Урок русского языка в 11 классе на тему Стилистические фигуры речи.

Тема: Стилистические фигуры речи.
Задачи:
а) образовательные – повторить строение и грамматическое значение словосочетания; повторить изученные тропы, углубить знания по теме урока;
б) развивающие – формирование умения определять способы связи слов в словосочетании, вырабатывать навык разбора по составу, умение различать тропы и стилистические фигуры;
в) воспитывающие – привитие интереса к русскому языку, нравственное и эстетическое воспитание.
Ход урока.
I Мобилизующее начало урока. Сообщение темы.
II Повторение:
1. Словарная работа:
а) запись слов: винегрет, привилегия, пластилин, аккомпанемент, зоревать, сровнять, цивилизация, чёботы, цимбалы, апелляция, адъютант, терроризм, компромисс, дешёвка, оккупация, либретто (словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения, краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета), оккупация, режиссёр, дезертир, яства, трёхъёмкостный, приумножить, субинспектор, взимать, подьячий, трещотка, трансиранская, размежёвка, январский, объездчик;
б) составление неполных предложений со словарными словами.
2. Повторение изученного материала.
а) Назовите надстрочные знаки, например: [б'ит']: ударение, точка над Ё, дуга над Й, апостро'фы. б) Какие бывают основы? – Производящая, непроизводная, производная.
в) Ударение в словах: зави'дно, хода'тайствовать, безу'держный, духовни'к, и'скра, я'слей, жалюзи', украи'нский, прида'ное, мастерски', давни'шний, ме'льком.
3. Иноязычные слова – стр. учебника за 10 класс 76 (бумага – слово из итальянского).
4. Троп (с греч.- поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях бо'льшей художественной выразительности: (стр. 48 учебника за 10 класс): аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет:
метафора – греч. перенос (Звук природы не летел, а разливался кругом) – употребление слова в переносном значении на основе сходства;
метонимия - греч. – переименование (Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе) – связь между предметом и материалом, из которого он сделан;
олицетворение (Плакала трава и деревья о недавнем зное) приём, состоящий в наделении неживых предметов человеческими качествами;
эпитет – поэтическое, образное определение (весёлый дождик, мороз-воевода, бродяга-ветер);
5. Объясните значение фразеологизмов.
1. Довести до белого каления - при сильном нагревании металл начинает светиться. Причем с повышением температуры цвет этого свечения меняется: сначала он ярко-красный, затем начинает желтеть, и в конце концов сталь сияет ярко-белым цветом. Если температуру увеличивать и дальше, то металл перейдет в жидкое состояние. Вот почему фразеологизм «довести до белого каления» означает: очень сильно разозлить. Где впервые появилось это выражение? Да уж наверняка в жарких кузницах, где с рабочих, целый день стучавших тяжелыми молотами по раскаленным слиткам, сходило десять потов.
2. Дым коромыслом (о суматохе, беспорядке и т. п.).
Дым коромыслом как это? Разве может дым быть связан с коромыслом, на котором носят ведра с водой? Что означает это выражение?
Много лет назад бедняки ставили на Руси так называемые курные избы без труб. Дым из устья печи валил прямо в избу и выходил либо через «волоковое» окно, либо через открытые двери в сени. Говорят: «тепло любить и дым терпеть», «и курна изба, да печь тепла». Со временем дым стали выводить через трубы над крышей. В зависимости от погоды дым идет либо «столбом» прямо вверх, либо «волоком» стелется книзу, либо «коромыслом» валит клубами и дугой переваливается. По тому, как дым идет, гадают на вёдро или ненастье, на дождь или ветер. Говорят: дым столбом, коромыслом  про всякую людскую сутолоку, многолюдную ссору со свалкой и суетой, где ничего не разберешь, где «такой содом, что пыль столбом, дым коромыслом, не то от таски, не то от пляски».
Пример: «Да так всю ярмарку и прогуляют. Каждый божий день народу видимо-невидимо, и все пьяно. Крик, гам, песни, драка дым коромыслом» (Мельников-Печерский).
Синонимы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
г) Работа с тестами.
III Работа по теме.
Вступительное слово учителя.
В русском языке имеются обороты речи, синтаксически построенные, используемые для усиления выразительности высказывания. Стилистические фигуры – синтаксическое построение обороты речи, используемые для усиления выразительности высказывания.
Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, эпифора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, хиазм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, оксюморон, парцелляция, амплификация, си'мплока, каламбур и др.
а) Оксюморон (оксиморон)– стилистический приём соединения взаимоисключающих по значению слов для необычного выражения нового понятия: сладкая скорбь, красноречивое молчание, свободные рабы, убогая роскошь наряда, горькая радость, звонкая тишина. 
б) Каламбур – оборот речи, построенный на юмористическом использовании многозначности слова или омонимии.
в) Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемый из контекста или ситуации.
г) Инверсия (с латинского – перестановка, переворачивание) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок с целью усилить выразительность речи.
Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (инверсия главных членов предложения; прямой порядок: подлежащее + сказуемое).
Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, надеревни ближние (инверсия согласованных определений; прямой порядок: прилагательное + существительное).
Сначала очень была огорчена (инверсия обстоятельства меры и степени; прямой порядок: глагол + наречие).
д) Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой.
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.
Прямо перед ним, на другом берегу, у воды стояли три марала.Настоящие маралы. Живые.
е) Бессоюзие (аси’ндетон) – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри
ж) Многосоюзие (полисиндетон) – намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. з) Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Когда идёшь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака, - Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! Алмаз шлифуется алмазом. Строка диктуется строкой. и) Аллитерация – повторение согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. к) Ассонанс – повторение гласных звуков. Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно. Или это снится сон? Динь-дон. Динь-дон.
л) Амплификация - (от лат. amplificatio - расширение) - стилистическая фигура: нагнетание в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов) (""Я [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ласкал, терпел, томился и страдал"",М. Ю. Лермонтов).
м) Хиазм - вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке (Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть).
н) Симплока (от греч. symploke - сплетение) - стилистическая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] повторения: начальных  и конечных слов в смежных стихах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] фразах при разной середине [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] середины при разных  начале и конце ("И я сижу, печали полный, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сижу на берегу"). Вывод. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) или колоритности высказывания.
2. Творческая работа.
Создать небольшой по объёму текст с использованием стилистических фигур.
IV Подведение итогов урока и выставление оценок.
V Задание на дом - Подобрать примеры.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315