Методические рекомендации по развитию речи для педагогов, работающих в детских садах, учреждениях «Начальная школа – детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми


Методические рекомендации для педагогов, работающих в детских
садах, учреждениях «Начальная школа – детский сад» и других ДОУ, а также для индивидуальной работы родителей с детьми.



1.Развитие речи.
а) Дидактическая игра: «Давайте познакомимся»
Задача: развитие фонематического слуха, координации движений, упражнение в синхронности говорения и движения руками, умения принимать правила игры.
Условия игры: дети встают в круг. Педагог (поочередно бросая мяч каждому играющему):
- Дети, сегодня мы познакомимся друг с другом. Отгадайте, как меня звали, когда я была девочкой, если в моем имени было две части и начиналось имя со звука Т.
-А хотите, я отгадаю, как вас зовут? Пусть каждый, кому я бросаю мяч, называет, с какого звука начинается его имя. Но в нашей игре будет действовать правило: надо бросать мяч и говорить звук одновременно (педагог показывает пример правильного действия и на протяжении всей игры следит за выполнением правила.)
Педагог благодарит детей.
-Теперь я знаю, как вас зовут. А главное, знаю, что вы умеете соблюдать правила. Хотите еще поиграть садитесь.
б) Дидактическая игра: « Подскажи слово» (Картинка с изображением собачки Шустрика)
- Шустрик когда–то знал много стихотворений. Однажды он начал вспоминать их, но … забыл слова. Подскажи эти слова Шустрику:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался … (зайка).

Наша Таня громко плачет,
Уронили в речку … (мячик).

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке … (лапу).

Все равно его не брошу,
Потому что он … (хороший).

Целый день поет щегол
В клетке на окошке
Третий год ему пошел,
А он боится … (кошки).
Вот сколько слов вы подсказали, и все слова в стихах теперь нашлись. Вы хорошо знаете стихотворения Агнии Барто.
в) Задание: Вокруг нас существует великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря каждое слово, кладите фишку в коробку.
Я начинаю и кладу в коробку две фишки (тетрадь, стол). Назовите и вы такие слова, их очень много.
Дети по очереди называют слова. С каждым, словом кладут фишку в коробку. Посмотрите! Сколько слов сказали ребята!
г) Знакомство с предложением. ( Картинка, на которой кошка пьет молоко)
- Что делает кошка?
(Кошка пьет молоко)
- Этот ответ называется предложением. Я выложу его с помощью слов- фишек.
Попробуйте сами составить предложение. Вначале, назовите, кто изображен на рисунке, а потом скажите, что он делает. (Мальчик делает зарядку), (девочка смотрит телевизор.)
Сколько слов в каждом предложении?
(сколько фишек - столько и слов)
- С чем мы сегодня познакомились?
(с предложением)
- Что учились делать?
(составлять предложение)
- Из чего состоит предложение?