Проект Зеленый лучок — мой дружок.


Проект «Зеленый лучок — мой дружок».
Багрянская Марина Юрьевна МКДОУ «Отрадненский детский сад». Введение
Как вырастить лук на подоконнике? Этому и посвящён данный проект. Проект возник по инициативе самих детей группы. В ходе беседы с детьми выяснилось, что не все знают: лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А что в нем полезного и как его надо выращивать практически никто не знал. В групповой комнате детского сада мы решили посадить свой лучок. Но прежде чем начать эксперимент была проведена предварительная работа: вместе с детьми подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке., интересные факты о луке, дидактические игры. Познакомила детей с элементарными сведениями о луке. Узнали, что существует много видов лука, лук батун, шнитт-лук лук репчатый, лук – порей. Узнали так же, что в России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке, даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней. Это была здоровая и полезная пища дети теперь знают, что лук, это лекарство. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечества психологической науки Лев Семенович Выготский.
К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше времени уделяется исследовательской деятельности. Не исключение и моя группа, где создаются все условия для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?». Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Ожидаемые результаты:
- объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике, при этом дети должны:
- получить представления как сажают лук, как ухаживать за ним;
- знать пользу лука;
- знать поговорки, пословицы, загадки про лук;
- знать «где?» и в каких целях можно использовать лук.
Цель проекта:
1. Вызвать интерес детей к познавательно –исследовательской деятельности по средствам наблюдения за луком.
2. Формировать знания детей о свойствах лука.
3. Развить интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания лука.
4. Развивать у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
5. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Зеленый лучок-наш дружок»
Участники проекта.
Дети средней группы «Русалочка», воспитатель.
Задачи проекта.
расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
учить детей ежедневно ухаживать за луковицами в комнатных условиях;
формировать представления детей о строении почвы;
формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц, делать выводы;
фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в плошке с почвой, сравнивать, анализировать.
формировать навыки исследовательской деятельности, инициативность; активизировать внимание, память, обогащение словарного запаса, развивать речь
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Методы проекта:
Самостоятельные и коллективные наблюдения;
Тактильно-мышечная наглядность;
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, словесные инструкции;
Просмотр мультфильма, снятого по мотивам сказки Д. Родари «Приключения Чипполино», «Лунтик» «Лук».
План реализации проекта.
Развивающая среда, природный уголок, природное окружение.
Беседы «О пользе лука», «Овощи».
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Опиши – мы отгадаем», «Определи на ощупь», «Определи на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Что сначала, что потом», «В гостях у Чипполино»
Подвижные игры: «Магазин овощей», «По ровненькой дорожке», «Огородники», «Заяц и воробей», «Быстро возьми», «Перевези урожай», «Расти, расти, лучок», «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик», «Свари суп или компот».
Были принесены для проведения проекта – плошка, земля, луковицы для посадки.
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Лунтик» « Лук», «Чипполино» с детьми.
Консультации для родителей: «Лук от семи недуг», «Лук-панацея от всех болезней», «Как вырастить хороший урожай лука?», «Лук –надежный друг», «О луке- детям».
Выставка картинок: различные виды лука.
Занятие и беседы, по экологии.
1. Занятие «Посадка лука».
Цель: Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.
2. Беседа «Овощи».
Цель: Продолжаем формировать представление детей об овощах. Рассказываем и закрепляем знания у каких овощей едят корешки и вершки.
3. Рассказ лука.
Цель: расширяем знания о родине произрастания, о разных видах лука, о значимости лука на Руси и в современном мире.
4. Беседа «Витамины для детей»
Цель: Научить ребенка заботиться о своем здоровье
5. Занятие по изо деятельности.
а) Рисование «Зеленый лучок- наш дружок».
Цель: Воспитывать интерес к рисованию, развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус; учить рисовать прямые вертикальные линии; учить рисовать круг и закрашивать его.
б) Лепка «Зеленый лучок- мой дружок»
Цель: Учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками, продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей разной формы. Продолжать учить детей пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию лука разной формы.
Исследовательский этап.
1. «Посадка лука».
Цель: Познакомить детей со свойствами лука: круглый, горький, заставляет плакать. Учить сажать луковицы в землю и в воду. Дать понятие, что для роста лука нужна вода.
2. Выставка картинок «Различные виды лука».
Цель: расширяем кругозор.
2.«Витамины для детей».
Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье
3. Чтение литературных произведений.
1. Чтение и отгадывание загадок и стихов, пословиц про лук.
2. Чтение сказки Д. Родари «Приключения Чипполино».
3. Просмотр развивающих мультфильмов.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
4. Подвижные игры: «Магазин овощей», «По ровненькой дорожке», «Огородники», «Заяц и воробей», «Быстро возьми», «Перевези урожай», «Расти, расти, лучок», «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик», «Свари суп или компот».
5. Работа с родителями.
Консультация «Лук-панацея от всех болезней», «Лук от семи недуг», «Как вырастить хороший урожай лука?», «О луке- детям», «Лук- надежный друг».
Буклет «Овощи».
Консультация «Огород на поддоннике».
Подведение итогов реализации проекта.
1. Дети получили знания, что для роста растений нужны свет, вода, тепло;
2. Проводимая работа позволила воспитывать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям;
3. Все участники проекта получили положительные эмоции от полученных результатов.
4. Многие дети, вдохновившись реализации проекта, дома тоже «устроили огород на подоконнике».
5. Ежедневно во время обеда дети и воспитатель кушают зеленый лук. Это польза организму и профилактика гриппа и ОРВИ.
Беседа с детьми о пользе лука, о его целебных свойствах.
Ребята узнали, что лук используют не только для приготовления салатов и супов, но также лук полезен своими лечебными свойствами. Благодаря высокому содержанию фитонцидов лук эффективен для профилактики простудных заболеваний и гриппа. Такая «зеленая аптечка» может расти в группе на подоконнике.
Лук репчатый.
Польза лука репчатого не только в его остром вкусе и специфическом аромате, издавна известно о его целительных свойствах, которые с успехом применяются и сегодня. В диком виде это многолетнее растение, при возделывании его в культуре – двухлетнее. В первый год из семян вырастает луковица, во второй год она дает цветоносный стебель и семена. Также распространено размножение лука вегетативным способом - луковицей. Луковица представляет собой видоизмененный побег, а чешуйки, из которых она состоит – видоизмененные листья. Луковицы некоторых сортов репчатого лука достигают диаметра 15 см. Наружные чешуйки сухие, и в зависимости от сорта могут быть окрашены в желтый, фиолетовый или красный цвет. Внутри чешуйки белые, зеленоватые или фиолетовые, по структуре сочные и мясистые. Они расположены на укороченном видоизмененном стебле – донце, от которого вниз отходят белые корешки. Между сочными чешуйками находятся видоизмененные почки, именно из них образуются новые луковицы при вегетативном способе размножения.