Мастер-класс Стилистические фигуры и приёмы(задание 24 ЕГЭ)


Мастер – класс
Стилистические фигуры и приёмы как средство выразительности текста
Учитель. Доброе утро. Меня зовут Елена Александровна. Я работаю учителем русского языка и литературы в школе номер 6.
Начнём наше занятие с мини-исследования. Сравним два текста.
Прочитайте первый текст.
Ответ. Пришла зима. Начались морозы. Подули ветры. Пошёл снег. Люди берут лыжи, коньки и идут в лес или на каток.
Учитель. Прочитайте второй текст.
Ответ. Пришла волшебница зима. Ледяные мосты сковали реки и озёра. Снежное покрывало надёжно укрыло землю. Люди совсем не боятся зимы. Она им только в радость. Дети и взрослые берут лыжи, коньки и отправляются на лыжню, на каток, на прогулку по зимнему лесу.
Учитель. Какой из текстов является более ярким, выразительным, образным?
Ответ. Второй текст.
Учитель. Что придаёт второму тексту выразительность?
Ответ. Использование изобразительно - выразительных средств.
Учитель. Какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
Ответ.
Учитель. На какие группы их можно разделить?
Ответ.
Учитель. Все изобразительно-выразительные средства можно разделить на тропы, лексические средства, фигуры речи. Итоговый экзамен по русскому языку проверяет, в том числе, и знание изобразительных средств языка. Возможно, вы уже начали работу по подготовке к выполнению этих заданий. Изобразительно-выразительных средств в нашем языке большое количество. сегодня мы поговорим только о некоторых из них.
Проведём наблюдение. (на экране предложение ДЕВУШКА ГОВОРИЛА БЕЗ УМОЛКУ. ПРО СИБИРЬ, ПРО СЧАСТЬЕ, ПРО ДЖЕКА ЛОНДОНА.) Учитель. В чём необычность этого фрагмента?
Ответ. речь делится на части, на порции, на отрывки.
Учитель. Как вы думаете, для чего Шукшин использует именно такое построение предложений, если можно было бы сказать просто «Девушка без умолку говорила про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона»?
Ответ. Автор так пишет, чтобы придать речи выразительность, особую экспрессию.
Учитель. Может кто-то знает, как называется этот приём выразительности?
Ответ.
Учитель. Не буду вас мучить, а скажу, что это средство выразительности называется парцелляция. парцелляция – это стилистический приём расчленения фразы на части или на отдельные слова. её цель – придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения.
Тренировочное упражнение.
Учитель. Попробуйте теперь сами использовать парцелляцию в речи. в маршрутных листах это 1 задание. запишите данное предложение, применив парцелляцию.
(СЛОВА ОБЛАДАЮТ ВОЛШЕБНОЙ И ВЕЛИКОЙ СИЛОЙ. СЛОВА ОБЛАДАЮТ СИЛОЙ. ВОЛШЕБНОЙ И ВЕЛИКОЙ.)Учитель. Что же получилось у вас , ребята? (опросить 3-4 ученика). у вас получились похожие предложения, но вы все использовали такой приём выразительности как парцелляцию.
Учитель. Перед вами два стихотворных отрывка. выясним, какое средство выразительности используется в нём, сопоставив их.
ПРИСЯГАЮ ЛЕНИНГРАДСКИМ РАНАМ,
ПЕРВЫМ РАЗОРЁННЫМ ОЧАГАМ;
НЕ СЛОМЛЮСЬ, НЕ ДРОГНУ, НЕ УСТАНУ,
НИ КРУПИЦЫ НЕ ПРОЩУ ВРАГАМ.
НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ,
ВСЁ ПРОЙДЁТ, КАК С БЕЛЫХ ЯБЛОНЬ ДЫМ.
Учитель. Что объединяет оба текста? чем они похожи?
Ответ. Есть ряды однородных членов.
Учитель. Обратите внимание, как расположены однородные члены в каждом ряду? Одинаковую ли эмоциональную окраску имеют глаголы в каждом ряду?
Ответ. Глаголы эмоционально окрашены, имеют разный уровень экспрессии. в первом отрывке слова располагаются от более пафосного, экспрессивного к менее пафосному и экспрессивному. А во втором наоборот, нагнетание действия идёт по возрастающей.
Учитель. Знаете ли вы, как называется такое средство выразительности?
Ответ.
Учитель. В этих стихотворных отрывках есть яркий пример градации. в первом случае – нисходящей, а во втором – восходящей. дать определение градации вы сможете самостоятельно, восстановив определение. На экране отдельные словосочетания, вы должны их соединить правильно и записать определение в свои маршрутные листы. это задание 2.
Учитель. Проверим, что же у вас получилось. (вызвать двух-трёх учеников)
Ответ.
Учитель. Я вижу, вы успешно справились с заданием. О каком стилистическом средстве пойдёт речь дальше, вы узнаете, просмотрев фрагмент фильма.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ОТРЫВКА ИЗ «ЗВЁЗДНЫХ ВОЙН»
Учитель. Можем ли мы сказать, что речь Мастера Иоды отличается от нашей?
Ответ. Да, его речь необычна.
Учитель. А в чём необычность его речи?
Ответ. Он располагает слова не так, как мы.
Учитель. Знаете ли вы, как называется средство выразительности, которым так активно пользуется Мастер Иода?
Ответ.
Учитель. Инверсия – стилистическая фигура, расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой(обычный) порядок, с целью усилить выразительность речи.
Практическая работа.
Учитель. Все вы, ребята, будете сдавать итоговый экзамен. И при сдаче ОГЭ, и при сдаче ЕГЭ вы будете демонстрировать знание изобразительно-выразительных средств русского языка. На экзамене у вас будет ограниченное время. Для того чтобы правильно сделать это задание, я предлагаю при выполнении задания пользоваться простым и доступным приёмом исключения. Проведём небольшую практическую работу. по определению средств выразительности в художественных текстах. В случае затруднения воспользуйтесь памяткой, которая размещена с обратной стороны маршрутного листа.
Вот я и в Быковке. Один. Топлю печь, пою песни, играю со Спирькой. На дворе осень. Поздняя. (В.Астафьев) Метафора.
Олицетворение.
Градация.
Парцелляция.
Инверсия.
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт (С.Есенин)
Градация.
Парцелляция.
Инверсия.
Антонимы.
Лексический повтор.
Все грани чувств и правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А.Белый) Цитирование.
Гипербола.
Градация.
Эпифора.
Эпитет.

Учитель. Какое средство выразительности вы нашли в первом отрывке? (опросить 3-4 учеников). Почему вы так считаете? аналогичная работа с остальными отрывками
Учитель. Инверсию, парцелляцию и градацию активно используют писатели в своих произведениях. У вас на столах текст. Вы должны найти предложения, в которых есть изученные сегодня на занятии средства выразительности и вписать номера этих предложений в правую часть таблицы.
Дети работают самостоятельно. Я прохожу по классу, помогаю, проверяю.
Учитель. Проверьте себя. (на экране ответы) Все ли справились с заданием? Какие трудности у вас возникли?
Ответ.
Учитель. С какими средствами выразительности мы сегодня работали? Для чего их нужно знать?
Ответ.
Учитель. Сегодня мы работали только с тремя средствами выразительности. Этого мало для успешной сдачи экзамена. Пополнить свои знания вы сможете, перейдя по ссылкам, которые указаны на экране.
Учитель. Наше занятие подходит к концу, и я хочу, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив предложения.
(вопросы для рефлексии)
Ответ.
Учитель. Выпускной экзамен – это ответственный этап вашей жизни. Чем раньше вы начнёте подготовку к нему, тем успешнее вы его сдадите. Знание изобразительно-выразительных средств поможет вам набрать 4 балла на ЕГЭ. В ОГЭ тоже есть задания на знание изобразительно-выразительных средств нашей речи. Желаю вам успехов в учёбе и на экзаменах. Благодарю всех за сотрудничество.