Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов


Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"
Технологическая карта теоретического занятия
(методическая разработка)
ТЕМА: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика
УД или ПМ (МДК): Биология
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Сестринское дело»
КУРС: I, группа 12 «С»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Учебная цель:
обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «генетика», «ген»,
«наследственность», «изменчивость», «аллель», «генотип», «фенотип»
2. Развивающая цель:
способствовать развитию познавательного интереса учащихся, внося в
содержание элементы новизны
3. Воспитательная цель:
использовать специальные приемы поддержания работоспособности
учащихся, содействовать формированию экологического воспитания
обучающихся
Знать:
4. знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость»,
«ген», «аллель», «генотип», «фенотип»
5. Уметь:
применять основные термины для объяснения закономерностей
наследования
6. ОК:
ОК1-12
7. Обеспечение занятия
Наглядные пособия:
модели таблиц, схемы, плакаты ученых
Раздаточный материал:
задания на карточках, набор тестов, карточки контроля знаний.
Технические средства обучения:
ПК, проектор, мультимедийная презентация.
Литература:
Основная
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО.
– М., 2002.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл.
Учебник. – М., 2002.
Дополнительная
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие
закономерности. – М., 1996.
Дикарев С. Д., Вертьянов С. Ю. Поурочный тест задачник к учебнику для
10–11 классов общеобразовательных учреждений М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра,2010.

№ ппПлан Время
1. Организационная часть. 2 мин.
2. Актуализация знаний 10 мин.
3. Введение (сообщение темы, плана, литературных источников, поставленных целей). 8 мин.
4. Основная часть (изложение учебного материала по вопросам). 5 мин.
Определения понятий
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность – способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению.
Изменчивость – способность живых организмов существовать в различных формах.
Ген – участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка.
Аллели — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. В диплоидном организме может быть два одинаковых аллеля одного гена, в этом случае организм называется гомозиготным, или два разных, что приводит к гетерозиготному организму.
Г. Мендель – основоположник генетики
Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в Хайзендорфе, Австрия. Ещё в детстве он начал проявлять интерес к изучению растений и окружающей среды.
Г. Мендель проводил свои опыты, используя горох. Выбор объекта для экспериментов был удачным:
Bo времена, когда жил Г. Мендель уже существовало много сортов гороха, различающихся между собой по многим признакам.
Растение горох легко выращивать.
Растение самоопыляемое (т. е., когда пыльца попадает на рыльце пестика того же самого цветка, и такой цветок размножается в чистоте, без влияния факторов окружающей среды).
Данное растение можно искусственно опылять, что и делал Г. Мендель.
Г. Мендель работал лишь с небольшим количеством признаков, это были:
высота стебля; форма семян; окраска семян; форма плодов; окраска плодов;
расположение цветков; окраска лепестков.
Над своими опытами Г. Мендель работал в течении 2 – 3 лет и всегда использовал контрольные растения, а так же вёл точный количественный учёт потомства, которое всегда в его опытах было многочисленным.
Методы исследования разработанный Г. Менделем
Гибридологический метод – система скрещиваний в ряду поколений, дающая возможность при половом размножении анализировать наследование отдельных свойств и признаков организмов, а также обнаруживать возникновение наследственных изменений.
4. Закрепление. Приложение 1. 12 мин.
5. Заключительная часть (подведение итогов, домашнее задание, ответы на вопросы, выставление оценок с комментариями) 8 мин.

Приложение 1
Задача 1
У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Решение задачи.
Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.
Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания.
Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.