Проверка читательских умений работать с текстом прочитанного произведения


Проверка читательских умений работать с текстом прочитанного произведения
Возраст детей: 9-10 лет
Цель задания: проверить уровень читательской компетентности, проявляющийся:
1. в восприятии детьми художественных произведений разных жанров: рассказа, стихотворения.
2. в литературно - творческой деятельности;
Анализ стихотворения
Прочитай стихотворение:
«Снег идет» Борис Пастернак
Снег идет, снег идет.К белым звездочкам в буранеТянутся цветы гераниЗа оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,Всё пускается в полет,-Черной лестницы ступени,Перекрестка поворот.
Словно с видом чудака,С верхней лестничной площадки,Крадучись, играя в прятки,Сходит небо с чердака.
Снег идет, густой-густой.В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?
Может быть, за годом годСледуют, как снег идет,Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,Снег идет, и всё в смятеньи:Убеленный пешеход,Удивленные растенья,Перекрестка поворот.
Ранний московский снегопад вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, обведи использованные автором сравнения.
«Тянутся цветы герани за оконный переплет» — что подчёркивает этой фразой Пастернак ?
А) Даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду.
Б) Растениям зимой мало света.
С) Холодно и одиноко стоять на подоконнике.
4. Объясни значение выражения « всё в смятеньи» -__________________________
______________________________________________________________________
5.Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали. Какую? Объясни.
6. Подчеркни волнистой линией олицетворения.
7. В какой сборник ты бы поместил это стихотворение?
А) Стихи о животных
Б) Весёлые стихи для детей
С) Стихи о природе
Д) Стихи- размышления о жизни
Ключ:
2. «к белым звёздочкам», « чудака»
3.а)
4. в растерянности, в испуге.
5. Правильность оценивает учитель.
6. «Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.»7. с), д)
Уровни выполнения работы
4-й уровень - в целом всё выполнено верно
3-й уровень - в целом всё выполнено верно, но есть 1 отдельный недочёт
2-й уровень - выполнено 1 задание
1-й уровень - задания не выполнены или каждое выполнено с недочётами
Анализ рассказа
Голос дождя
Сколько голосов у дождя? Он бил по стеклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутемной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, что я не мог оторвать взгляд. Полоса все ширилась и светлела.
 
В. Бурлак
1. Прочитай текст В. Бурлака « Голос дождя».
Ответь на вопрос «Сколько голосов у дождя?». Перечисли.
2. Какие чувства автор испытывал, сидя один в полутёмной комнате? Как реагировал кот?
3. Какими словами автор показывает, что гроза закончилась? Восстанови последовательность этих слов по тексту.
А) ширилась и светлела
Б) затих
В) скользнул
Г) миновала
Д) притворил
4. Как ты понимаешь выражение «Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь.» ? Ответ оформи в виде предложения.
5. Напиши, что чувствуешь ты во время грозы.
Ключ:
1. Он бил по стеклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
2.. Страх, боязнь.
3.б,г,в,д,а.
4, 5. Правильность оценивает учитель.