Доклад Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - педагогики, психологии, лингвистики, математики и др. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности.
С психологической точки зрения возраст 7-10 лет является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. В начальных классах, особенно в первом классе, только начинает формировать способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое.
Исследуя тему «Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики» появилось желание ввести творческие задания в уроки математики.
Работа над опытом охватывает период с 2012 года, когда из учащихся 1-го класса были сформированы группы разного уровня творческого развития и продолжалась до окончания 4 класса (2016 год).
Подготовительный этап работы перед обобщением опыта длился с сентября 2012 г. по февраль 2013 года. Он заключался в изучении методической литературы по данной теме, сопоставлении опыта автора с отраженным в литературе опытом других учителей по данному вопросу, составлении планирования, систематизации ранее накопленных фактов из опыта, выбора диагностического инструментария для определения результативности. А также выступление на VIII Конкурсе исследовательских работ педагогов «От знаний – к опыту, от опыта – к мастерству».
Практический этап работы с сентября 2013 года по май 2015 года. Состоял он в изучении инновационных технологий и в апробации подобранных методов, форм и видов работы: и дифференцированного подхода к детям, и индивидуальной работы на уроке, и различных дидактических, иллюстративных, раздаточных материалов, технических средств обучения и вспомогательного материала к ним: - все это дает детям установку на творчество.
Аналитический этап: с сентября 2015 года по май 2016 года, он включает
проведение мониторинга определения качества и уровня сформированности творческих ключевых компетенций у учеников.
Технология опыта
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческого мышления учащихся в учебно-воспитательной деятельности при изучении посредством системы творческих заданий.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- использование урочной и внеклассной творческой деятельности, направленной на развитие креативных способностей школьников;
- создание условий для внедрения проектно-исследовательской методики;
- использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий;
- приведение в систему механизма дифференцированного и индивидуального подхода к личности каждого обучающегося;
- диагностика сформированности умений и навыков школьников.
Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека.
Формирование творческого мышления на уроках математики через решение определенного типа задач в форме увлекательных игр обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка как творческой личности.
Для того чтобы сформировать у школьников умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Согласно логики творческого обучения необходимо было модернизировать урочную деятельность по математике по проекту «Начальная школа ХХI века» под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой. Обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение.
Средства достижения целей и задач опыта: применение игровых форм обучения, разнообразие наглядных пособий, применение информационных технологий, занимательность подаваемого материала (задачи-шутки, ребусы, считалки, скороговорки и т.д.).
С опорой на различные теории, подобрана система упражнений и творческих задач на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономерности.
Кроме того, предлагаются нетиповые, нестандартные задачи, имеющие иногда несколько способов решения, которые не только развивают умственные способности, но и приучают обучающихся к исследовательской деятельности.
Уроки строились на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели почувствовать конкретную трудность, определить её (выявить проблему), сформулировать гипотезу по её преодолению, получить решение проблемы или её части, проверить гипотезу с помощью наблюдения или экспериментов.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроке предлагают задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может.
Работа на уроке строится так, чтобы ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес, использует межпредметную интеграцию.
Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы.
Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах предлагаются загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат)
Интересен и процесс отгадывания загадки. Он осуществляется таким образом: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем-то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в ином сочетании и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
На понимании внутренней структуры загадки дети учатся отгадывать их: понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учит составлять загадки самостоятельно.
Доказательство начинают с объяснения отгадки, которое потом подтверждают перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивным) дети пользуются чаще всего, так как в силу особенности возраста они стремятся быстрее дать ответ. Иногда поступают по-другому: в начале доказательства рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка - логический итог этого рассуждения (индуктивный способ).
Применяются скороговорки. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, развития памяти.
Например, при знакомстве детей с числом и цифрой «3» предлагает им автор такую скороговорку:
Три сороки - три трещотки -
Потеряли по три щетки:
Три - сегодня,
Три - вчера,
Три - еще позавчера.
После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей обучающихся действительностью. Они позволяют применять их при решении различных жизненных проблем. Своим конкретным содержанием они способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное - учит детей логически мыслить.
Эффективности обучения математике добиваюсь умением организовать на уроке внимание детей. Внимательно слушая объяснение на уроке, школьник легче воспринимает, понимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому стараюсь придавать большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого постоянно включаю в урок специальные упражнения и задания для устного счета, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Для развития внимания детей провожу устный счет с элементами игры, стараясь сделать его доступным, интересным для каждого обучающегося, используя для этого дифференцированные и индивидуальные задания в соответствии с целями и требованиями к современному уроку.
Младшие школьники очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведет к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может не сказаться положительно на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании умений и навыков.
Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и жизненной), учащиеся должны уметь анализировать ситуацию, проводить мыслительные операции.
Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.
Синтез - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует умение решать задачи, в которых от обучающихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, транспорта и т.д. Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассуждений при решении проблем, способствует постепенному переходу к более развитым формам анализа и синтеза, когда аналитически мыслящий ребенок осознает содержание своих мыслей и может передать его (или их) письменно или устно другому человеку.
Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.
Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, в решении задач. Широко применяю аналогию при решении текстовых задач. Составление обратных задач. Это:
1) задачи на предположение;
2) задачи на перебор вариантов;
2) задачи на движение (встречное, в противоположном направлении, вдогонку, с отставанием) по суше.
Такие упражнения развивают воображение учащихся, активизируют мыслительную деятельность. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов по функциям, по признакам.
Уделяется большое внимание задачам на нахождение закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, обучающиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Выполнению мыслительных операций и их развитию, развитию основных качеств креативности способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и образное мышление.
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является оценка творческого мышления учащихся. Можно сделать вывод, что творческие задания являются средством для развития творческого мышления, они учат детей нестандартно подходить к решению проблемы.
Материалы опыта призваны помочь учителям начальных классов, а также педагогам дополнительного образования создать условия для формирования креативности школьников.
Также результатом работы по данной теме считаю достижения своих учеников в различных по направлению и уровню конкурсах и олимпиадах. Ежегодно в период с (2012-2016 учебный год) ученики становятся победителями и призерами республиканской олимпиады на кубок Ю.Гагарина по математике, информатике, русскому языку и окружающему миру. Среди них Тагиров Данил – является самостоятельным и активным поисковиком различных олимпиад по математике и русскому языку.
Ученики активно принимают участие в исследовательской деятельности и имеют положительные результаты совместного труда.