Конспект урока по биологии Генетика — наука о наследственности и изменчивости


Тема: Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Цели урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными генетическими терминами.
Задачи урока:
образовательная: изучить основные исторические моменты в истории генетики как науки, показать многообразие методов, используемых генетикой; изучить основные генетические термины;
развивающая: формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии и символов для объяснения закономерностей наследования признаков;
воспитательная: продолжить способствовать формированию культуры умственного труда через овладение навыками общения в процессе беседы, диалога.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация «Генетика – наука о наследственности и изменчивости».
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация презентации)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих, настрой на урок)
II. Мотивация учебной деятельности
Слайд 1
И что же видят ? … За столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
А.С. Пушкин. Евгений Онегин
Учитель (слайд 2). Из тьмы времён, сквозь толпы племён и народов пробилась к нам легенда о Химере. Она пришла к нам из Древней Греции.
- А кто такая Химера? (Это порождение стоглавого огнедышащего чудовища Тифона и полуженщины – полузмеи Ехидны, невиданное существо с львиной пастью, козьим туловищем и хвостом змеи)
- Каких мифических существ вы ещё знаете? (слайд 3)
А ещё фантазия людей создала стремительных кентавров – полуконей-полулюдей, коварных русалок – полурыб-полудев, сирен – полуженщин-полуптиц, своим сладостным пением завлекающих моряков, ужасающих драконов, гарпий, сфинксов ……. и так далее.
Сказочные чудовища – старый пунктик человека. Однако парадокс нашего времени в том и состоит, что все мысленно возможное обретает плоть и кровь. Ядерная физика позволила превращать одни элементы в другие. А вот теперь, благодаря биологическим знаниям и открытиям, дошла и до воссоздания химер.
III. Сообщение темы, целей урока
Учитель: Кто мне скажет, как называется наука, благодаря которой легенды о химерах могут стать реальностью уже в наше время? (Генетика)
С сегодняшнего урока мы начинаем изучать новый раздел биологии «Закономерности наследственности и изменчивости». Тема урока звучит так: «Генетика – наука о наследственности изменчивости». (слайд 4) Сегодня вы узнаете о том, что как развивалась наука генетика, кто явился её основоположником, познакомитесь с основным методом генетики – гибридологическим, а также познакомимся с основными генетическими терминами и генетической символикой.
IV. Изучение нового материала
Учитель. А кто мне скажет, чем же занимается наука генетика?
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов. (слайд 5)
Хочу обратить ваше внимание на слово «закономерностях». От какого слова оно образовано? (Закон) Правильно, в генетике существуют законы, которыми руководствуются такие важные свойства организма, как наследственность и изменчивость. И по-другому быть просто не может!!!
А что же такое наследственность? Как вы понимаете этот термин? (Наследственность – это способность живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.) Мы с вами знаем, что благодаря наследственности появившийся на свет зайчонок будет такой как его родители, а кактус – таким же, как то, от которого мы его пересадили. Мы с вами также наследуем признаки от своих отцов и матерей, а наши дети унаследуют их от нас. (слайд 6)
Что такое изменчивость? (Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития) (слайд 7)
Вычерчивание схемы. Наследственность обеспечивает материальную и функциональную преемственность между поколениями, сохраняя определенный порядок в природе. Основными структурами, которые обеспечивают материальную основу наследственности, являются хромосомы. Строго говоря, мы наследуем не свойства, а генетическую информацию. Материальная преемственность между поколениями в сходстве родителей и потомков по морфологическим, биологическим, анатомическим признакам. А функциональная преемственность заключается в сходстве инстинктов в поведении родителей и потомков.

– Что служит элементарной структурной единицей наследственности? (ГЕН)
– А что такое ген? (Участок НК, определяющий наследственные признаки организмов.) Ген кодирует первичную структуру молекулы белка, РНК определённого типа или же взаимодействует с регуляторным белком. (Слайд 8)
- Какие наследственные признаки вы знаете?
Аллель – различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака. 
- Как вы понимаете слово «альтернативные»? (Взаимоисключающие, контрастные)
Фронтальная устная работа
Задание: назвать альтернативные признаки к имеющимся. (Слайд 9)
Для растений Низкий рост – высокий
Белые цветки – розовые
Гладкие семена - морщинистые
Для животных Гладкая шерсть – мохнатая
Тёмная окраска - светлая
Для человека Карие глаза – голубые
Тёмные волосы – светлые
Прямые волосы – кудрявые
Вычерчивание схемы:

– А что такое генотип? (Это сумма всех генов организма, т.е. совокупность всех наследственных задатков).
– А что, по-вашему, называется фенотипом?
(ФЕНОТИП – совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды)
Учитель. Мы с вами сейчас познакомились с основными генетическими терминами, но у этой науки есть своя история. Генетика – относительно молодая наука, имеет свою долгую историю, и не всегда её открытия были понятны и восприняты в обществе. (Сообщение учащихся)
- Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: «От худого семени не жди доброго в племени». Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам, оставались «тайной за семью печатями».
Слайд 10. Первые попытки объяснения того факта, что дети обычно похожи на родителей, предпринимал ещё великий учёный и врач Древней Греции – Гиппократ. Он говорил, что семя мужчины и семя женщины, из которых при слиянии возникает ребёнок, изготовляются во всех частях организма родителей и поэтому несут в себе информацию об этих частях. При слиянии семени происходит борьба между признаками отца и матери, и от того, кто победит, зависит пол ребёнка и то, на кого он будет похож. Среди учёных в середине XIX века прочно утвердилось мнение: «Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет».
Слайд 11. Становление науки генетики связано с именем Грегора Менделя. Грегор Мендель родился 22 июля 1822 г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставляли лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына «в люди», дать ему хорошее образование. Мальчик окончил гимназию, затем двугодичные философские курсы. Чуть позже Мендель поступил в монастырь в г. Брно, где принял духовный сан. Именно в стенах этого монастыря на протяжении долгих восьми лет Грегор Мендель и ставил свои эксперименты.
Слайд 12. Необходимо добавить , что Мендель очень удачно выбрал объект для своих опытов - горох посевной.
имеет короткий жизненный цикл;
большое количество потомков;
наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
-возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.
О горохе даже слагались стихи, вот одно из них.
  Вот кто поработал во славу науки - горох!
  Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,
  Вот кто для генетики мок под дождями и сох
  Под ветром, кого увлекала и грела идея!
  И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,
  Стараясь для Грегора признак явить доминантный.
  Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз
  В наследственность верил и гибко считал варианты.
  И ежели друга найти в поколенье другом
  Не смог, не печалься, быть может, найдешь его
  Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,
  Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим. А.Кушнер Слайд 13. В 1865 году Г. Мендель сформулировал основные законы наследственности в своей монографии «Опыты над растительными гибридами» и выступил с ней на научной конференции перед всем научным светом того времени. Но законы наследования признаков, установленные Г. Менделем, опередили своё время. И эта работа была не замечена и не принята научным миром. Умер Грегор Мендель 6 января 1884 года, настоятелем того монастыря, где вёл свои опыты с горохом. Не замеченный современниками, Мендель, тем не менее, нисколько не поколебался в своей правоте. Он говорил: «Моё время ещё придёт». Эти слова начертаны на его памятнике, установленном перед монастырским садиком.
Слайд 14. И он не ошибся. Через 35 лет работы Менделя были оценены по достоинству. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Гуго де Фриз, Карл Корринс, Эрих Чермак переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в это вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Задание «Найди пару» (слайд 15)
Ген А. совокупность внешних и внутренних признаков организма
2. Изменчивость Б. гибридологический
3. Генотип В. способность организма изменяться
Основной метод генетики Г. различные формы одного и того же гена
Аллель Д. совокупность всех генов организма
Наследственность Е. способность организма сохранять признаки в ряду поколений
Фенотип Ж. участок молекулы ДНК, определяющий признак организма
2. Прочитать стихотворение С. Михалкова "Дядя Стёпа", найти и назвать слова, отвечающие за фенотип отца и ребёнка. (слайд 17)
В доме восемь дробь одинУ заставы ИльичаЖил высокий гражданинПо прозванью Каланча,По фамилии – СтепановИ по имени – Степан, Из районных великанов Самый главный великан.
У Степана сын родилсяМалыша зовут ЕгорВозле мамы на кроватиНа виду у прочих мамСпит ребёнок небывалыйНе малыш, а целый малый,Весит он пять килограмм.Богатырь, а не ребёнок,Как не верить чудесам,Вырастает из пелёнокНе по дням, а по часам.
3. Составить синквейн по теме «Генетика» (слайд 18)
VI. Подведение итогов и рефлексия
VII. Домашнее задание (слайд 19)