Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (2 класс) авторы Л. В. Школяр, В.О. Усачева


Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, программы «Музыка», авторы Л. В. Школяр, В.О.Усачева.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.
Изучение предмета в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Программа «Музыка» во 2 классе, авторов: Л.В.Школяр, В.О.Усачевой, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Данная рабочая программа составлена на 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.
Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.
В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.
Таким образом, программа и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану МБОУ «Школа №14» на 2015/2016 учебный год на изучение предмета «Музыка», предметная область «Искусство», во 2 классе отведено 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Программа «Музыка» опирается на следующие принципы: преподавание музыки в школе как живого образного искусства; возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства; деятельностное освоение искусства; моделирование художественно-творческого процесса.
При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются: наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного индивидуального музицирования; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира; элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Содержание учебного предмета
Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы: «Три кита в музыке», «О чём говорит и что выражает музыка», (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой), «Что такое музыкальная речь». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанные  художниками-передвижниками.
Материал учебника структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
 Второй год обучения объединяют 4 темы: «Три жанра музыки»(9ч), «О чем говорит музыка?»(7ч), «Куда ведут нас «три кита»»(10ч), «Что такое музыкальная речь?»(8 ч).
В основе тематизма второго года обучения лежит дальнейшее освоение учащимися первичных жанров. Углубление и закрепление понятий о разных видах марша, танца, песни. Знакомство в общем виде   с жанрами оперы, балета, симфонии, концерта.
Использование ИКТ (показ фрагментов оперных и балетных спектаклей, презентации с использованием фонограмм звучащих инструментов, компьютерные энциклопедии, музыкальные игры) позволяет учащимся лучше понять и усвоить музыкальный материал.
« О чем говорит музыка?» и  «Что такое музыкальная речь?»   становится предметом обсуждения на уроках. В ходе слушания музыки закрепляется понимание о выразительных средствах музыки и эмоционально - образном воздействии. Музыкально - дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала.
 
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности

урока Дата
Раздел
Тема урока Характеристика деятельности
обучающихся примечание
1
2 2вб
02.09
2агд
07.09 Три жанра в музыке - песня, танец, марш(9 ч.)
Три жанра в музыке - песня, танец, марш. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость 2агд
14.09
2вб
09.09 Как получается музыка? Мифы, сказки, легенды 3 2вб
16.09
2агд
21.09 Марш Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Корректировать собственное исполнение
Узнавать изученные музыкальные произведения.
Называть их авторов
4 2вб
23.09
2агд
28.09 Музыкальная лаборатория 5 2вб
30.09
2агд
05.09 Танец 6 2вб
07.10
2агд
12.10 Волшебный мир танца 7 2вб
14.10
2агд
19.10 Песня 8 2вб
21.10
2агд
26.10 Разучиваем, поём, играем 9 2вб
28.10
2агд
09.11 Обобщающий урок по теме: жанры музыки
О чём говорит музыка (7 ч.) 10 2вб
11.11
2агд
16.11 Музыкальная лаборатория Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения
Узнавать изученные музыкальные произведения.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение 11 2вб
18.11
2агд
23.11 О чем говорит музыка? 12 2вб
25.11
2агд
30.11 Что выражает музыка? 13 2вб
02.12
2агд
07.12 Музыкальный портрет 14 2вб
09.12
2агд
14.12 Изобразительность в музыке 15 2вб
16.12
2агд
21.12 Музыкальная лаборатория 16 2вб
23.12
2агд
28.12 Разучиваем, поём, играем
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.) 17 2вб
13.01
2агд
18.01 Куда ведут нас «три кита»? Опера Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Корректировать собственное исполнение
Узнавать изученные музыкальные произ
ведения.
Называть их авторов
18 2вб
20.01
2агд
25.01 М. Коваль «Волк и семеро козлят» 19 2вб
27.01
2агд
01.02 Балет 20 2вб
03.02
2агд
08.02 Волшебный мир танца 21 2вб
10.02
2агд
15.02 Симфония 22 2вб
17.02
2агд
22.02 Концерт 23 2вб
24.02
2агд
29.02 Опера и симфония 24 2вб
02.03
2агд
07.03 Музыкальная лаборатория Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров 25 2вб
09.03
2агд
14.03 Марш в опере, балете, симфонии Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. 26 2вб
16.03
2агд
21.03 Обобщение по теме «Куда ведут нас песня, танец, марш?
Что такое музыкальная речь (8 ч.) 27 2вб
06.04
2агд
04.04 Что такое музыкальная речь? Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трёхчастные),
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении 28 2вб
13.04
2агд
11.04 Мелодия, темп, лад, регистр 29 2вб
20.04
2агд
18.04 Разучиваем, поём, играем 30 2вб
27.04
2агд
25.04 Музыкальная лаборатория 31 2вб
04.05
2агд
02.05 Средства выразительности в музыке 32 2вб
11.05
2агд
16.05 С.Прокофьев «Петя и волк» Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.
Участвовать в коллективноммузицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах 33 2вб
18.05
2агд
23.05 Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.
Участвовать в коллективноммузицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах 34
2вб
25.05
2агд
30.05
Создание музыкальных образов. Обобщение.
Итого: 34 часа Размышлять о музыкальных образах Отечества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении
музыкальных образов.
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Программа «Музыка» (авторов:В. О. Усачева, Л. В. Школяр)//Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – Изд. 2-е испр. – М.: Баласс, 2012.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка». Учебник для 2 –го класса. – М. :Баласс, 2011.
Усачёва, В.О.Музыка. 2 класс: Методические рекомендации для учителя / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – М. :Баласс, 2013. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В.Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 2 класс. – М. :Баласс, 2011. – 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
- портреты композиторов;
- портреты исполнителей и дирижеров;
- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот
6. Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;«Музыкальный энциклопедический словарь» (http://www.music-dic.ru), Категория: Музыкальные энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
- мультимедийные энциклопедии: «Классическая музыка» (http://www.yo-soft.org/books/708-klassicheskaya-muzyka-multimediynaya-enciklopediya.html), MULTIMEDIA–поддержка учебного предмета «Музыка» (http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/proekt-muzyka/metodicheskie-materialy/multimedia-podderzhka-uchebnogo-predmeta-muzyka.html),Мультимедийная энциклопедия "Sonata. Не только классика"  (http://www.mini-soft.ru/product/284226)
-аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
- демонстрационные материалы учебного предмета «Музыка», «Изобразительное искусство», предметов других предметных областей.
7. Технические средства обучения:
- компьютер; мультимедийный проектор;
- экран; DVD.
8. Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
музыкальный инструмент: фортепиано (пианино); клавишный синтезатор.