Теоретический аспект развития креативных способностей младших школьников в условиях виртуальной образовательной среды


Гладкова М.Д.
магистрант ГАОУ ВО МГПУ
(научный руководитель – В.П. Сергеева)
Теоретический аспект развития креативных способностей младших школьников в условиях виртуальной образовательной среды
Последние десятилетия во всем мире характеризуются значительным ростом внимания к развитию креативных способностей школьников. Усилия, направляемые на их наращивание, множатся с каждым днем. Постоянное обновление и заметное расширение круга людей, у которых с годами развивается большой творческий потенциал, делают факт развития школьников в данном направлении, очевидным.
Вопрос развития способностей достаточно долгое время изучается в психолого-педагогических исследованиях, однако до сих пор он является актуальным. В свете модернизации российского образования повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Поэтому возникает необходимость в формировании творческой личности и развития её способностей.
В XVIII веке возникли философские споры о гении, в частности, об истоках творческого гения. Например, Дафф (1767, цит. по: Becker, 1995) отличал творческий гений от таланта, который характеризуется высоким уровнем достижений, но не обязательно оригинальным мышлением. Таким образом, постепенно формировалось представление о креативности как особой форме гениальности, отличной от таланта и определяемой генетическими и средовыми факторами (Albert; Runco, 1999). Сверхъестественный аспект креативности постепенно исчез из научного анализа.
Анализируя основные философские подходы, можно сказать, что представления о творчестве менялись от одной исторической эпохи к другой, мистические представления сменялись на более реалистические рассуждениями, в которых человек должен полагаться на себя и себе подобных.
Таким образом, понятие креативность приобрело свое значение только к началу 50-х гг. и исследовалось в различных подходах.
Существует как минимум три основных подхода относящиеся к интеллекту и креативным способностям.
Представители первого подхода утверждают, что как таковой креативных способностей нет.[1] Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация ценности, личностные черты (А.Дж. Танненбаум, А. Маслоу, О.Б. Богоявленская и др.).[2, с.44] К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений в неопределенных и сложных ситуациях. [3, с.11] Другой подход предполагает характеристику креативных способностей как творческой способности, которая является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев). Третий подход строится на связи уровня развития интеллекта и уровня креативных способностей. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Г. Айзенк, Д. Векслер, А. Термен и др.).[1]
Анализ процесса креативности у детей позволил выделить Н.Н. Подъякову следующее: при усвоении новых заданий в процессе учебы, происходит актуализация прежних знаний, при этом наблюдается глубокое взаимопроникновение новых и уже имеющихся знаний, ведущее к перестройке какой-то части прежнего опыта ребенка, порождению оригинальных интересных догадок, предположений, которые не были запрограммированы содержанием обучения. Эти процессы являются основой неожиданных актов творчества, порождающийся и реализующихся ребенком сразу, экспромтом, на одном дыхании. [4, с.16]
Таким образом, разные психологи, имея различные точки зрения по поводу этапов развития креативного процесса, в итоге сходятся к единому мнению, что данные этапы – есть «характеристики сменяющих друг друга доминирующих в тот или иной момент структурных уровней организации психологического механизма творчества» [5, с.309], чередующиеся сознательной и бессознательной работой.
По мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой виртуальная образовательная среда - быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет:
1) инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников учебного процесса в рамках открытой модели асинхронного индивидуального обучения;
2) информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.;
3) современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.[6, с.6]
Креативная образовательная среда на основе ИКТ – это многомерная индивидуализированная самоорганизующаяся целостность, насыщенная всеми необходимыми компонентами, в первую очередь информационно-коммуникативными, дающая возможность личности, функционирующей в ней, развить свои творческие способности, а также обеспечить ее самореализацию в личностный рост.
Интерактивное оборудование предоставляет большие возможности для множества специалистов. Оно может успешно применяться психологом и логопедом в организации диагностики, при коррекционной работе с детьми. Опираясь на возможности интерактивного оборудования можно организовать исследование и придумать игру вместе с детьми, положить начало формированию компетенций, востребованных сегодня обществом. [7, с.1]
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
возбуждает живой интерес к предмету познания;
расширяет общий кругозор детей;
возрастает уровень использования наглядности на уроке;
идет более полное усвоение теоретического материала;
идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. [8, с.104]
Список литературы
Айзенк Г.Ю. Интелект: новый взгляд// Вопросы психологии. - №1. -2006.
Богоявленская Д.Б. Психология креативных способностей. – М.: Академия, 2012.-215 с.
Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. – М: ИП РАН, 2001.
Подъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. – 1991 - №1, с.16-19
Практический интеллект/ под.ред. Р.Дж. Стернберга. – СПб.: Питер, 2008.
Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 102 с.
Вайндорф-Сысоева М.Е., Семёнова Ю.В., Хапаева С.С. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ISSN 2224-0209 Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – № 3
Научно-методическое издание. Материалы XXII международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 29-30 июня 2011 г., Троицк, ЦНПТ, МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», 424 с.