увлёк ребят.
165101446530

Так же обучающиеся 2-х классов Зотова Диана и Клинов Егор в этом учебном году создали фоторепортаж «Экскурсия в виртуальный музей «От вершка … до метра» для детей младшего школьного возраста. Старинные русские меры длины стали объектом их исследования. Ребятам понадобился целый месяц. Экскурсия – фоторепортаж носит дидактический характер, то есть поучительный, развивающий с одной стороны, а с другой - творческий. Ещё в 1 классе обучающиеся проявляли интерес к изучению темы «Единицы длины» на уроках математики. Проект представлен как фоторепортаж с комментариями.
Фоторепортаж прошёл несколько испытаний. Первое испытание - во вторых классах школы. В классе ребята выступили в роли экскурсоводов. Была представлена презентация проекта. Учащиеся остались очень довольны. Второе испытание – участие в районном конкурсе «Я - исследователь», где ребята заняли почетное 2-ое место.