Пособие. терминологический словарь пообществознанию

Духовная сфера общественной жизни

охватывает образование, науку, философию, религию, нравственность, искусство, научные учреждения и учреждения культуры, религиозные организации.

45. Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

46. Два вида духовной жизни общества:

духовно – теоретическая деятельность (мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы)
духовно – практическая деятельность (распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей. Конечным результатом является изменение сознания).

47. Духовный мир человека – внутренняя духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

48. Термин «культура» с латинского означает «возделывание, обработка почвы».

49. Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека.

50.Виды культуры:

духовная материальная

51. Разнообразие культур: массовая, народная, элитарная, СМИ и др.
Наука и образование
52. Наука является одной из важнейших форм культуры общества.
53. Наука – особая система знаний.
54. Наука – творческая деятельность, направленная на достижение цели и основного результата
55. Гуманитарные науки: философия, история, обществознание, литература, русский и иностранные языки, социология, политология, культурология, физическая культура.
56. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей и взрослых.
57. Современная стратегия образования – достижение качества, отвечающего требования 21 века.
ЭКОНОМИКА
58.Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.
59. Мировая экономика – это совокупность экономик отдельных стран,
связанных между собой системой международных экономических
отношений.
60. Экономические системы:

Традиционная экономика - вопросы что производить, для кого решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.

командная экономика (централизованная, директивная, плановая) – все решения по вопросам производства и потребления принимаются центральными государственными органами.

рыночная экономика - господствует частная собственность, производители самостоятельно решают что, для кого, сколько производить.

Смешанная экономика – сочетаются черты рыночной и командной систем.
В Российской Федерации экономическая система – это рыночная экономика, которая сменила командную экономическую систему (директивную, плановую экономику СССР)

61.Функция государства в условиях рыночной экономики - это разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.

62.Задачи государства в условиях рыночной экономики - это охрана и поддержание конкуренции, обеспечение полной занятости, уменьшение и ликвидация безработицы.

63.Экономические функции государства: стабилизация экономики, защита прав собственности, регулирование денежного обращения, перераспределение доходов, контроль над внешнеэкономической деятельностью и т.д.

64. Государственные механизмы регулирования рыночной экономики:

Фискальная политика – бюджетно – налоговая (деятельность государства в области налогооблажения, регулирования гос. расходов и гос. бюджета.
Монетарная политика – денежно – кредитная (контроль над денежной массой в экономике, стабильное развитие, снижение инфляции)
65. Протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.
66. Государственный бюджет – ежегодная роспись доходов и расходов государства
















































РЫНКИ

82. Структура рынка характеризуется по различным критериям:

по объектам (рынок товаров и услуг, региональный рынок и др).

по субъектам (рынок покупателей, рынок продавцов и т.д)

по географическому положению (местный рынок, городской, региональный, российский и др.)

по степени ограниченности конкуренции (свободный рынок, монополистический)

по соответствию законодательству ( легальный, нелегальный рынок, называемый иногда «черным»).

83.ВИДЫ РЫНКОВ:

Вещевой
Продуктовый
Информации
Ценных бумаг
Фондовый рынок
Капитала
Труда
84.Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально – трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах (работниках).

85. На фондовом рынке предметом купли – продажи являются акции и другие ценные бумаги.

86. Законы рынка:

Закон спроса: величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

Закон предложения – предложение возрастает с увеличение цены и падает при её снижении.

87.Инфляция – процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги.

88.Виды инфляции: ползучая (рост цен на 10 -15%, галопирующая (скачкообраз ный рост цен), гиперинфляция (рост цен на 100 % и более)

89.ВИДЫ НАЛОГОВ:

прямой (взимается с заработной платы -13%, с доходов предприятий – 35%, доходов банков, посреднических фирм – 43%, казино и игорный бизнес – 90%)

косвенный - налог на добавленную стоимость (НДС)- это прирост стоимости товара на всех стадиях его производства по мере продвижения товара к конечному потребителю (в России 18%, на детские товары 10%).

90. Налоговые органы: налоговая инспекция, налоговая полиция, казначейство.
Предпринимательство – это самостоятельная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

91.Формы предпринимательства:

Индивидуальный предприниматель

Товарищество

Общества с ограниченной ответственностью ООО (уставной капитал 100 минимальных размеров оплаты труда, максимальный риск соответствует размеру вклада)

Акционерное общество:
открытое ОАО (уставной капитал 1000 минимальных размеров оплаты труда, можно проводить открытую подписку на выпускаемые акции, свободно продавать акции);
Закрытое ЗАО (акции распределяются только среди участников, свободная продажа акций не ведётся, уставной капитал 100 минимальных размеров оплаты труда)

92.Собственность – это принадлежность чего – либо кому либо

93.Группы собственностей: частная, государственная, групповая, специфическая.

94. Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений и организаций. Современная банковская система имеет 2-х уровневую организацию. Верхний – центральны банк, нижний-коммерческие банки и др. финансово-кредитные организации (инвес тиционные и финансовые, страховые компании, пенсионные фонды, фондовые биржи, и др)


95.Экономические санкции – эмбарго – это установленный
государством полный запрет торговли, с какой – либо другой страной.

96.Приватизация – это передача государственной собственности в частную собственность.

97.Национализация - это передача частной собственности в
государственную собственность.

98. Инфляция – обесценивание денег, быстрый рост цен на товары и услуги.

99.УСТОЙЧИВОЕ развитие – это такое развитие общества, которое позволяет удовлетворить потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей

100.Глобализация – связь различных стран в единое мировое хозяйство.

101. Глобальные проблемы:

проблема войны и мира

демографическая

экологическая

продовольственная

сырья

освоения космоса и океана

отсталости стран «третьего мира»

терроризма

наркомании и СПИДа

молодежная

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

102.Политика (рассматривается в 3-х измерениях) – один из многих видов деятельности; сфера общественной жизни; тип социальных отношений между индивидами, малыми группами, большими общностями.

103.Политические идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, коммунистическая, фашизма.

104.Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

105.Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки

106.Политический лидер – руководитель.

107.Политическая партия – это организация принципы, права и обязанности которой отражены в уставе.

108.Политические режимы:
тоталитарный (жёсткий, полный контроль над всеми сферами общественной жизни и каждым человеком, репрессии, жёсткая цензура, недопущение инакомыслия)

демократический (народовластие, парламентаризм, право на оппозицию, политический плюрализм, гласность, гарантия прав, верховенство права, разделение властей, свобода слова, мысли, вероисповедания и др)

авторитарный (диктатура одного человека, или одной группы лиц (например, олигархии, военной хунты и т.п.), сосредоточение власти в одних руках

109.Политическая система включает в себя: государство как основной институт полит. системы, партии, партийные лидеры, партийная идеология, партийные нормы, партийная культура, общественные организации, политические режимы.
110. Государство - механизм управления обществом

111. Государство – основной институт политической власти (системы)


112. ДЕМОКРАТИЯ – власть народа

113.Разделение властей на 3 ветви власти:
Законодательную (например, в нашей стране законодательную власть осуществляет парламент РФ «Федеральное собрание», который состоит из 2-х палат:
Государственная Дума (450 депутатов)
Совет федераций (178 депутатов)
Исполнительную власть , осуществляет правительство, федеральные министры.

Судебную власть осуществляют суды

114.Правовое государство – верховенство права в обществе, подчинение
закону самого государства.

115.Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных
отношений и институтов, выражающих разнообразные частные интересы и
потребности свободных граждан.

116. Референдум – всенародное обсуждение, голосование

117. Политический плюрализм – многообразие (много партий, идеологий, мнений и т д).

118. Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц. А также определения результатов голосования
119.Типы избирательных систем:
Можоритарно – пропорциональная (смешанный) тип избирательной системы (территория страны разбивается на избирательные округа. От каждого округа избирается 1 депутат (одномандатные округа), иногда 2 и более (многомандатные округа)
Пропорциональная избирательная система территория страны объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы выдвигают списки своих кандидатов, предлагается голосовать только за одного человека из списка. По существу получается голосуют за партию, выдвинувшую кандидата)
Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Гос. Думу (одна половина депутатов избирается по одномандатным округам, другая по единому общенациональному избирательному округу. Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны)

Социальная сфера – одна из сфер общественной жизни, подсистема общества

120. Социология – наука изучающая общество.

121.Страт - социальный слой общества

122. Социальная стратификация – деление общества на слои «страты».

123.Социальный статус – положение человека в обществе

124.Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп в другие.

125.Социальный лифт – это пути, каналы по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие (например, окончание школы, поступление в ВУЗ, служба в армии, вступление в брак и т. д)

126. Социальный конфликт – это особое взаимодействие индивидов

127.Социальный контроль - это регуляция отношений индивида и
общества (социальный контроль включает в себя самоконтроль)


128.Социальные нормы направляют поведение людей, контролируют,
регулируют, оценивают.

129. НОРМА – с латинского «правило, образец, руководящее начало)

130. Девиантное поведение – отклоняющееся поведение от социальных норм

131.Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее ущерб деятельности.

132.Социальная мобильность – подвижность социальных групп

133. Различают мобильность:

горизонтальную (при горизонтальной мобильности социальный статус человека не изменяется)

вертикальную (при вертикаль ной мобильности происходит переход вверх или вниз по социальной лестнице)

134. Маргинальные группы - социальна
·я группа людей, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии (безработные, эмигранты, лица без определённого мета жительства (бомжи).


135.ТОЛЕРАНТНОСТЬ – признание права инакомыслия,
терпимость к иным взглядам и мнениям, к другим народам, нациям.

136. Национальная политика – часть политической деятельности государства, регулирующая межнациональные отношения.

137.ЭТНОС – это греческое слово «народ»

138.Этнические общности: род, племя, народность, нация.

139.Национализм – идеология и политика борьбы против национального угнетения, часто превращается в утверждение превосходства, исключительности «своей» нации. Крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским режимом.

140. Геноцид – истребление целых групп населения по национальному
признаку

141.Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Семья – малая группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

142. Институт брака регулирует отношения между супругами и определяет их права и обязанности по отношению ко всем членам семьи.

143.Виды брачных отношений:

фактический брак (брачные отношения не оформлены в государственных органах)

гражданский брак - брачные отношения оформлены в государственных органах, зарегистрированы в органах записи актов гражданского состояния ЗАГЗ.






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Литература


Боровик, В. С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М.: 2004.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. – М.: издательство "Айрис-Пресс, 2009.
Смирнов, И. П. Введение в современное обществознание: учебник.– М.: 2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М.: 2008.
Интернет ресурсы:
Материал из Википедии свободной энциклопедии
Электронная библиотека по обществознанию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14515






Разработчик (и):
Дей А. Я, преподаватель истории и обществознания филиала ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства»



Учебное пособие «Словарь терминов» составлен для обучающихся школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений. Терминологический словарь предназначен для самостоятельной работы обучающихся на уроке и внеурочное время для подготовки домашних заданий, успешного написания терминологических диктантов, содержит 143 термина из курса обществознания.
Термины и понятия подобраны в соответствии с примерной программой по обществознанию ФГУ «ФИРО», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Экспертным советом по профессиональному образованию, 2015г. и в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям /специальностям СПО.






















© Дей А. Я., 2013г.
© филиал ГБПОУ ИО
«ИТАС», 2013г.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Иркутской области
«Иркутский техникум архитектуры и строительства»





СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

учебное пособие
по обществознанию для обучающихся



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Шелехов

2013



НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Общество как сложная система

1.Система – общее, целое, состоящее из частей, элементов.

2.Общество – это сложная (суперсистема) динамическая система, состоящая из подсистем – сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной.

3.Основные сферы общественной жизни (подсистемы общества):
экономическая,
политическая,
социальная,
духовная.

4.Общество – группа людей, объединившаяся для совместной деятельности, имеющая общие цели, интересы.

5.Общество- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира.

6.Общество – человечество всей Земли.

7.Типы обществ:

доиндустриальные (аграрные, традиционные)

индустриальные (с развитой промышленностью)

постиндустриальные, информационные (с развитой сферой услуг, высокоразвитые страны США, Япония, страны западной Европы, такие как Германия и др).

8.Социальные (общественные) институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами права, традициями, обычаями. Например, институт семьи, институт брака, институт устройства на работу, институты религии, институты культуры, образования, политические


9. Цивилизация - уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества (синоним культуры), например: античная цивилизация, цивилизации Древнего Китая, Древней Индии и др.

10. Цивилизация - ступень развития, следующая за варварством.



Природа человека, врожденные и приобретенные качества

12. Человек является основным элементом общества
13. ЧЕЛОВЕК – продукт биологической, социальной и культурной эволюции

14.Человек - био – социо – духовное существо.

15. Индивид – конкретный человек с типичными чертами для всех людей.

16. Индивидуальность – это неповторимые, своеобразные черты человека.

17. Личность – человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

18. Смысл жизни человека – зачем, ради чего живёт человек?

19. Ценности – то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества (жизнь, здоровье, образование, знание, семья, мир)
20. Общечеловеческие ценности: жизнь, как ценность, добро, красота, справедливость, уважение, взаимопомощь, патриотизм.

21. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.

22. Патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству, народу, любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, культуре.

23. Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир

24. Типы мировоззрений: научное, обыденное (житейское), религиозное.
25.Деятельность – форма взаимодействия человека с окружающим миром, которой изменяет и преобразует мир. Форма взаимодействия присущая только человеку
26. Цель деятельности – это осознанный образ предвосхищаемого результата.
27. Мотив – это побудительная причина деятельности.

28. Виды деятельности:

духовная практическая

29. Существуют и другие классификации деятельности, например:

Виды деятельности:


игровая учебная, трудовая















СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
1.1.Общество как сложная система
1.2.Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Раздел 2. Духовная сфера общественной жизни
Раздел 3. Экономическая сфера общественной жизни
Раздел 4. Политическая сфера общественной жизни
Раздел 5. Социальная сфера общественной жизни
Литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебное пособие по обществознанию «Словарь терминов» составлен для обучающихся начальных и средних профессиональных учебных заведений, а также общеобразовательных щкол. В словарь входит 143  наиболее существенных понятий и терминов, усвоение которых имеет большое значение для  успешного изучения учебного курса обществознания. Словарь, конечно, не охватывает всех терминов, которые используются в курсе обществознания, такая  цель не преследуется. Отобраны, прежде всего, те  понятия и термины, которые наиболее необходимы для усвоения. Многие из этих терминов знакомы обучающимся, например, «государство», «право», «демократия», «презумпция» и др., однако изучение их необходимо для понимания происходящих общественных процессов.
Терминологический словарь предназначен для самостоятельной работы обучающихся на уроке и внеурочное время, для подготовки домашних заданий, успешного написания терминологических диктантов.
Термины и понятия подобраны в соответствии с рабочей примерной, разработанной на основе примерной программы по обществознанию ФГУ «ФИРО», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Экспертным советом по профессиональному образованию, 2015г. и в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами
СПО.



67.Экономический цикл – это попеременное чередование
подъёмов и спадов в движении реального ВВП.
68.Фазы экономического цикла: подъём, спад, депрессия, оживление.

69.Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП.

70. Пути экономического роста – это экстенсивный рост (за счёт масштабов использования ресурсов) и интенсивный рост - увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности (внедрения новейших технологий, повышения квалификации работников, рациональное распределение ресурсов, экономия на масштабе).

71. Показатели экономического роста – ВВП и ВНП.

72. ВВП (валовой внутренний продукт) - показатель развития экономики на душу населения – это суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведённых страной за год, поделённая на численность населения.

73.Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками (затраты на сырьё, плата за аренду, оплата труда наёмных рабочих, оплата за электроэнергию, амортизация, транспортные услуги, топливо, расход на тару, налоги и т.д).

74. Издержки производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства
75. Факторы производства:
1.Труд 2. Земля 3.Капитал 4.Предпринимательские способности

76. Рентабельность – показатель эффективности прибыльности
производства.

78. Рентабельность – это отношение прибыли, полученной предприятием за определённый период, к сделанным за тот же период затратам. Рентабельность =ПРИБЫЛЬ / ЗАТРАТЫ.

79.Производительность - это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат (затраты могут быть любые ресурсы)

80.Производительность труда – количество товара произведённого за единицу времени.

81. Уровень жизни включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, доступность культуры, прожиточный минимум и другое.


























30. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Сознание формируется деятельностью.

31.Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

32.Группы потребностей:

Естественные (потребность в пище, воздухе, воде, тепле, отдыхе, сне и т.д)
Социальные (потребность в общении, в трудовой деятельности, социальной активности и т.д)
Идеальные (потребность для духовного развития, освоении культурных
ценностей, творческой деятельности и т.д)

33.Знание – это результат познания.

34.Социальное знание – это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально – демографическими и профессиональными группами.

35. Познание – это процесс постижения действительности, накопления и
осмысления данных, полученных в опыте.

36. Виды познания:


научное ненаучное (обыденное) религиозное

37. Познание бывает:

чувственным рациональным
(логическим)
38. Форма чувственного познания - ощущение, восприятие, представление.

39. Пять основных чувств познания: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение.

40. Истина - это соответствие полученного знания действительности
41. Истина относительная – это ограниченное знание о чем – либо.
42. Истина абсолютная – полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.
43. Критерием истины является практика.
























































15