Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса программа Школа 2100



Рабочая программа по окружающему миру
ДЛЯ 3КЛАССА
УМК «Школа 2100»
НА 2016/ 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов: всего 68 часов
в неделю 2 часа
Программу составила:
Пащенко А.И. (учитель высшей категории)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии
с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года;
с Положением о рабочей программе учебного предмета (курса)
в МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино»
с общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино
с учебным планом МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино на 2016/2017 уч. год
авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» Образовательная система «Школа 2100».
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи :- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
- формирование ценностного отношения к своему здоровью и понимания важности оздоровительного влияния природы на человека.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического комплекта:
Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли): учебник для 3-го кл. : в 2 ч. /[ А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан] . -4 – е изд., перераб.– М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»).
Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд.
2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2016
3. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир»,
3-й класс («Обитатели Земли») . – М.: Баласс, Школьный дом, 2009
4. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»), 3
класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2016
5.Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»), - М.: Баласс; Школьный дом, 2009
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Авторская программа «Окружающий мир 3 класс в 2-х частях, » А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. :Баласс, 2012г. не была изменена
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 3 классе по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в образовательном учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучении в объеме 68 часов.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
по естествознанию
К концу 3-го класса учащиеся должны знать:
что такое тело;
что такое вещество; свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ;
что такое энергия;
о круговороте веществ (элементарные сведения);
о значении кислорода для дыхания живых организмов и человека;
о роли Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;
основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;что такое почва и какова её роль в плодородии;
основные группы растений (хвойные, цветковые) и животных (насекомые, пауки, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); грибы.Учащиеся должны уметь:
применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
различать твёрдые тела, жидкости и газы;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
выделять звенья круговорота веществ;
классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам;
уметь приводить наблюдения за растениями и животными;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса по обществознанию
К концу 3-го класса учащиеся должны иметь первичные представления о следующих понятиях и явлениях: родословное древо, Родина, государство, общество, закон, век, эра, ислам, христианство, храм, икона, монах, монастырь, летописи, князь, хан, Золотая Орда, великий государь, царь, император, чиновники, крепостное право, революция, Гражданская война, Советы, Коммунистическая партия, СССР, СНГ, демократия, конституция, гражданин, Президент, Государственная дума, символы государства, федерация, государственные праздники.Учащиеся должны уметь:
строить своё родословное древо;
ориентироваться в образной исторической карте;
вести счёт времени по векам и эрам;
определять последовательность исторических событий;
по некоторым отдельным признакам отличать эпохи российской истории: времена Древней Руси, времена Московского Государства, времена Российской империи, времена Советской России и СССР, современная Россия;
различать следы исторического прошлого в современной действительности.
Содержание программы
3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли.Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).
Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники
Перераспределение учебного времени отображено в учебно-тематическом плане.
Учебно – тематический план
Тема Количество часов
1.Вещество и энергия 4
2.Оболочка планеты, охваченная жизнью 6
3.Экологическая система 11
4.Живые участники круговорота веществ 13
5.Твои родные и твоя родина 5
6.Времена Древней Руси 6
7.Московского государства 5
8.Российской империи 5
9. Советской России и СССР 5
10.Современная Россия 8
Итого 68
График проведения контрольных работ
Количество уроков I четверть II четверть III четверть IV четверть Год
Контрольные работы 2 1 1 1 5
Проверочные работы 6 8 3 2 19
Экскурсии 1 1 2 1 5
Комплексная проверочная работа 1 1
Календарно тематическое планирование
Раздел «Обитатели Земли».
№ п/п Раздела, тема
Кол-во часов Дата Раздел 1.
Вещество и энергия. 4 1 Знакомство с учебником. Тела и вещества.
1 6.09
2 Из чего состоит вещество.
1 8.09
3 Проверочная работа № 1 «Тела и вещества»
Что такое энергия. 1 13.09
4 Превращение энергии.
1 15.09
Раздел 2.
Оболочка планеты, охваченная жизнью. 6 5 Проверочная работа № 2 «Энергия» Где обитают живые организмы.
1 20.09
6 Большой круговорот веществ.
1 22.09
7 Проверочная работа № 3 «Большой круговорот веществ» Живые участники круговорота веществ. 1 27.09
8 Обмен веществ в организме.
1 29.09
9 Проверочная работа № 4 «Обмен веществ»
Как живые организмы запасают энергию Солнца. 1 4.10
10 Контрольная работа №1 по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» 1 7.10
Раздел 3.
Экологическая система. 10 11 Жизнь экосистемы.
Урок-экскурсия на пришкольный участок №1 1 11.10
12 Проверочная работа № 5 «Жизнь экосистемы»
Почва – важнейшая часть экосистемы. 1 13.10
13 Экосистема озера.
1 18.10
14 Экосистема болота.
1 20.10
15
Экосистема луга
Проверочная работа № 6. «Природные экосистемы» 1 25.10
16 Контрольная работа № 2 за I четверть
27.10
17 Лесные производители.
1 8.11
18 Потребители и разрушители экосистемы леса.
Проверочная работа № 7 1 10.11
19 Экосистема поля.
1 15.11
20 Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Проверочная работа № 8 1 17.11
21 «Обитатели озера, луга, леса Урок-экскурсия №2 1 22.11
Раздел 4. Живые участники круговорота веществ. 13 22 Растения – производители.
1 24.11
23 Проверочная работа № 9 «Растения производители
Животные маленькие и большие. 1 29.11
24 Маленькие рыцари.
Проверочная работа № 10 1 01.12
25 Первый шаг из моря на сушу.
1 06.12
26 Проверочная работа № 11 «Животные»
На суше – как дома.
1 08.12
27 Пернатые изобретатели. 1 13.12
28 Проверочная работа № 12 «Животные Наши братья. 1 15.12
29 Осторожно: животные.
Проверочная работа № 13 «Осторожно, животные!» 1 20.12
30 Прирождённые разрушители.
Проверочная работа № 14 1 22.12
31 Контрольная работа №3 «Экологическая система. Живые участники круговорота» 1 27.12
32 Как нам жить в дружбе с природой.
Проверочная работа № 15 1 29.12
33 Урок-экскурсия №3 в лес, луг, озеро
1 12.01
34 Урок-экскурсия №4 в краеведческий музей
1 17.01
Раздел «Моё Отечество».
Раздел 1. Введение в курс «история».
1 35 Введение. Отправляемся в путешествие. 1 19.01
Раздел 2.
Твои родные и твоя родина. 4 36 Живая связь времен. 1 24.01
37 Как считать время.
1 26.01
38 С чего начинается Родина
1 31.01
39 Память о прошлом. Проверочная работа № 16 1 02.02
Раздел 3.
Времена древней Руси. 6 40 Как на Руси появилось государство. 1 07.02
41 Как на Руси появилось государство.
1 09.02
42 «Золотые ворота» в Древнюю Русь.
1 14.02
43 За землю Русскую!
1 16.02
44 «Слово о погибели Русской земли».
1 21.02
Раздел 4.
Времена Московского государства 6 45 От Древней Руси к единой России. Проверочная работа № 17 по теме «Времена Древней Руси » 1 28.02
46 Земля и люди Московского государства.
1 02.03
47 Москва златоглавая.
1 07.03
48 «Хуже грозного царя только междуцарствие». 1 09.03
49 Контрольная работа № 4 «Времена Древней Руси, Московского государства»
1 14.03
50 Обобщение по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства».
1 16.03
Раздел 5. Времена Российской Империи. 5 51 Петр Великий. 1 21.03
52 Власть и народ в Российской империи.
1 23.03
53 Как Россия у Европы «училась».
1 04.04
54 «Гроза двенадцатого года».
1 06.04
55 Император освободитель.
Проверочная работа № 18 «Времена Российской империи» 1 11.04
Раздел 5.
Времена Советской России и СССР. 5
56 Россия в огне.
1 13.04
57 Комплексная проверочная работа
1 18.04
58 «К светлому будущему».
1 20.04
59 «Вставай страна огромная».
Урок-экскурсия № 5 к памятнику «Скорбящей матери» 1 25.04
60 «Через тернии к звездам». Проверочная работа № 19 «Времена Советской России и СССР» 1 27.04
Раздел 6. Современная Россия.
8 61 Я – гражданин России. 1 2.05
62 Власть народа. 1 04.05
63 Кто в государстве самый главный.
1 08.05
64 Народы России.
1 11.05
65 Наш общий дом.
1 16.05
66 Как нам жить?
1 18.05
67 Контрольная работа № 5 по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия». 1 23.05
68 Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия». 1 25.05
Литература для учителя
1.Метод.рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, Е. А. Самойлова, О. В. Чиханова. – М. :Баласс, 2012-2013
2. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли): учебник для 3-го кл. : в 2 ч. /[ А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан] . -4 – е изд., перераб.– М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»).
3.Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2016
4.Вахрушев А. А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс («Обитатели Земли») . – М.: Баласс, Школьный дом, 2009
6.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
7.Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»), 3 класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
8.Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс. («Моё Отечество»), - М.: Баласс; Школьный дом, 201
Литература для обучающихся1. Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли): учебник для 3-го кл. : в 2 ч. /[ А. А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан] . -4 – е изд., перераб.– М.: Баласс, 2013. – (Образовательная система «Школа 2100», Серия «Свободный ум»).
2.Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Окружающий мир, 3 класс. Рабочая тетрадь («Обитатели Земли»). – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2016
3.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
4.Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество»), 3 класс. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school- collection.edu.ru
www.uroki.ru
http : www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru