Урок русского языка на тему: правописание безударных гласных в словах


Учебно – методический комплект «Школа России»
Русский язык
Учебник – «Русский язык – 3 класс» А.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова.
3 класс
Тема: Проверка правописания безударных гласных и парных согласных в словах.
Цели: 1. Формирование навыка правописания слов с изученными орфограммами, практического опыта разбора слов по составу.
2. Формирование умения объяснять правописание изученных орфограмм на основе построения логической цепи рассуждения.
3.Использование и обработка информации в традиционных источниках при обогащении словарного запаса, развитии монологической речи.
4.Развитие умений работать в парах, элементов контроля и взаимоконтроля учащихся, внесение необходимых корректив.
5.Использование личного листа достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Демонстрационный материал: Музыка: «Метель» Г.Свиридова, картины зимнего пейзажа, стихотворения, загадки о зиме, карточки индивидуального опроса, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожигова», орфографический словарь.
Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для выполнения самостоятельной работы, работы в парах; толковый словарь для учащихся начальных классов; лист личных достижений.
Таблица формирования универсальных учебных действий
Этапы урока Формирование предметных умений
Формирование УУД
Организационный
момент Привитие культуры умственного труда
Р. Планирование учебного сотрудничества
Актуализация знаний Закрепление правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне. Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
К. Поиск информации в традиционных источниках.
Изучение материала Минутка чистописания Развитие навыка каллиграфического письма.
Закрепление определения корня в однокоренных словах. Р.Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном.
П. Умения строить речевые высказывания
Работа с загадками о зиме Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций.
П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
Работа в парах по карточке Группировка слов по определённым признакам.
Работа с однокоренными словами (определение корня). Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.
П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
К. Управление поведением партнёра.
Систематизация имеющихся знаний Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).
Р.Составление плана и последовательности действий
Работа с текстом, составление словосочетаний Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами. К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке
Развитие навыков само и взаимопроверки. Р. Контроль – сличение с эталоном
Работа со словарными словами Развитие монологической речи учащихся.
Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий
П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией.
К.Поиск информации в словаре.
Л. Экологическое осознание окружающей среды.
Задание на дом Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
Обобщение Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап актуализации знаний.
-Над какими понятиями мы работали на предыдущем уроке? (Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слова)
-Чему мы научились? (Пользуясь алгоритмом действий, правильно записывать слова с этими орфограммами)
-Что необходимо предпринять ещё, чтобы правильно записывать слова на изученное правило? (Поупражняться, выполняя ряд упражнений)
-Послушайте музыку и строки из стихотворения и ответьте на вопрос: материал на какую тему будем использовать для формирования навыка правописания слов с безударными, парными звонкими и глухими согласными?
Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»
Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.
-Уточните значение выражения «зима дары вручает нам»
-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? (Толковыми словарями)
-Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)
-О каких дарах зимы идёт речь? (Свободные высказывания учащихся)
-Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.
III Этапы изучения материала.
-Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме? (высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии и каллиграфии)
-Выполнив ряд тренировочных заданий по каллиграфии, покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора
1.Минутка чистописания.
Зз
за зи
зима зимний зимовать
-Какие звуки обозначает буква?
-Какие соединения встретились в словах?
-Какие части речи обозначают слова?
-Приведите примеры сочетаний или простых предложений с этими словами.
-Выделите корень в словах.
-Можем ли назвать их однокоренными? Почему?
-Отметьте в листах личных достижений красным цветом - очень старался и доволен выполнением заданий; зелёным старался, но есть недочёты; синим – надо ещё постараться.
2.Работа с загадками о зиме.
-А теперь подарки, которые принесла зима. Какие? Вы узнаете, если, проанализировав признаки, выделите характерные, существенные. В некоторых случаях вам понадобится смекалка, сообразительность.
Ребята самостоятельно записывают отгадки.
На дворе горой, а в комнате – водой ( снег)
Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело ( сосулька)
Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешан ( иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно (лёд)
С неба – звездой,
В ладошку - водой (снежинка)
Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз)
Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…(санки)
Под гору – коняшки.
В гору – деревяшки (лыжи)
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки)
-Проверьте по образцу правильность ваших выводов. (Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки)-Оценим в листах личных достижений результат работы:
красным цветом – смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен. Зелёным - старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание. Синим – были существенные недочёты, надо ещё постараться.
3.Работа в парах по карточкам
-Как по – вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание? (Составить словосочетания, сгруппировать по определённым признакам, подобрать однокоренные слова)
Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.
Задание №1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель распределить по группам1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
3-________________________________________________________________
Задание №2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
-Доказать, что выписали однокоренные слова.
-Выделите корень в этих словах.
-Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Проверка выполненного задания по образцу. По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки – однокоренные- Вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.
-Подведём итог работы в парах: красным цветом – работали дружно, результаты совпали с образцам. Мы довольны. Зелёным - старались, но некоторые моменты нами были упущены. Следует обратить внимание. Синим – были существенные недочёты, надо повторить тему «Состав слова», пользуясь материалом учебника или дидактического материала.
Физкультурная пауза.
4.Систематизация имеющихся знаний
- Работая в паре, мы вспоминали учебный материал. Каким образом можно проверить умения применять правило в практической деятельности? (Выполнить тестовые задания, самостоятельную работу, написав мини – сочинение и т.д.)
- Прежде чем предложить вам очередное задание, вспомним ещё правила
о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова. Согласны ли вы с планом и последовательностью действий?
 Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне.
 Записываем нужную букву в корне слова.
 Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.
 Выбираем из группы слов такое, в котором безударный гласный в корне был под ударением.
 Проверяем.
Расставить последовательность действий.
-В каком источнике мы можем прочесть правило проверки парных звонких и глухих согласных? («Дидактический материал по русскому языку -3 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)
-Чтение правила проверки написания звонких и глухих согласных («Дидактический материал по русскому языку – 3 класс, стр.58»)
5.Работа над текстом.
Самостоятельная работа по карточкам.
Звучит музыка Г.Свиридова «Метель»
Карточка №1
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
__________________________________
Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром. З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят кр·савицы – берё·ки.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Улица хру·кий
лёд у·кая
ветер ро·кий
голос ре·кий
__________________________________________________________________
Карточка №2
________________________________________________________
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
________________________________
Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка. Тр·щит сильный м·роз. Трудно теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не пугают крепкие м·розы.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Зверёк ги·кий
прут ро·кий
дорога ни·кий
кустарник у·кая
6.Взаимопроверка выполненных заданий по карточке. ( Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий)
-Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:
красным цветом – умело применил изученные правила, ошибок нет. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.
7.Работа со словарными словами.
-Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией (кормушка с зимующими птицами)
-Прочтите тот, который отражал бы содержание иллюстрации:
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов.. Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
-Почему зимой нужно заботиться о птицах?
-Объясните правописание пропущенных орфограмм.
-Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами? (Проверить написание слова по орфографическому словарю)
-Запишите предложения, в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю.
-Выделите грамматическую основу предложений.
-Подведём итог выполненного задания:
красным цветом – я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет. Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим – забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.
IV. Комментирование, запись домашнего задания.
-«Русский язык – 3класс» с.114, упр. 63.
V. Обобщение.
1.Беседа – обобщение по вопросам:
-Чему сегодня был посвящён урок?
-Какое открытие для тебя сегодня на занятии?
-Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем?
2.Подведение итога работы по листу личных достижений
-Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия?
-Ответы каких одноклассников были точны и полны?
-Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока?
-Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал?
Раздаточный материал
Проверь свой ответ

п/п Загадка Отгадка
1. На дворе горой, а в комнате – водой
снег
2. Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело.
сосулька
3. Не колючий, светло-синий,
На ветвях развешан
иней
4. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно
лед
5. С неба – звездой,
В ладошку - водой
снежинка
6. Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет
мороз
7. Взял дубовых два бруска, два железных полозка.
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…
санки
8. Под гору – коняшки.
В гору – деревяшки
лыжи
9. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня?
коньки
Карточка для работы в парах
Задание №1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель распределить по группам1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
1-________________________________________________________________
2-________________________________________________________________
3-________________________________________________________________
Задание №2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
-Доказать, что выписали однокоренные слова.
-Выделите корень в этих словах.
-Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Согласны ли вы с планом и последовательностью действий проверки изученных орфограмм?
 Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне.
 Записываем нужную букву в корне слова.
 Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.
 Выбираем из группы слов такое, в котором безударный гласный в корне был под ударением.
 Проверяем.
Расставить последовательность действий.
-В каком источнике мы можем прочесть правило проверки парных звонких и глухих согласных?
-Чтение правила проверки написания звонких и глухих согласных («Дидактический материал по русскому языку – 3 класс, стр.58»)
Самостоятельная работа по карточкам.
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
__________________________________
Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром. З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят кр·савицы – берё·ки.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Улица хру·кий
лёд у·кая
ветер ро·кий
голос ре·кий
__________________________________________________________________
________________________________________________________
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
________________________________
Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка. Тр·щит сильный м·роз. Трудно теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не пугают крепкие м·розы.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Зверёк ги·кий
прут ро·кий
дорога ни·кий
кустарник у·кая
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке.
( Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий)
I вариант
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Лес зимой.
Пришла настоящая зима. Поля, холмы покрылись пушистым белым ковром. Зимой русский лес· сказочен и чудесен. Снег· украшает пушистые ветки деревьев. Смолистые шишки висят на елях. В серебряном уборе стоят красавицы – берёзки.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Улица хру·кий
лёд у·кая
ветер ро·кий
голос ре·кий
Улица узкая, лёд хрупкий, ветер резкий, голос робкий.
II вариант
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Птицы зимой.
Наступила холодная зима. Замёрзла река. Трещит сильный мороз. Трудно теперь птицам. Ребята развесили кормушки для птиц. Синицы робко подлетали к кормушкам. Прилетела стайка снегирей. Только клестов не пугают крепкие морозы.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Зверёк ги·кий
прут ро·кий
дорога ни·кий
кустарник у·кая
Зверёк робкий, прут гибкий, дорога узкая, кустарник низкий.
Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией
Запишите тот отрывок, который отражал бы содержание иллюстрации:
Вставить пропущенные орфограммы
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница – з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов.. Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
Лист личных достижений ученика 4 класса
________________________________________

п/п Виды деятельности Достигнутый результат
1. Чистописание 
2. Работа с загадками 
3. Работа в парах
(группировка слов по определённым признакам, работа с однокоренными словами) 
4. Самостоятельная работа по карточкам
(запись текста с пропущенными орфограммами, составление словосочетаний) 
5. Словарная работа
(соотношение иллюстрации с четверостишьями, запись словарных слов) 
6. Мои чувства, эмоции от урока 
Условные обозначения
Усвоил правила и не испытываю затруднений
Иногда испытываю затруднения
Надо ещё поработать