Исследовательская работа Жаргон в речи школьников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПАВЛО-ФЁДОРОВКА КИРОВСКОГО РАЙОНА»
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
ЖАРГОН В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор:
Лиханова Елена, учащаяся 9 класса


Руководитель:
Салимова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории

Павло-Фёдоровка2016 год
Содержание
1. Введение __________________________________________________ стр. 2-3
2. Жаргон в речи школьников
2.1. Жаргон как особая разновидность лексики____________________ стр. 4
2.2. Особенности функционирования жаргонизмов_________________стр. 5
    2.3. Классификация и способы словообразования жаргонизмов_______стр. 6
2.4. Жаргонизмы как средство речевой выразительности_____________стр. 7-9
2.5. Причины использования молодежного жаргона_________________ стр. 9
2.6. Методика сбора материала у учащихся школы__________________ стр. 9-11
3. Заключение___________________________________________________стр. 12
4. Библиография________________________________________________ стр.13
5. Приложение
5.1. Анкета____________________________________________________ стр.14
  5.2. Словарь___________________________________________________ стр.15-20
5.3. Диаграмма_________________________________________________стр.21
1. Введение
        Наверно, если бы возможно было встретиться с тринадцатилетним подростком XIX века, мы бы выглядели в его глазах, по меньшей мере, инопланетянами. Поймём ли мы друг друга? Думаю, что поймём. Ведь есть жизненные категории, которые не подвластны времени. Это дружба, любовь, честь, милосердие – те нравственные истины, которые во все времена были мерилом человечности, над которыми мы размышляем, читая произведения великой русской литературы.
      Хранителем этих истин является наш язык.
Наш язык - это русской культуры великой основа,И его нужно нам охранять, развивать и беречь -Очень важно избавить его от всего наносного, Защитить от "словесного мусора" русскую речь.Процветает сегодня жаргон, наш язык засоряя,Лезут к нам в лексикон иностранные нагло слова;Чахнет русская речь, красоту, самобытность теряя,Но пока, несмотря ни на что, она всё же жива. Защитим же от слов чужеродных нашествия злогоМы всем миром сегодня великий язык наш родной,Сохраним для потомков прекрасное русское слово,Чтоб гордились они и культурой своей, и страной!
В стихотворении Михаила Крюкова звучит проблема, которая волнует
общественных деятелей, писателей, ученых современной России, всех тех, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык». Образованные россияне бьют тревогу, связанную с проблемами родного языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога? Прежде всего, тем, что нравственный облик современной молодежи и подростков желает быть лучшим. Подростки не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу своего Отечества. Ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются, прежде всего, в языке. В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня для них жаргон – это объективная реальность. Учителя и родители перестали  понимать детей. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда.
Данной проблемой занимались многие лингвисты. Жаргонная лексика изучается давно. На различных форумах, посвящённых чистоте русской речи, выступают профессора, аспиранты, студенты. Но только в 21 веке появляются словари Т.Г.Никитиной «Первый сводный словарь молодёжного сленга» и «Толковый словарь общего жаргона» О.П.Ермаковой. Большинство лингвистов считают увлечение жаргонными словами временным явлением, другие придерживаются мнения, что жаргонизмы могут войти в поэтический контекст и занять своё достойное место в обиходном языке. Наша исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Мы выбрали для исследования эту тему, потому что она нам близка и понятна, потому что понимаем, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что обойтись без них бывает довольно сложно. Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. Мы решили собрать местный материал о жаргонизмах в речи учащихся МБОУ «СОШ с. Павло-Фёдоровка».
«Защитим от «словесного мусора» русскую речь!»,- писал М.Крюков. Считаю, что эти строчки могут стать девизом для нашего поколения, так как родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить русскую речь - главная наша задача.
Предлагаемая работа, по нашему мнению, может быть полезна в качестве пособия к урокам русского языка, на факультативных занятиях и при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.
Гипотеза: В процессе неформального общения учащиеся школы активно используют жаргонную лексику, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижает речевую культуру подростков.Цель исследования:
Изучить и критически осмыслить употребление жаргонизмов в речи учащихся нашей школы.
Задачи:
- изучить историю жаргонной лексики в лингвистике;
- исследовать особенности функционирования жаргонизмов;
- проанализировать словообразовательный и экспрессивный потенциал жаргонизмов;
- определить роль жаргонизмов в русской литературе;
- выяснить причины использования молодёжного жаргона;
- провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой;
- собрать необходимый языковой материал для изучения данной проблемы, обработать и систематизировать его;
- изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуются школьники;
- сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики.
Для реализации этих задач и достижения поставленной цели в работе используются разнообразные методы и приемы исследования: сбор данных  в сети Интернет; сбор информации из научной и художественной литературы, анкетирование, наблюдение, статистический отчёт, теоретический анализ, лингвистический эксперимент.


2. Жаргон в речи школьников
2.1. Жаргон как особая разновидность лексики.
Судьба русского языка - тема, которая не может остаться без внимания. Очевидно, что язык существенно меняется в связи с преобразованиями и изменениями в жизни общества. Это в первую очередь находит отражение в лексике.
Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных единиц. Ни одно слово в языке не существует изолированно, они объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
Особую группу слов в русском языке составляют жаргонизмы.
Жаргон ( франц.), наречье, говор, местная речь, произношенье. (из словаря В.И. Даля)
Жаргон (франц.), социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией. Иногда термин «жаргон» применяется для обозначения искажённой, неправильной речи. (БРЭ)
Жаргон – речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений, отражающих вкусы и потребности данной группы. (Жаргон торговцев. Воровской жаргон). (Из словаря С.И.Ожегова).
Синонимы к слову жаргон:
фенясоциальный диалектсленговыйсленгизмсленгджайвблатная музыкабайковыйарготическийарго Сленг (англ.), 1) то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах. 2) Вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка. (БРЭ)
Арго – условные выражения и слова, применяемые какой-нибудь обособленной или профессиональной группой, кружком и т.п. (Воровское арго). (Из словаря С.И.Ожегова)
Жаргон – сленг – арго - это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп. Жаргон лексически и стилистически разнороден, отличается неустойчивостью и быстротой сменяемости наиболее ходовой лексики. Особое место в современной жаргонной лексике занимает молодежный жаргон, или сленг (от англ. Slang – слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп– особая разновидность речи, характеризующаяся, в отличие от общенародного языка, специфической (нередко экспрессивно переосмысленной) лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств.
Вплоть до начала XX века слово «сленг» в английском ассоциировался с языком воров и бродяг. В этом же значении его заимствовал и русский язык. Поэтому сленг жестоко осуждался. По мере демократизации жизни отношение к сленгу становилось все терпимее, и сленг давно уже стал синонимом броского, эмоционального словаря, непригодного для официальной обстановки. Молодежное слово, используемое в другой разговорной среде, нередко превращается в грубость. Этим, вероятно, и объясняется отрицательное отношение старших к сленгу. Экспрессивность жаргонной лексики способствует тому, что слова из жаргонов переходят в общенародную разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами. Большинство слов, получивших распространение за пределами жаргонов, можно считать жаргонизмами только с генетической точки зрения, а в момент их рассмотрения они уже принадлежат просторечию.
Жаргонная лексика уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения. Значение жаргонизмов, как правило, варьируется в зависимости от контекста. Например, глагол «кемарить» может означать дремать, спать, отдыхать; глагол наехать - угрожать, вымогать, преследовать, мстить; прилагательное «клевый» имеет значения хороший, привлекательный, интересный, надежный и т.д.; таково же значение слова «убойный» и ряда других. Все это убеждает в нецелесообразности замены богатого, яркого русского языка жаргонизмами.2.2. Особенности функционирования жаргонизмов.
Жаргонизмы представляет собой интереснейший лингвистический феномен, так как образуют весьма динамическую систему: на смену одним словам довольно стремительно приходят другие. Этот поток неиссякаем. Почему же в молодёжной среде слова-правонарушители так популярны? Среди основных причин хотелось бы выделить следующие:
- отход от обыденности, игра, ирония, маска;
- попытка зашифровать свою речь;
- возможность создать эффект новизны;
- желание передать эмоции, настроение говорящего;
- способ сделать речь эмоциональной, образной;
- уникальная возможность стать непохожим на других, проявить индивидуальность.
Ритм современной жизни диктует свои условия. Молодой человек прибегает к различным уловкам, чтобы сделать речь краткой и в то же время выразительной. Порой достаточно одного слова, чтобы передать целую гамму чувств. Сегодня мне кайфово. О, клёво! Я тащусь! Подобные короткие предложения передают внутреннее состояние ярче, глубже, нежели несколько развёрнутых высказываний на литературном языке.
Естественное желание эпатировать публику присуще подросткам. Порой их слова ярче причёски, изысканнее наряда. Ё-моё! Кайф! Вот непруха! За этими предложениями их мир, сложный, не всегда понятный взрослым. Это результат желания переиначить мир на иной манер.
Молодому человеку важно зарекомендовать себя в компании сверстников, идентифицироваться, обозначить, что ты свой. Вот и слышим мы:
байк - мотоцикл, велосипед (от английского слова bike - мотоцикл);
бакс (убитый енот) - доллар (от у. е. - условные единицы);бункер - подвал;
виснуть (тормозить) - медленно соображать;
вкалывать (пахать) - усиленно работать, работать не покладая рук;
влипать (встревать) - попадать в неприятности;
врубаться - понимать;
гнать - врать, торопиться;
двинуть - ударить;
достало - надоело;
кайф - хорошо, нравиться;
крутой - очень хороший, замечательный, иногда "сильный";
наезжать - предъявлять претензии, обвинять в чем-либо;
обломиться - достаться случайно;
отстой - плохо, неудачно;
прикинь - представь;
прикольно - смешно, необычно;
стрелка - заранее намеченная встреча, драка;
шмотки - вещи, одежда;
фиолетово - все равно
Вставить в речь английское словечко - значить дорисовать свой портрет двумя-тремя важными чертами. Ты уже свой в данной социальной среде и окружающие готовы воспринимать тебя серьёзно. Вот и звучат в молодёжной среде подобные словесные изыски:
XO XO - целую, обнимаю;
LMAO - laughing my ass off - дико смеюсь;
ROTF - rolling on the floor - катаюсь по полу;
ROFL - rolling on the floor laughing - катаюсь по полу от смеха;
TNX (thx) - thanks - "спасибо!", мы говорим это слово (привычное русское сокращение - спс),когда нам сказали "спасибо", то нужно ответить "пожалуйста", You're welcome (yw) -сокращение от фразы "всегда пожалуйста" или "обращайся";
PLZ (PLS) - please - "пожалуйста";
2.3. Классификация и способы словообразования жаргонизмов.
Жаргонизмы являются одним из самых разнообразных, обширных и интересных средств коммуникации. Они характеризует почти все сферы и явления общественной и личной жизни. Как же появляются подобные слова?
Принадлежность к определённой группе накладывает отпечаток на доминирующий способ образования. Выделяются следующие основные виды жаргонизмов:
школьный, профессиональный, сетевой, армейский, геймерский, уголовный, субкультур.
В данной работе объектом нашего исследования стал школьный жаргон, который в большинстве случаев представляет собой английские заимствования или фонетические ассоциации, случаи перевода встречаются реже, да и то благодаря бурной фантазии молодых людей.
Жаргон школьников строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.
На первое место по продуктивности выходят иноязычные заимствования (чувак - парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные). Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме.
Пути и способы образования молодёжного сленга на базе английского языка разнообразны, но все сводятся к тому, чтобы приспособить слово к русской действительности и сделать его пригодным для использования. К основным способам образования сленга мы относим следующие: калька (полное заимствование, например, лабель), полукалька (заимствование основы, например, аппликуха), фонетическая мимикрия (например, гудовый, от англ. goоd - хороший. Мимикрия основана на совпадении семантически несхожих общеупотребительных слов и английских профессиональных терминов.
Рассмотрим некоторые моменты словообразования молодёжного сленга. Пополнение лексики школьников, происходит в основном за счет имен существительных, затем идут глаголы, реже встречаются имена прилагательные.
«Слова-правонарушители» могут образовываться всеми основными морфологическими способами: приставочным (отмыть), суффиксальным (тусовщик), приставочно-суффиксальным (прошвырнуться), бессуффиксным (прикид), сложением (чмо).
Традиционным для русской речи суффиксальным способом образуется большинство существительных. Аффиксация как средство образования сленгизмов очень продуктивна.
Например, слова дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач-; видак, примак - -ак-; физичка, истеричка - -ичк-. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса, например, разборка, тусовка с помощью суффикса -к-.
Суффикс -ух(а) довольно часто используется для образования слов с экспрессией грубости, пренебрежительности, ироничности: кличка - кликуха, показ - показуха, спокойствие - спокуха.
Так же суффикс используется для сокращения сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - существительное: мокрое дело (убийство) - мокруха, бытовое преступление - бытовуха.
Но за этим суффиксом не всегда стоит одно и то же сочетание. В качестве базовых, передающих семантику нового слова, используются основы прилагательных: черный - чернуха, веселый - веселуха.
Суффиксы «-аг(а), -юг(а)» производят существительные, отличающиеся от базовых экспрессивной оценкой. Как правило, такой суффикс передает грубую насмешливость: журналюга, общага;
«-ар(а), яр(а)» образуют экспрессивные существительные, имеющие грубовато - шутливый характер: нос - носяра, кот - котяра.
Производство имен лиц осуществляют многие суффиксы:
« -л»(а) производит от глагольных основ грубовато - уничижительные наименования лиц по действию: водила (от водитель), кидала (от кидать - обманщик);
«-щик, -ник, -ач» активны в разных сферах языка: халява -тусоваться - тусовщик, хохмить - хохмач.
Из числа менее экспрессивных суффиксов, действующих в словообразовании существительных, назовем такие:« -лк»(а), с помощью которого образуются от глагольных основ существительные разной семантики, например, именующие виды детского фольклора и детских игр: страшилки, стрелялки (стрелять);
« -еж» образует от глагольных основ наименования действий и состояний типа: балдеж (от балдеть), гудеж (от гудеть).
Существительные могут быть образованы от глаголов бессуффиксным способом, например, отпад, облом, прикид.
Существительных, образованных путём аббревиации крайне мало (например, чмо - человек, мешающий обществу).
Словообразование глагола менее богато. В нем нет специфичных суффиксов.
Особенно активны производные с -ну, -ану, обозначающие мгновенность, однократность действия: тормознуть, лопухнуться, ломануться. Но основную роль играет префиксация, приставки, продуктивные и в литературной разговорной речи:
с- со значением удаления: слинять, свалить(уйти, уехать);
от- со значением удаления: отвалить, откатиться, отгрести(лит. отойти);
от- со значением уничтожения результата другого действия: отмыть (грязные
деньги), отмазать(ся), отмотать.
Реже образуются новые глаголы: угорать, корефанитъся, футболить, плющить, базлать. Глагольные новообразования затем обрастают приставками: прошвырнуться.
Словообразование прилагательных еще менее разветвлено, чем словообразование глаголов. В нем не зафиксированы специфические приставки и суффиксы. Наиболее активны те же, что и для литературного языка: -ов, -н-, -ск-: лом - ломовой, чума - чумовой, жлоб - жлобский.
Встречаются, имена прилагательные и наречия, образованные путем сложения, например, стопудово, стопудовый.
2.4. Жаргонизмы как средство речевой выразительности.
Жаргонизмы обладают экспрессией, поэтому иногда употребляются в художественной литературе как средство создания образа, преимущественно  отрицательного.  Примерами могут  служить  некоторые произведения  Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова,  Л.Н.  Толстого,    Н.Г.    Помяловского, В.В.Маяковского,    В.М.Шукшина, В.В.Высоцкого.
Жаргонизмы создаются случайно и вскоре входят в обиход. "Слова-правонарушители" используются в речи как средство создания тропов и разных стилистических фигур. С их помощью удается понять и прочувствовать то, что хотел передать говорящий или автор. Они могут быть использованы в качестве таких средств речевой выразительности, как эпитеты, метафора, перифраз, антономазия, метонимия, оксюморон.
В центре внимания исследователей чаще всего лежит лексическая окказиональность, как наиболее яркое средство речевого воздействия.
Лексические жаргонизмы, функционирующие как эпитет, встречаются довольно часто. Например, у Игоря Северянина мы встречаем такие строки: " Не воплощаемую воплотив / В серебряно-лунящихся сонатах…". Троп создает образ, выражает эмоциональное отношение и характеризует предмет.
Языковой материал показывает, что эпитеты-жаргонизмы выполняют ту же функцию. Например, слова "клевый", "кайфовый" выражают эмоционально-оценочное отношение, рисуют образ.
Жаргонизмы, функционирующие как метафора, основаны на сходстве отражаемых реалей. Например, у Ю. Нагибина мы читаем: "Потом дождь участился, помельчал и наклонно забисерил в окна, скрыв простор". Данный жаргонизм - метафора основан на сходстве способа представления действий.
Среди жаргонизмов метафора не редкость. Например, слово " грузить" (обременять сложными и ненужными мыслями) демонстрирует перенос наименования на основе сходства по действию. Слова "репа", "тыква" возникли в результате метафорического переноса по форме (А в репу тебе не дать?). Образование слов на основе метафорического и метонимического переноса можно в целом рассматривать как проявление языковой игры, поскольку основным содержанием этой деятельности является установка на форму речи, стремление добиться в высказывании эффектов, сходных с эффектами художественной словесности.
Жаргонизмы "конь педальный" и "лох децильный" заменяют слово придурок и по сути своей являются перифразой.
Лексические жаргонизмы, функционирующие как антономазия, представляют собой троп, включающий как замену нарицательного имени собственным при обозначении человека, так и замену имением собственным какого-либо типичного, связанного с ним явления. У Е. Евтушенко есть строки: "Весь чечнями, как шершнями, поискусан, оробел". Это необычное слово актуализирует внимание читателя и создает живой образ.
Имя собственное переходит в имя нарицательное и в сленгизмах: нам все "обломово" (Обломов), "фетово" (Фет), усиливая тем самым выразительность речи. Собственное имя Клава стало нарицательным для создания образа глупой девушки (Пойди, познакомься вон с той клавой!). Таким же способом в разряд нарицательных перешло распространенное арабское имя Лейла, которое употребляется в значении "девушка" (Приходи со своей лейлой).
Для текстов В. Высоцкого характерно использование жаргонизмов, которые привлекают внимание читателей необычностью , передают неоднозначное отношение к изображаемому, показывают противоречивость какого-либо явления:
Не один из вас будет землю жрать,
Все подохнете без прощения, -
Отпускать грехи кому - это мне решать
Это я - Козел отпущения!
И точу я в тоске
Шпинделя да фрезы,-
Ну а на языке -
Вкус соленой слезы.
В большом количестве жаргонизмы использовал Маяковский: И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина» («О дряни»).
Я ухо словом не привык ласкать; Ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту («Во весь голос»).
Много жаргонизмов у Гоголя. «Денежный» жаргон неоднократно встречается в произведениях Гоголя. Вспомним Плюшкина, не желавшего платить «красную бумагу», то есть 10 руб. за оформление купчей. Жаргонным словом «угол» Собакевич хотел придать разговору иную тональность - задушевность, на какую только был способен этот медведеобразный помещик. Плюшкин же использует жаргонное словечко как своеобразную мету своей молодости, вспомнив о председателе палаты, с которым был когда-то «однокорытником», то есть вместе учился. Лишь на миг он ушел в мир воспоминаний, и на миг же на его «деревянном лице скользнул какой-то теплый луч». Таким образом, можно утверждать, что жаргонизмы создают микрообраз, значимый либо для художественного текста, либо для речи.
2.5. Причины использования молодежного жаргона.
Причин использования жаргона много. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Юношей и девушек отчасти привлекает к употреблению жаргонизмов выраженное в слове пренебрежение к случаю, опасности. Молодых людей привлекает в жаргонизмах звучание, эмоционально-экспрессивная окраска. Отсюда такие оценочные слова: «потрясно», «обалдеть», «убойный», «кайф». Сленг богат и смешными словами, чем снимает грубость некоторых выражений.
2.6. Методика сбора материала у учащихся школы.
При исследовании устной речи учащихся нами использовался метод интервьюирования, анкетирования, включенных наблюдений.
В ходе сбора материала нами были опрошены учащиеся с 7 по 11 класс.
Весь собранный материал далее был проверен по словарям русского языка: "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля в 4 томах, "Толковому словарю русского языка" С.И. Ожегова, «Первому сводному словарю молодежного сленга» Т.Г. Никитиной.
Мы пришли к следующим результатам:1. Языковой портрет некоторых учащихся нашей школы вызывает беспокойство и характеризуется бедностью словарного запаса, неумением всегда точно, правильно и образно выразить свои мысли и нежеланием контролировать правильность своей устной речи с точки зрения ограниченного использования жаргонной лексики.2.Активное проникновение жаргонизмов в разговорную речь учащихся школы связано со снижением интереса к чтению . А самостоятельное чтение практически и вовсе отсутствует.
3. Учащиеся в своем большинстве не считают употребление жаргонов в своей речи явлением, отрицательно влияющем на культуру их общения с окружающими их людьми. Более того, самыми популярными ответами на вопрос «Для чего употребляете в своей речи жаргонизмы?» в анкетах стали такие варианты:
- желание выражаться модно, оригинально, современно;
- стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все;
- возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя;
- невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка;
- эмоциональная разгрузка, ликвидация агрессии;
- желание казаться более взрослым.
Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью.4. На вопрос, стараетесь ли вы обойтись без жаргонизмов, большинство учащихся ответили, что стараются, в чем наблюдается положительная динамика. 5. Анализ анкетирования учащихся показал, что в семьях родители крайне редко беседуют о проблемах образования. Многие учащиеся затруднялись ответить на вопрос анкеты об уровне образования своих родителей. Этот факт наталкивает на размышления о том, что родительский пример в данном случае, даже с точки зрения родителей учащихся, не может быть авторитетным.
Описанные факты, по мнению ученых и социологов, напрямую связаны с развитием кругозора человека, его культурного уровня, а значит, не может не отразиться на культуре речи взрослого человека, что, конечно же, негативно влияет и на речевой портрет учащихся, которых воспитывают эти родители в семье.6. Анкета содержала вопрос, связанный с источниками пополнения речи учащихся жаргонной лексикой. Самыми популярными ответами стали следующие: Интернет, телевидение, сверстники.
Влияние средств массовой информации: прежде всего телевидения, Интернет-ресурсов, часто оказывает негативное влияние на становление речи подростков. Среди самых популярных телепередач были названы « Дом-2», « Наша Раша», «Большая разница», «Самое улетное видео», а также телесериалы : «Интерны», « Универ», «Солдаты». Перечень программ свидетельствует о том, что передачи, наиболее популярные в среде школьников, не отличаются познавательностью, не воспитывают в детях чувство гражданственности.
Желание большую часть свободного времени провести перед телевизором, за просмотром телесериалов криминального содержания и телешоу, оказывающих отрицательное влияние на формирование личностных качеств учащихся, или за компьютером привели к тому, что учащиеся стали разговаривать на жаргонном языке. Отдельные жаргонные фразы и целые фрагменты, которые быстро входят в речевой обиход, цитируются учащимися, становятся крылатыми и очень нравятся.
Вывод напрашивается сам собой: свободный доступ СМИ, Интернета, сомнительного содержания телепередач порождают стремительное «засорение» речи учащихся жаргонизмами. И уж более всего заслуживают критики современные политики, речь которых с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий далеко не всегда характеризуется чистотой и оправданной «выразительностью».
7. На вопрос: « Нужны ли жаргонизмы в речи?», большинство ответили «да».
8. Радует, что большинство учащихся может обойтись без жаргонизмов.
9. На вопрос «Где используете жаргонную лексику?», большинство ответили «в кругу друзей». Анализ исследовательской работы и наших наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие  семантические группы жаргонизмов:1. Части тела: коряги (руки), тыква, башня (голова), пешки (глаза), варежка (рот), локаторы (уши)2. Слова, обозначающие людей по профессии: училка (учительница), класска (классный руководитель), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер).3. Бытовая техника: ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD).4. Транспорт: мотик, рогатка, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина).5. Слова, обозначающие людей по родству: предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень);6. Учеба: домашка (домашнее задание), хвост ( долг), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), класска (классная работа);7. Продукты питания: хавка, хавать, хавчик (перекусить, поесть), столовка (столовая), закусон (закусить);8.Деньги: бабки, бабло, зелень, баксы, штука, рубль;9. Слова-оценки: классно, клево, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (лучший, богатый), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое);10. Слова, обозначающие действия (глаголы): отвали, отвяжись, отцепись, (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать с урока), слизать (списывать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);11.Слова, обозначающие людей по их качеству характера: крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, ботаник, тормоз, шестерка, чурка, дятел, козел, чмо, корова.12. Фразеологизмы, бытующие в школьном сленге:
Фильтруй базар – следи за речью.Залепи уши воском – не слушай.Завали пасть (или застегни копыта, фонтан забетонируй) – замолчи.Шевели помидорами (или булками, костылями, колготками) – иди быстрее.В натуре – по правде, в самом деле.Я че, лысый? – я не хуже других.Флаг в руки, барабан на шею – одобрение действия.Не прогоняй мульку – не обманывай.Без базара – не подлежит сомнению.Туши свет – полный кошмар.Масть прет – удача.Топчи поляну, биться будем – призыв к драке.Лыбу давить – ухмыляться.(У каждого) в голове свои тараканы – (у каждого) собственное мнение.
Анализ жаргонной лексики, употребляемой учащимися МБОУ «СОШ с. Павло-Фёдоровка», выявил, что ее тематика отражает интересы учащихся, их проблемы, она употребляется чаще всего в значении существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Кроме этого можно говорить о том, что ее экспрессивная окраска может быть положительной, одобрительной и резко негативной, отрицательной. Причем эти соотношения, приблизительно, равны.
3. Заключение
Наша исследовательская работа «Жаргон в речи школьников» посвящена проблеме молодёжного жаргона. В процессе неформального общения учащиеся МБОУ «СОШ с. Павло-Фёдоровка» активно используют жаргонную лексику, что является устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижает речевую культуру подростков. Существует мнение, что употребление жаргонизмов школьниками связано с желанием выделиться среди ровесников, быть современными.
Чтобы подтвердить или опровергнуть данное мнение, мы изучили историю жаргонной лексики в лингвистике, исследовали особенности функционирования жаргонизмов, проанализировали словообразовательный и экспрессивный потенциал жаргонизмов,
определили роль жаргонизмов в русской литературе, выяснили причины использования молодёжного жаргона.
Целью нашего исследования стало изучение и употребление жаргонизмов в речи учащихся нашей школы.
Чтобы достичь цели, мы провели анкетирование учащихся, выделили наиболее употребительные жаргонные слова и выражения, частотность их использования, причины их употребления. Выяснили источники пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой, собрали необходимый языковой материал для изучения данной проблемы, обработали и систематизировали его, изучили характерные особенности разговорного языка, которым пользуются школьники.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу:
- жаргонная лексика уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения;
- молодёжь использует жаргонизмы, чтобы сделать речь краткой и в то же время выразительной, чтобы стать непохожим на других, проявить индивидуальность;
- молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения;
- жаргон школьников строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов;
- жаргонизмы создают микрообраз, значимый либо для художественного текста, либо для речи.
Таким образом, гипотеза о том, что жаргонизмы являются устойчивым и активно развивающимся языковым явлением и снижают речевую культуру подростков, подтвердилась.
Учащиеся моей школы используют в своей речи жаргон. По мере взросления речь подростков становится культурнее. Наша задача - учиться уместно использовать жаргонную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи, стремиться избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка - нормы произношения, словообразования.
Мы никогда не должны забывать, что самая большая ценность народа — язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через него. Как только возникает угроза родному языку (его осквернение), реальной становится и угроза существованию народа.  Русский человек должен говорить на своем родном языке правильно.  Это говорит о том, что  семье,  школе, средствам массовой информации  нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту,  письменному общению (традициям русского эпистолярного жанра), русскому речевому этикету.                           
4. Библиография
1. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск, 1984 г.     
2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? М., 1996 г.3. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи. РЯШ., 1987 г., №3.4. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5. Википедия – Свободная энциклопедия.
6. Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:1989г. 8. Ермакова О.П. Земская Е.А. Слова, с которыми мы встречаемся: Толковый словарь общего жаргона. 2009 г.9. Копорский С.А. О культуре языка и речи молодежи. Русская речь. 1991., №1.
10. Т.Г. Никитина. Первый сводный словарь молодежного сленга  М., 2004.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка, 200712. Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку. Размышление о состоянии современной речи. РЯШ. – 1994 г., №5.13. Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа, 1999 г.14. Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.15. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991 г., №1.16. В.Н.Фокина, А.В.Абрамова, О.А.Дегтярева. Современная гуманитарная академия. Язык общения интернет-социума Рунета. Становление и развитие.

5. Приложение
5.1. Анкета
1. Жаргонизмы, которые вы употребляете в своей речи.
2. Для чего вы их употребляете в своей речи?
А) модно, современно;
Б) для связи слов;
В) делают речь понятнее;
Г) свой ответ.
3. Можете ли вы обойтись без жаргонизмов?
А) да;
Б) нет;
В) не думал об этом.
4. Нужны ли жаргонизмы в речи?
А) да;
Б) нет;
В) не думал об этом.
5. В каком кругу используете жаргонизмы?
А) в кругу друзей;
Б) с родителями;
В) свой ответ,
6. Источники пополнения жаргонизмами
А) ТВ;
Б) Интернет;
В) Газеты, журналы.
Г) Сверстники.
7. Сколько книг прочитал за 2015 год?
8. Образование родителей.
5.2. Словарь
Б
Байк - мотоцикл, велосипед (от английского слова bike - мотоцикл)
Бакс (убитый енот) - доллар (от у. е. - условные единицы) Бабки (бабло, капуста, мани-мани, лаве) - деньгиБазар – разговор
Балдеж – нечто приятное Башка ( тыква, бубен, чан)-головаБесить - нервироватьБеспантовый- некрасивый
Болт - кольцоБотан, ботаник – хороший ученикБраток ( братан, братуха, кореш, кент) – приятель, другБред - вранье, что-то бессмысленноеБубнишь - тихо, неразборчиво разговариваешь
В
Вали отсюда ( чеши) – уйдиВиснуть (тормозить) - медленно соображать
Вкалывать (пахать) - усиленно работать, работать не покладая рук
Влипать (встревать) - попадать в неприятности В натуре – на самом деле, действительноВрубаться – понимать
Все пучком - все хорошо, в порядке
Г
Гнать - врать, торопиться
Гасить - жестоко битьГлючить – испытывать трудностиГоляк – бесполезное дело, попыткаГрабли( краб, клешня) - рукаГудеж - бурное весельеД
Дело дрянь – дела идут плохо, безуспешно.Двинуть - ударить
Дерьмо - неприятная ситуацияДико (интересно) – очень интересно
Дискач - дискотека
Достало – надоело Домашка – домашнее заданиеДурдом – шум, хаосДыня - лицоДятел (стукач) - предатель
Е
Елки - палки (елы-палы) – вот это да !ЖЖелезно – высшая степень уверенности
Жесткий – очень хорошийЖмот – жадина
ЗЗабацать – сделать, создать что-тоЗабить на кого-то - быть равнодушнымЗавязывай - заканчивай, прекращайЗагнуть - сильно преувеличитьЗадолбать (забодать, достать, доконать) – надоестьЗажигать - веселитьсяЗаметано - договориться с кем-то о чем-тоЗамутить - придумать Зацени - посмотриЗацепить - тронуть кого-тоЗашибись - очень хорошо
И
Иди гуляй - отойди от меняИнглиш – урок английского языкаИсторичка – учитель истории
К
Кадр – человек, способный на непредсказуемый поступокКайф – хорошоКамчатка – учащиеся, сидящие за последней партойКанает - подходитКаркать - предсказыватьКентоваться – близко общатьсяКопец - грозящая опасностьКлава - клавиатураКласс - клево, потрясно, блескКлассуха - классный руководительКлевый перец - хороший пареньКлеиться (к кому-то) - искать знакомстваКомп – компьютерКосяк – неверный поступокКрутизна (крутой) - сильныйКрыса – человек, способный на подлость, предательство.Крыша – группа поддержкиКрыша поехала – ничего не пониматьКусок ( косарь, штука) - тысяча рублей
Л
Лажа - неудавшееся делоЛапонька - красивый человекЛафа - хорошоЛимон, лям – миллион рублейЛипа - фальшивая вещьЛитра – урок литературыЛокаторы - ушиЛось ( лосина) - высокий человекЛох – невезучий человекЛохануться - промахнуться, обманутьсяЛыбиться - улыбатьсяЛыжи ( тормоза, ласты, копыта) - ногиМ
Маешься – занимаешься
Математичка – учительница математикиМаханя ( маман, махна) - мамаМаякнуть - попросить перезвонитьМент (мусор) - милиционерМобила (дибильник, труба) – мобильный телефонМолоток - хороший, надежный человекМочить - жестоко бить, убиватьМощно - хорошоМразь – неприятный человекМрак - все очень плохоМузон - музыкаМутить воду - вызывать в ком –то какое –то беспокойство
Н
Наезд - придирки, претензии
Накалять - раздражатьНакосячить - совершить неверный поступокНапряг – трудитьсяНе бери в голову – не обращай вниманияНе в кайф - не хочетсяНе в курсе - что- то не знатьНереально - невозможноНи фига себе - ничего себеНиштяк - хорошо, замечательноНЭТ – интернет
О
О кей - хорошоОбалдеть (очуметь) - удивитьсяОблом – несбывшиеся планыОбломиться - разочароватьсяОвца – неумная девочкаОлень – тупой человекОсядь - успокойсяОтвалить ( отвянуть) – отойти в сторонуОтмазать – откупить, оправдатьОторвать (туфли) - купитьОтпадно – красиво, необычно, яркоОтрубиться - быстро заснутьОтрываться – получать удовольствиеОтсекайся - отстаньОтстойно - плохоОтфутболить – отвязаться от кого – то.Офигенно – очень хорошоОфигеть - очень удивитьсяППалтус - пятьсот рублейПараллельно - безразличноПахан - отецПипл, чел - человекПлющить ( колбасить) - нравитьсяПолосатый - пятьдесят рублейПонт - превосходствоПонтоваться ( понты гонять) – показывать превосходствоПонтуешься - сомневаешьсяПороть чушь – говорить ерундуПофигу - все равноПоцак - пареньПоясни - объясниПрикалываться - шутитьПрикид - внешний видПрикинуться шлангом – сделать вид, что не понимаешьПрикол - шуткаПрошвырнуться ( прохилять) – прогулятьсяПятак – пятерка ( о школьной оценке).
РРазговор ни о чем - пустой разговорРазобрать на пазлы – разоблачитьРазуй глаза – посмотри внимательноРеально - нормальноРедиска – плохой человекРезон - смыслРечи нет - не возражаюРодаки ( предки, шнурки) - родителиРубль, косарь- тысяча рублейРупор ( варежка, хавальник, дуло) - ротРыпаться ( дергаться) – задираться на кого-то, конфликтовать.С
Салют - здравствуйСачковать - не работатьСбагрить - переложитьСвистеть - обманывать, лгатьСдуться – быть неспособным на поступок.Сеструха - сестраСидюшник ( сидишка)- компьютерный дискСлабак – безвольный, слабый человекСлабо - трудноСловил - понялСловить (двойку) – получить дваСморозить (что-то) - сказать глупостьСмыться (слинять, сдернуть) с урока – отсутствовать без причиныСодрать (слизать ) – списать задание у кого - тоСрубить фишку – сделать что-то красиво, ярко, необычноСто пудов - выражение большой степени уверенностиСтремно - некрасивоСтыбзить - украстьСупер- пупер - очень хорошоСходняк (сходка) – заранее запланированная встреча
Т
Тачка - автомобильТащиться (торчать) - восторгатьсяТелик (ящик, коробок) - телевизорТема – значительное, важное явлениеТип - человек(парень)Тип- топ - все хорошоТолкнуть (что-то кому-то) - продать что-то.Тормоз - несообразительный человекТорчать - где-то долго проводить времяТорчать от кого-то – проявлять симпатию к кому-то.Точить - кушатьТреп (лажа) - ложьТусоваться - веселиться, вместе проводить времяТусовка - встреча, молодежная вечеринка.Ты гонишь - говоришь неправдуТы прикинь - представь себе
У
Угорать - смеятьсяУчилка – учительница
Ф
Фага - телефонФан - чей-то поклонник.Фейс - лицоФенечки - украшения, аксессуарыФигня ( мура, фигня, фигнюшка, буза) – незначительный предмет, явлениеФизра( физуха) – урок физической культурыФильтруй базар - следи за своей речьюФингал( финиш) - синяк
Фиолетово - все равно.
Фитиль( колокольня) - высокий человекФишка – что – то приятное, яркое, необычноеФуфло – некачественная вещьХ
Хавать - кушатьХавка - еда, пищаХалява (халявный) – легкая добыча, удачаХимичка ( химоза ) – учитель химииХохмач ( приколист) – шутник
Ц
Цивильный - модныйЧ Чайник – умный человекЧапать - медленно или неохотно идтиЧесотка - врун, пустословЧирик - десять рублейЧмо – морально неустойчивый человекЧувак - пареньШ
Шестерка – услужливый человекШеф - начальникШмотки - одеждаШпора – шпаргалкаШухер - опасностьЩЩенок - младший по возрасту
ЭЭкстрим - риск
ЯЯ валяюсь! - крайняя степень удивления

5.3. Диаграмма.
Употребление жаргонизмов учащимися МБОУ «СОШ с. Павло-Фёдоровка»

Ряд 1. Употребляете ли вы жаргонизмы в речи?
Ряд 2. Нужны ли жаргонизмы в речи?
Ряд 3. Можно ли обойтись без жаргонизмов?

ТЕЗИСЫ
В тезисах – более полном представлении работы, чем аннотация, однако «свернутом» по сравнению с оригиналом (полной исследовательской работой) тексте – указываются, как правило, цели работы, ее актуальность, методы исследования, основные результаты. В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня для них жаргон – это объективная реальность. Учителя и родители перестали  понимать детей. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда.
Моя исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно.
Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна.
Целью моего исследования стало изучение и употребление жаргонизмов в речи учащихся нашей школы.
Я изучила историю жаргонной лексики в лингвистике; исследовала особенности функционирования жаргонизмов; определила роль жаргонизмов в русской литературе; выяснила причины использования молодёжного жаргона; провела анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой; собрала необходимый языковой материал для изучения данной проблемы; обработала и систематизировала его; изучила характерные особенности разговорного языка, которым пользуются школьники. Я сформулировала выводы и дала рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики. В работе я использовала разнообразные методы и приемы исследования: сбор данных  в сети Интернет; сбор информации из научной и художественной литературы; анкетирование, наблюдение, статистический отчёт, теоретический анализ, лингвистический эксперимент. Учащиеся моей школы активно используют в своей речи жаргон. По мере взросления речь подростков становится культурнее.
Свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.
Родной язык – это достояние страны, изучать его - очень интересно и познавательно, а сохранить русскую речь - главная наша задача.
Предлагаемая работа, по моему мнению, может быть полезна в качестве пособия к урокам русского языка, на факультативных занятиях и при проведении внеклассных мероприятий и классных часов о культуре речи современного человека.