Авторская методическая разработка Рабочая тетрадь по географии Бурятии, 9 класс.Курс география Бурятии


составитель: Фролова Н.В.
учитель географии МБОУ «Гимназия№5»
г.Северобайкальск, Республика Бурятия
Рабочая тетрадь
по географии Бурятии


учени__ 9___ класса МБОУ «Гимназия№5»
______________________________________

Содержание
Раздел 1. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы.
Географическое положение Республики Бурятия……………………….……..
Из истории исследования и освоения территории…………………….………
История строительства БАМ………………………………………………………..……..
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые…………….…….
Климат. Агроклиматические ресурсы………………………………………….……..
Внутренние воды республики……………………………………………………….…...
Общая характеристика озера Байкал………….…………………….………….…...
Растительность и животный мир………………………………………………….…….
Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы……….….…….
Природные комплексы Бурятии………………………………………………………..
Что мы узнали из этого раздела………………………………………………………..
Раздел 2. Население.
2.1. Численность населения РБ. Демографическая ситуация в РБ…………….
2.2. Национальный состав. Размещение и плотность населения………………..
2.3. Коренное население Бурятии. Культурно-исторические особенности…
2.4. Городское и сельское население…………………………………………………………...
Что мы узнали из этого раздела……………………………………………………………..
Раздел 3. Экономика.
3.1.Общая характеристика хозяйства Бурятии……………………............................
3.2. Топливно-энергетический комплекс…………………………………………………………
3.3. Горнодобывающий комплекс…………………………………………………………………..
3.4. Лесопромышленный комплекс………………………………………………………………..
3.5. Агропромышленный комплекс………………………………………………………………….
3.6. Транспорт. Экономические связи………………………………………………………………
Что мы узнали из этого раздела………………………………………………………………
Раздел 4. Экологическая ситуация в РБ.
4.1. Экологические проблемы и возможные пути их решения…………………………
4.2. Проблемы природопользования в республике……………………………………………
4.3. Природоохранные территории…………………………………………………………………..
Что мы узнали из этого раздела…………………………………………………………………..
Тема 1. Географическое положение Республики Бурятия.
Обозначьте на карто - схеме государственную границу России красным цветом, границу Республики Бурятия зеленым. Укажите соседей первого порядка.

С помощью дополнительного материала заполните пропуски в тексте.
Республика Бурятия - субъект Российской Федерации, входит в состав Сибирского Федерального округа. Площадь республики составляет_______тыс. км.кв, что составляет ____% от площади России. Бурятия расположена в ____________________континента, в южной части Восточной Сибири, южнее и восточнее озера Байкал. С западной стороны оз. Байкал находится ______________область, с которой Бурятия граничит на северо-западе и севере, на крайнем юго-западе на сравнительно коротком расстоянии пролегает граница с Республикой ______________. На юге республики проходит государственная граница РФ с ______________________. На востоке республика граничит с Читинской областью. В границах Республики Бурятия выделяется____административный район, располагаются 6 городов, 29 поселков городского типа и 611 сельских населенных пунктов. Столица республики г. Улан-Удэ (основан в ______году) сосредотачивает около 40 % всего населения.
Предложите вариант названия текста_______________________
Предложите гиперссылки с разъяснением терминов, упомянутых в тексте (республика, столица, государственная граница и т.д.)
Республика – это_________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложите 2-3 гиперссылки, дополняющие текст в соответствии с предложенным вами названием.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заполните таблицу, укажите положительные и отрицательные стороны географического положения Республики Бурятия. Сделайте вывод.
положительные стороны ГП отрицательные стороны ГП
Вывод________________________________________________________
______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Из истории исследования и освоения территории РБ.
Проследите по карте атласа маршруты важнейших географических экспедиций. Заполните таблицу.
Имя
путешественника даты жизни Вклад в развитие географических знаний о территории
Определите, какое значение имеют названия географических объектов (рек, озер, горных вершин и т.д.). Как отражается в этих топонимах история заселения и освоения территории?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 3. История строительства БАМ.
« … Байкало – Амурская магистраль – это крупнейшая стройка века.
Её протяженность составляет 3200 км. … Трасса этой железнодорожной магистрали протянется от Усть – Кута, пройдет через Нижнеангарск, Мую и дойдет до Комсомольска – на – Амуре…»
Газета «Северный Байкал» от 10.08.1974 г.
1.Какие крупные реки пересекает трасса БАМ?__________________________
___________________________________________________________________
2. В чем состояли трудности строительства БАМа?________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда прибыл первый поезд на станцию Северобайкальск?______________
___________________________________________________________________
4. Какое было первое название города Северобайкальск? Когда был основан город? ___________________________________________________________________
5. Какие месторождения находятся на пути БАМа?_______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какая улица, появившаяся на мысе Курлы, положила начало городу Северобайкальску? Когда она появилась?______________________________
7. Почему БАМ называют стройкой века?______________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Какова длина Бурятского участка БАМ?_______________________________
Тема 4. Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые.
Нанесите на карто-схему основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Условные знаки

Заполните таблицу.
полезное ископаемое геологический возраст район размещения использование человеком
Сделайте вывод об обеспеченности РБ полезными ископаемыми:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 5. Климат. Агроклиматические ресурсы.
Составьте схему «Факторы, влияющие на климат Бурятии».

КЛИМАТ




Практическая работа «Влияние климата на жизнь и быт населения РБ».
Пользуясь климатической картой, дополнительными источниками информации, дайте краткую характеристику климата РБ, сделайте вывод о влиянии климата на жизнь и быт населения РБ.
тип климата ср. t июля ср. t января количество осадков преобладающие ветра основные виды хозяйственной деятельности
Вывод___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Внутренние воды.
Пользуясь информационными материалами, Заполните пропуски в предложении.
Водный фонд республики составляют --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Республика имеет хорошо развитую речную сеть. Всего на ее территории протекает более ------------ рек общей протяженностью около 150 тыс. км. Из них лишь 25 относятся к категории больших и средних.Реки республики относятся к трем крупным водным бассейнам: ----------------------------------------------------------- На территории республики насчитывается около -------- тыс. озер общей площадью зеркала 1795 км2. К наиболее значительным водоемам относятся ------------------------------------------------------------------- Болота на территории республики имеют ограниченное распространение. Большие участки заболоченных пойм встречаются на поверхности ------------------------------------------------------------------------------------------------ впадин, а также в дельтах рек Верхняя Ангара и Селенга. РБ располагает значительными разведанными запасами минеральных и термальных подземных вод. На водных объектах РБ построено ----------------- водохранилища и пруда, предназначены для повышения водообеспеченности сельхозугодий.
Использую дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одной из рек республики. Запишите план сообщения. Укажите источник информации.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Составьте топонимический словарик рек РБ.
название этимология краткая характеристика

Тема 7. Общая характеристика Байкала.
Прочтите эпиграф. Какие вопросы возникают у вас? Дайте на них краткие ответы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле.
Байкал – священный дар природы-
Да буден вечен на Земле.
А.Твардовский
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопрос о происхождении названия «Байкал», ещё точно не решен, известно, что в далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Приведите различные варианты происхождения названия озера.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Байкал озеро или море? Вспомните определения «море», «озеро», приведите факты подтверждающие:
Байкал-это море, потому что:
*-----------------------------------------------------------------------------------------------
*----------------------------------------------------------------------------------------------
*---------------------------------------------------------------------------------------------
*---------------------------------------------------------------------------------------------
Байкал-это озеро, потому что:
*-----------------------------------------------------------------------------------------------
*----------------------------------------------------------------------------------------------
*---------------------------------------------------------------------------------------------
В чем, по вашему мнению, заключается уникальность озера? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расположите озёра мира по площади (в убывающем порядке), укажите площадь.
а) Ньяса б) Каспийское море-озеро в) Виктория г) Гурон
д) Байкал е) Верхнее ж) Танганьика з) Мичиган
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Заполните таблицу «Общие данные о. Байкал».
Площадь Байкала Возраст происхождение длина ширина Количество островов Количество притоков Глубина
максимальная средняя минимальная С помощью дополнительного материала подпишите портреты исследователей озера Байкал.

---------------------------- ---------------------------- --------------------------


------------------------- ---------------------------- --------------------------
С помощью дополнительных источников, подготовьте сообщение о жизни и деятельности одного из ученых, исследователей о.Байкал (по выбору). Запишите план сообщения. Укажите источник информации.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Установите соответствие.
Занимался исследованием бычков-подкаменщиков, * Пастухов В.Д.
ихтиофауны Байкала.
Исследовал геологическое строение Сибири, Байкала. * Талиев Д.Н.
Разработал одну из ведущих концепций происхождения * Обручев В.А.
фауны Байкала.
Исследователь Байкала, Ангары и горных озер * Берг Л.С.
Хамар-Дабана. Создатель первой биологической
станции на Байкале.
Исследовал планктон озера Байкал. * Дорогостайский В.Ч.
Лимнолог, известный исследователь байкальской нерпы. * Яснитский В.Н.
Просмотрите видеофильм «В глубь Байкала», о современные исследования озера. Запишите результаты исследований экспедиции «МИРы».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Используя информационный материал «Флора и фауна Байкала», составь опорный конспект к тексту.

Дайте определение понятию «эндемик»-________________________
___________________________________________________________
Сколько эндемиков обитает в Байкале?_________________________
Чем можно объяснить такое количество эндемиков?______________
___________________________________________________________
Определите животных изображенных на фотографии, впишите названия в колонки. Что объединяет этих животных?


- - -

Составьте пищевую цепь байкальской экосистемы.

Тема 8. Растительный и животный мир.
Видео урок «Дикорастущие цветы байкальских побережий и гор».
1.Установите растение по описанию:
в народе это растение называют щучьей травой,
любит небольшие мелководные водоемы, старицы. это растение имеет самый крупный цветок в народе это растение называют живучка,
заячья капуста первоцветы Байкала название означает «сила, мужество», в России его
называют богородской травой народное название этого растения - царские кудри
А.___________________ Б____________________ В.__________________


Г.___________________ Д.______________ Е_______________
2.Приведите примеры растений Бурятии:
а.лекарственных_____________________________________________________________________________________________________________________
б.редких______________________________________________________________________________________________________________________________
в.эндемичных_________________________________________________________________________________________________________________________
г.занесенных в Красную книгу Бурятии_________________________________
Тема 9. Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.
Таблица . Земельный фонд РБ
Категория земель тыс. га удельный вес
Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан 3949,2 11,2
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских органов власти 624,6 1,8
Земли промышленности, транспорта, радиовещания, обороны и иного назначения 517,6 1,5
Земли особо охраняемых территорий 2076,6 5,9
Земли лесного фонда 25281,7 72,0
Земли водного фонда 2163,8 6,2
Земли запаса 500,8 1,4
ИТОГО 35114,3 100,0
Используя данные таблицы, определите, земельный фонд республики _______ тыс. га.
Используя данные таблицы, определите, основные два вида землепользования. Укажите, долю (в %) каждого их них?
_____________________________________________
_________________________________________________
К числу важнейших природных богатств региона относятся лесные ресурсы. Общая площадь лесного фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, Общий запас древесины составляет 1850 млн.куб.м. Распределите состав лесов, указав соответствие в виде диаграммы:
лиственные _________%
сосновые___________%
темнохвойные_______%
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные и нелесные земли. Дайте объяснение:
лесные земли -________________________________________________________
_____________________________________________________________________
нелесные земли - _____________________________________________________
_____________________________________________________________________
Используя информационный материал, укажите виды животных:
а) составляющие основу пушного промысла____________________________
б) имеющие наибольшее промысловое значение среди копытных__________ в) промысловых рыб__________________________________________________________________________________________________________________
Укажите положительные и отрицательные последствия развития земельного, лесного и охотничьего хозяйства РБ.
Развитие земельного хозяйства
положительные последствия____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
отрицательные последствия_____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Развитие лесного хозяйства
положительные последствия____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
отрицательные последствия_____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Развитие охотничьего хозяйства
положительные последствия____________________________________
_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
отрицательные последствия_____________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Тема 10. Природные комплексы Бурятии.
Что называется природным территориальным комплексом? Какие ПК размещены на территории РБ? Какая природная зона занимает наибольшую площадь?
1.Используя информационный материал, карту природных зон заполни таблицу.
природная зона общая характеристика зоны (тип почвы) растения животные деятельность человека
Вывод__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите лишний объект, объясните, почему эти организмы оказались лишними.
А.овсяница валисская (типчак), мак голостебельный, лук победный
_______________________________________________________
Б. лилия кудреватая, лилия тонколистная, башмачок капельный.
_______________________________________________________
В. архар, кабарга, заяц – толайГ. косуля, дрофа, манул.________________________________________
Используя данные по биологии, приведите примеры приспособления растений и животных к условиям существования.
Огромный, разнообразный, пленительный мир природы Бурятии. Многие поэты воспели байкальскую природу в стихах, приведите в пример стихотворение местных авторов.__________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мы узнали из этого раздела.
Вспомните изученный материал раздела и представьте его в опорной схеме:












Сделайте вывод:____________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕСТ
Максимальная глубина Байкала (в м.)
А).1637 Б). 500 В).1684 Г). 1680
2. В переводе с эвенкийского языка Байкал означает:
А) богатое озеро Б) Ламу В) огненное озеро Г) море
3. Вид, обитающий лишь в определенном географическом районе называется
А) редкий Б) эндемик В) исчезающий Г) единичный вид
4. Самое теплое место на Байкале:
А) Бухта Песчаная Б) Чивыркуйский залив В) Баргузинский залив Г) Малое море
5.Лесообразующая порода светлохвойной тайги:
А) сосна Б) лиственница В) ель Г) пихта
Можно назвать болота "защитниками Байкала" потому, что они
А) запасают огромные массы воды Б) подпитывают реки и озера В)являются природными фильтрами Г)все перечисленные
Какое озеро называют "братом Байкала"
А) озеро Иссык-Куль Б) озеро Хубсугул В) Каспийское море Г) озеро эйрСколько на Байкале эндемичных животных? (в %)
А) 60 Б) 50 В)100 Г) 84
Геологический возраст озера Байкал?
А) 40 млн. лет Б) 25-30 млн. лет В) 20 млн. лет Г) 3 млн. лет
Сколько рек впадает в озеро Байкал?
А) 600 Б) более 300 В) 1 Г) 1000
Какой объем воды в озере Байкал? (в тыс. куб.км)
А) 27 Б) 33 В)23 Г) 54
Какова площадь водного зеркала озера Байкал? (в тыс. кв.км)
А) 31,5 Б) 21,5 В) 35,5 Г) 45,7
Мельчайшие водоросли, парящие в толще воды и различимые только под микроскопом называются:
А) макрофитами Б) фитопланктоном В) бактериями
Какое происхождение озера Байкал?
А) тектоническое Б) ледниковое В) вулканическое Г) остаточное
Когда полностью замерзает Байкал?
А) в январе Б) в декабре В) в конце октября Г) в феврале
Сколько процентов мировых пресных вод составляет Байкал?
А) 50 Б) 20 В) 10 Г) 60
Назовите самый крупный остров на Байкале
А) Богучан Б) Большой Ушканий остров В) Ярки Г) остров Ольхон
18. Кто из ученых провел многолетний цикл исследований течений в разных
глубинных зонах Байкала, его водообмена и теплового режима.
А) Кожов Б) Верещагин В) Обручев Г) Верболов В.И.
БЛАНК ОТВЕТОВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Раздел 2. Население.
Тема 1. Численность населения РБ. Демографическая ситуация в РБ.
Вставьте пропущенные слова и данные.
Республика Бурятия относилась к числу российских регионов с одновременной многолетней естественной _________ населения, начавшейся в 1987 г. По численности населения к началу 2007 г. республика занимала ___место среди регионов Российской Федерации, _____место среди регионов Сибирского федерального округа. Средняя плотность населения уменьшилась с 3 чел. на 1 кв. км в 1990 г. до 2,7 в 2006 г.
Проанализируйте демографические показатели РБ. Какие процессы оказывают влияние на естественное движение населения. Численность постоянного населения Республики Бурятия по данным переписей населения (1959-2002 гг.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь статистическими данными, охарактеризуйте демографическую ситуацию в Республике Бурятии, укажите года с наибольшей рождаемостью и с наименьшей смертностью, высоким естественным приростом (ЕП).
годы рождаемость смертность ЕП
Изучив половозрастную пирамиду, ответьте на вопросы:
В каком возрасте численность женщин максимальная?
________________________________________________________
Каков процент мужчин пожилого возраста, женщин пожилого возраста?__________________________________________________
__________________________________________________________
Каково количество людей вашего возраста?______________________
Какова доля детей и подростков? Как она соотносится с общероссийскими показателями?_______________________________
___________________________________________________________
Пользуясь атласом, установите районы Бурятии с наименьшим естественным приростом. Объясните причины.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему «Условия, влияющие на естественный прирост населения».

ЕП

Тема 2. Национальный состав. Размещение и плотность населения.
Дополните предложение.
Население Республики Бурятия многонационально и составляет_____ человек. Наиболее многочисленной национальностью в республике являются______________. Коренное население РБ составляет______%.
Используя справочный материал, подпишите в диаграмме примерное процентное соотношение указанных народностей в составе РБ.

Нанесите на схему населенные пункты, численностью населения более 5 тыс.чел. Назовите основные условия расселения населения по территории Бурятии. Укажите наиболее плотно населенные территории РБ.


Тема 3. Коренное население Бурятии. Культурно-исторические особенности.
Заполните схему:

Ответьте на вопросы.
Эвенки, каких родов проживают на территории Северобайкальского района?
_________________________________________________________________
Какие виды природопользования являются традиционными для эвенков?
_________________________________________________________________
Какие внешние признаки свойственны эвенкам?________________________
_________________________________________________________________
Объясните значение следующих слов:
юрта______________________________________________________________
бэр____________________________________________________________
аланга____________________________________________________________
урикит____________________________________________________________
шаманство________________________________________________________
кумалан___________________________________________________________
поняга____________________________________________________________
унты______________________________________________________________
кордавун__________________________________________________________
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение по теме «Традиции и культура местных жителей Бурятии», запиши план ответа.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экскурсия . Центр бурятской культуры «Баяр».
Составьте словарик новых слов, понятий.
____________-____________________________________________
____________-____________________________________________
____________-____________________________________________
____________-____________________________________________
____________-____________________________________________
____________-____________________________________________
Перечислите особенности:
А) национального жилища бурят
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) культурных традиции бурят________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) национального костюма бурят______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Г) национальной кухни_______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
Отзыв об экскурсии_________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.Городское и сельское население.
Составь диаграмму «Соотношение городского и сельского населения РБ».
Обозначь синим цветом долю городского населения, красным – сельского населения, обозначь % соотношение.

Какие факторы способствовали росту городского населения Бурятии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Охарактеризуйте уровень урбанизации в республике. Назовите наиболее крупные населенные пункты и численности населения в них.__________________________
_______________________________________________________________________
Какие функции выполняет город Улан-Удэ?_________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему « Город, в котором я живу». Укажи источники.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что мы узнали из этого раздела.
1. Какое место по численности населения к началу 2007 г. занимала республика среди регионов Российской Федерации?
а) 56 б) 24 в) 6 г) 46
2. По состоянию на 1 января 2007 г. средний возраст населения республики составил:
А) 27,6 б)56,6 в) 62,6 г) 34,6
3. Какими причинами обусловлен высокий уровень смертности в республике:
А) болезни системы кровообращения б) снижением качества жизни
в) экологическая ситуация г) смертность от внешних причин
4. Коренные жители Северного Байкала:
А) монголы Б) эвенки В) буряты Г) татары
5. Самый многочисленный народ, проживающий на территории республики:
А) русские Б) эвенки В) буряты Г) татары
6. Чум – это…
А) национальное жилище эвенков Б) музыкальный инструмент
В) национальное жилище бурят Г) национальное блюдо
7. Основное занятие береговых эвенков:
А) оленеводство Б) охота В) нерповка Г) рыболовство
8. Какое из высказываний характеризует демографическую ситуацию в республике:
А) для республики характерна многолетняя естественная убыль населения
Б) юго-восточная часть республики заселена наиболее густо
В) средний возраст населения составил: мужчин -32,5, женщин -36,5.
Г) коренного население Бурятии – буряты и эвенки
1 2 3 4 5 6 7 8
Раздел 3. Экономика.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства Бурятии.
Составьте перечень источников информации, которые могут быть полезны при изучении хозяйства Бурятии.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение понятию «хозяйство».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните схему « Структура хозяйства», подчеркните те составляющие, которые оказывают наибольшее влияние на развитие экономики Бурятии.

Структура хозяйства

____________________ ______________________
____________________ ______________________
____________________ _______________________
Пользуясь информационным материалом, назовите основные этапы развития хозяйства Бурятии.
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс РБ.
Особенности комплекса._______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли.



Значение отрасли.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современное состояние отрасли._________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Горнодобывающий комплекс.
Особенности комплекса._______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли.



Значение отрасли.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современное состояние отрасли._________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Лесопромышленный комплекс.
Особенности комплекса._______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли.



Значение отрасли.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современное состояние отрасли._________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Агропромышленный комплекс.
Особенности комплекса._______________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Факторы, влияющие на размещение предприятий отрасли.



Значение отрасли.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Современное состояние отрасли._________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Транспорт. Экономические связи.
1. Дать характеристику различных видов транспорта по плану:
1. Значение транспорта в мировом хозяйстве
2. История развития.
3. Современное состояние транспорта.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Распределить виды транспорта по возрастающему загрязнению окружающей среды по пятибалльной шкале. Данные внесите в соответствующие таблицы
Виды транспорта Степень загрязнения окружающей среды.
Авиационный  
Речной  
Автомобильный  
Железнодорожный  
Трубопроводный  
Электронный  
Морской  
Проанализируйте полученные данные и сделайте выводы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. Экологическая ситуация в РБ.
Тема1. Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Прочтите текст. Сформулируйте вопросы к нему. Устно ответьте на них. Напишите рассказ, дополнив предложенный текст новой информацией. Для получения дополнительной информации воспользуйтесь атласами, энциклопедиями, справочниками.
Глубоко ошибочно мнение, что оскудение природы Байкала началось недавно. Уже ко времени появления на Байкале первых русских землепроходцев в его природе произошли заметные перемены. После появления Транссибирской магистрали обеднение байкальской природы резко ускорилось. Шли массированные рубки леса, резко сократилась численность многих животных. Таковы некоторые печальные итоги стихийного натиска цивилизации на дикую природу Прибайкалья.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу «Экологические проблемы Бурятии».
название проблемы сущность проблемы районы распространения варианты решения проблемы
В 1979 году в Красную книгу были включены 1097 видов и подвидов животных, их число постоянно растет. Составьте список животных и растений краснокнижников города Северобайкальска и Северобайкальского района.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2. Проблемы природопользования в республике.
Закончите предложение.
Природопользование – это __________________________________________________________________
Приведите примеры, рационального и нерационального природопользования опираясь на конкретные факты. Заполните схему.

Природопользование
Рациональное Нерациональное
Включение озера Байкал в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, привели к значительному увеличению количества посетителей на его берегах. Предложите модель эмблемы призывающей беречь природу Байкала, чтобы на ней были отражены следующие элементы: особенности географического положения, главный природный ресурс, эндемичность и уникальность природы.

Тема 3. Природоохранные территории.
Система ООПТ Бурятии представлена заповедниками, заказниками, памятниками природы. Используя информационный материал к уроку, заполните таблицу.
ООПТ год основания цель создания местонахождение уникальность
примечания
2. Подготовьте сообщение об одной из ООПТ, запишите план ответа, укажите источники информации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговые задания по теме: Экологическая ситуация в РБ.
Подготовьте эссе на тему «Экологическая проблема – глобальная проблема человечества».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческие задания.
Представьте в удобной для вас форме экологический паспорт РБ.
Составьте кодекс правил поведения человека в природной среде. Как вы думаете, где можно было бы разместить свод таких правил?