Описание педагогического опыта работы«Сопровождение интеллектуальной и творческой деятельности у детей младшего школьного возраста через исследовательские проекты, предметные олимпиады и творческие конкурсы»


Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов
Тимофеевой Татьяны Викторовны
Тема «Сопровождение интеллектуальной и творческой деятельности у детей младшего школьного возраста через исследовательские проекты, предметные олимпиады и творческие конкурсы»
«В каждом человеке есть своя душевная нота.
И велика ценность тех, кто способен услышать её звучание,
помочь обрести ей нужную тональность».
Л.Н. Толстой
Современное состояние общества характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, начиная с самого раннего детства.
Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями общества к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическое сопровождение младших школьников.
Но часто на пути педагога возникают ряд существенных проблем:
Первая проблема, что во многих школах города Тюмени отсутствуют психолого-педагогические службы.
Вторая проблема – это множество противоречивых теоретических подходов и методов в детской психологии по развитию интеллектуальных и творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Третья - проблема семейного воспитания. Каждый родитель хочет, чтобы его сын или дочь были здоровыми и счастливыми, однако, ссылаясь на нехватку времени, не может позаботиться о разностороннем развитии своих детей. Членам семьи нужно увидеть в каждом малыше личность, помочь ей сформироваться, развиваться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, оказать помощь в саморазвитии. Для развития творческих способностей развивающейся личности первостепенное значение имеет семейная среда, стиль семейного воспитания.
На своем педагогическом опыте, я знаю, что дети очень часто упрямы, самолюбивы, эгоистичны и честолюбивы. У большинства из них слишком высокая самооценка и, к сожалению, одни родители на этот факт реагируют спокойно и порой попустительски, а другие наоборот «возносят», требуют особого внимания учителя именно к их ребенку, не обращая внимания, что в классе учатся ещё 27 таких же способных, талантливых детей, в результате, такая позиция родителей приводит к плачевным результатам. Я считаю, что родителям нужно поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления у одаренных детей, но и нужно не забывать, что их ребенка окружают другие дети. Именно такому ребенку, необходимо уважать и проявлять терпимость к сверстникам, а не «зазнаваться», возвышаться над кем-то из детей.
Таким образом, указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал младших школьников не раскрывается в полной мере.
Дети с нестандартными способностями – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Они представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Таких детей мы называем «одаренными», ссылаясь на концепции американских и российских психологов Дж.Рензулли, П.Торренс , Богоявленской Д.Б., Шадрикова В.Д., В.С.Юркевича.
Авторы предлагают относить к категории «одаренных» тех детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров, это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В этом определении содержатся три характеристики:
высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности (например, умственных способностей для интеллектуального типа одаренности;
высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей);
сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).
Американский психолог Дж.Рензулли в своей концепции, считает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений.
С учетом всего вышесказанного, в своей практике надо опираться на следующие понятия.
«Одаренность» – это системное, развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
«Одаренный» ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Отличительные особенности одаренных детей:
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
Испытывают радость от умственного труда.
На мой взгляд, важным моментом является то, что у этих детей уровень способностей значительно выше, чем у «среднего» ученика.
Моя задача, как педагога - выявить и раскрыть едва проявивший себя «росток одарённости», не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, оказать помощь в дальнейшем развитии, так как именно их интеллектуальные достижения и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл.
С моей точки зрения, невозможно учить и развивать детей, познавать новое, ставить перед собой цели, определенные задачи и при этом самому оставаться на той же ступени развития, поэтому я учусь вместе со своими учениками, то есть выступаю в роли педагога-наставника (на современном языке «тьютора»), который сам творчески развивается, умело корректирует научно-исследовательскую деятельность детей, и тем самым создает благоприятные условия для развития способностей детей.Поэтому целью моей педагогической деятельности - является создание условий для выявления, сопровождения и развития интеллектуальных и творческих способностей у детей начальной ступени обучения.
Для достижения цели я ставлю следующие задачи:
«Увидеть» детей с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом , используя различные современные методики и приёмы.
Спланировать и организовать совместную учебно-творческую деятельность «ребёнок – родитель-учитель – школа».
Сформировать у детей положительную самооценку и уверенность в дальнейшем развитии собственных интеллектуально-творческих способностей.
Работая в должности учителя начальных классов более 19 лет мне сразу «бросаются в глаза» дети, которые уже в первом классе отличаются от других учеников остротой мышления, наблюдательностью, разносторонней любознательностью, умением грамотно излагать свои мысли и проявляют творческие способности к решению нестандартных задач.
Поэтому я выделила в работе с одарёнными детьми основные приёмы организации учебного процесса:
Индивидуализация и дифференциация обучения.
Использование инновационных образовательных технологий.
Психологическое и педагогическое сопровождение.
На своих уроках я использую такие методы обучения, как проблемные ситуации, поисковые задачи, моделирование, решение познавательных задач, детское экспериментирование и опытническая деятельность, практическая исследовательская деятельность (индивидуальная, групповая, создание сказочных ситуаций, развивающие кроссворды, специальные упражнения (вопросы-гипотезы, вопросы- доказательства), которые дают высокие результаты в учебном процессе.
Таким образом, у ребенка при тьюторской помощи развиваются:
Комммуникативные УУД-
умение самостоятельно формулировать собственное мнение и позицию;
аргументировать её с позиции партнера в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные УУД –
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Регулятивные УУД –
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Личностные УУД –
осмысление себя как личности, которая требует постоянного развития, самореализации и самосовершенствования.
В результате, все это способствовало укреплению детского ощущения «Я могу! Я знаю! »
Исходя из этого, в своей практике я использую элементы из программы «Рабочая концепция одаренности». Авторами программы является большая группа российских специалистов в области психологии одаренности В.Д. Шадриков, Ю.Д.Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И.Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич. «Авторы предприняли попытку обобщения взглядов зарубежных и в особенности отечественных авторов на современное состояние знаний в области психологии одаренности. Эта концепция неоднократно обсуждалась в СМИ, на семинарах и конференциях, проходивших в различных регионах России. Характер обсуждений и принятые после них документы позволяют утверждать, что в результате проделанной работы удалось сделать главное – сблизить позиции теоретиков и практиков и консолидировать их усилия как в продолжении теоретико-экспериментальных исследований, так и в практической работе с одаренными детьми. В "Рабочей концепции одаренности" (Журнал "Вопросы психологии", 2003г. ) этот феномен определяется как "системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми".
На основании изученных материалов, я стараюсь добиться от своих учеников высоких результатов в интеллектуальной и творческой деятельности через предметные олимпиады, исследовательские проекты и творческие конкурсы.
Всю педагогическую работу в этом направлении строю поэтапно.
Этапы работы по выявлению талантливых и одаренных детей:
1 этап -
Диагностический (1 класс)
Сбор предварительной информации о детях, поступивших в 1 класс.
Проведение «Стартовой диагностики» вначале первой четверти.
Создание электронного портфолио на каждого обучающегося.Формирование банка диагностических материалов для выявления уровня развития личности ребёнка
2 этап –
Практический
(2-3 классы)
Разработка карты «ИРО», «Технологической карты индивидуальной работы на уроке» для талантливых и одарённых обучающихся.
Работа по созданию и реализации исследовательских проектов через урочную и внеурочную деятельность.
Подготовка детей к предметным олимпиадам и творческим конкурсам.
3 этап -
Аналитический
Анализ и обобщение планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов.
-построение прогноза развития одаренных детей.
Мониторинг результативности развития обучающихся с 2011 – 2015 г.г..
Корректировка индивидуального маршрута развития обучающегося.
1 этап – Диагностический.
Мои первые шаги направлены на то, чтобы собрать информацию о детях, поступивших в 1 класс. В сентябре – октябре в школе согласно требованиям ФГОС проводится «Стартовая диагностика готовности к изучению естественно-математического и гуманитарного направлений» (Приложение1).
Затем, с целью изучения личностных сторон развития младшего школьника провожу анкетирование для родителей, наблюдение за детьми, изучаю их интересы и склонности.
Данные результаты позволяют мне определить: эмоционально-волевую сферу как центральное звено в проявлении развития одаренности; мотивацию к познавательной деятельности.
Таким образом, намечается круг детей для более углубленного исследования их индивидуальных особенностей.
2 этап – Практический включает учебную, методическую и творческую деятельность.
В учебной деятельности работу с одаренными детьми я выстраиваю через отдельные приемы и способы из программы «Система развивающего обучения Л.В. Занкова».
Эта программа имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и е процессу их открытия, тем самым способствует развитию творческих способностей младшего школьника. В работе с одаренными детьми я использую дифференцированный подход, что позволяет мне расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Для этого использую индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. На уроках применяю элементы технологии проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, исследовательской деятельности; использую «метод проектов» на основе курса «Учусь создавать проект» (авторы: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова), творческие и нестандартные задания из курсов «Развитие познавательных способностей» и «Заниматика» (автор Холодова О.А.), а также что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной поисково-творческой деятельности.
Еженедельно я провожу дополнительные занятия, направленные на развитие у детей памяти, внимания, воображения, речи, логического мышления. На этих занятиях в игровой форме, я использую некоторые задания из методики А.З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника», из программ Мищенковой Л.В. «36 занятий для будущих отличников» и Т.Н. Соколовой «Школа развития речи».
Одной из форм организации внеурочной деятельности являются занятия кружка «Всё узнаю, всё смогу». В занятия я включаю четыре основных темы: «развитие способности комбинировать», «развитие способности планировать», «развитие способности анализировать», «развитие способности рассуждать. Итогом наших занятий является разработка исследовательских проектов (Приложение 2).
Это дает возможность каждому ученику продвигаться в том направлении, в котором он проявляет одаренность. Данные занятия способствуют проявлению самостоятельности, самореализации, воплощению у школьника его собственных идей, которые направлены на создание нового. В процессе занятий формируется важное качество, как глубина и обоснованность мышления, его критичность.
Методическая деятельность направлена на создание сводной таблицы «Учёт достижений обучающихся в направлении специальной одаренности» (Приложение 3) и соответственно разработка карты «Индивидуального развития обучающегося- ИРО» (Приложение 4), «Технологической карты индивидуальной работы на уроке» (Приложение 5) с высоким интеллектуальным потенциалом для подготовки к олимпиадам; разработка планов индивидуальных занятий.
Маршрут подготовки к олимпиадам каждый учебный год я корректирую и составляю для каждой категории детей разный, строю его на основе содержания образования, материалов олимпиад разного уровня, плана подготовки одаренных учеников класса к предметным олимпиадам. Конечно, такие планы – это еще не гарантия призовых мест на предметных олимпиадах, но это – еще одна возможность приблизить учеников к предметам, расширить их творческие способности.
Особое внимание уделяю мониторингу развития творческого потенциала. Мониторинг стараюсь проводить постоянно на протяжении всей деятельности, чтобы можно было установить факт и направление динамики развития детей, их личных достижений. Для этого использую методику Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» и методику А.З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника».
3 этап -Аналитический включает анализ и обобщение планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов;
-построение прогноза развития одаренных детей;
- участие одаренных детей в различных предметных олимпиадах, конкурсах, выставках, фестивалях, научно–практических конференциях, на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях .- карты оценки проектно-исследовательских работ обучающихся.
Особое внимание уделяю мониторингу развития творческого потенциала. Мониторинг стараюсь проводить постоянно на протяжении всей деятельности, чтобы можно было установить факт и направление динамики развития детей, их личных достижений.
Для этого использую методику Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» и методику А.З. Зака «Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника».
Проанализировав результаты совместной деятельности «ученик - родитель- учитель- школа» , я решила подготовить «Мониторинг результативности развития обучающихся с 2011 – 2015 г.г.» (Приложение 6).
В результате, можно сделать вывод: дети быстро взрослеют.. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребёнок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос.
Талантливые люди – достояние общества. Желательно, чтобы усилия педагога, направленные на повышение творческого и интеллектуального потенциала учебного процесса, были поддержаны администрацией школ и родителями, а так же учреждениями дополнительного образования.
Хотелось бы отметить, что именно в нашей школе № 30 постоянно осуществляется поддержка талантливых, интеллектуально- одаренных детей со стороны администрации и родительской общественности. С 2011 года работает школьное НОУ (научное общество школьников 1- 11 класс) «АТОМ». Руководителем этого общества является Семёнова Виктория Леонидовна.
Все будущее страны связывают с креативным и интеллектуальным развитием подрастающего поколения.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребёнку от рождения.
Закончу словами немецкого деятеля Августа Бебеля «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.
Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
Литература.
1.Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. «Гринго»,1995
2. Битуова Д.Р. Одарённые дети: проблемы и перспективы / Исследовательская деятельность школьников, № 3 – 2005
4. Интернет-ресурсы