Урок в 9 классе по биологии по теме:Модификационная изменчивость.Лабораторная работаВыявление изменчивости организмов


Тема: «Модификационная изменчивость.
Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов» ».
Цель: Сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах её проявления, об изменении факторов среды, о ненаследственном, приспособительном характере модификаций, её пределе – норме реакции, познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости.
Задачи:
Образовательные: Сформировать понятие о модификационной изменчивости, причинах её проявления – изменениях факторов среды, о ненаследственном приспособительном характере модификаций, её пределах – норме реакции.
Развивающие: Развивать умение наблюдать за биологическими объектами, устанавливать закономерности, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии на примерах проявления её законов и закономерностей в повседневной жизни.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин.).
Организация восприятия и осознания нового материала (15-20 мин.).
1). Актуализация опорных знаний.
Что такое генетика?
Что такое наследственность, изменчивость?
Что такое генотип, фенотип?
2). Организация восприятия нового материала.
Эти понятия необходимы нам для сегодняшнего урока по теме «Модификационная изменчивость». Что такое изменчивость, мы знаем, а что такое модификационная изменчивость? Обратимся к словам модификационная, модификация, модификации. Что такое модификации? Как соотносятся слова модификации и изменчивость в понятии?
Уч-ся:
Модификации – изменения каких-либо признаков;
Модификации – вариации организмов одного вида.
Модификации – преобразования, усовершенствования, видоизменения чего-либо с приобретением новых свойств.
Модификации – качественно различные состояния или разновидности чего-либо.
Модификации – ненаследственные изменения признаков организмов.
Чем будут отличаться организмы одного вида?
Уч-ся:
Ростом, весом, размерами отдельных органов, например, у растений отличаются по размерам листья, стебли, цветки.
Следовательно, организмы будут отличаться фенотипом.
Чем это может быть обусловлено?
Уч-ся:
Факторами среды.
Конкретно, какими факторами?
Уч-ся:
Например, освещённостью, удобренностью почвы, количеством влаги, качеством питания.
Фрагмент видео о модификационной изменчивости.
Что же такое модификационная изменчивость?
Уч-ся:
Модификационная изменчивость – это изменение признаков организмов под воздействием окружающей среды.
Верно. Модификационная изменчивость – это изменчивость фенотипа, которая является реакцией конкретного генотипа на изменившиеся условия среды.
Можно ли сказать, что модификации очень полезны и передаются из поколения в поколение?
Уч-ся:
Да. Модификации полезны. Они позволяют организмам приспособиться к конкретным условиям. Но они, вряд ли, наследуются. Это фенотипические изменения.
Чаще всего модификациям подвержены количественные признаки: рост, вес, плодовитость, семенная продуктивность, удой у крупного рогатого скота. При этом качественные характеристики (масть животных, окраска семян, цветков, плодов) мало варьируют при изменении условий среды.
Для различных признаков и свойств организмов характерна большая или меньшая зависимость от условий внешней среды. Например, у человека цвет радужки и группа крови определяются только генами, и условия жизни на эти признаки влиять никак не могут. А вот рост, вес, физическая сила и выносливость сильно зависят от внешних условий, например от количества и качества питания, физической нагрузки. Пределы модификационной изменчивости какого-либо признака называют нормой реакции.
Норма реакции – это пределы варьирования признака, ограниченные действием генотипа. Изменчивость признака иногда бывает очень большой, но она никогда не может выходить за пределы нормы реакции. У одних признаков норма реакции очень широкая (настриг шерсти с овец, вес быков, молочность коров), а другие признаки характеризуются узкой нормой реакции (окраска шерсти у кроликов).
Первичное закрепление изученного материала (20 мин.).
Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей.
Мы сегодня выполним лабораторную работу для изучения статистических закономерностей модификационной изменчивости. Для этого мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить анализ размеров листьев лавра благородного, другая группа – исследовать закономерности на примере семян фасоли.
Работа выполняется по инструктивной карточке.
Вариационный ряд – ряд модификационной изменчивости признака, слагающийся из отдельных значений, расположенный в порядке увеличения или уменьшения количественного его выражения.
Вариационная кривая – графическое выражение изменчивости признака, отражающее зависимость между изменением и частотой встречаемости признака.
Вывод по лабораторной работе: Среднее значение признака встречается чаще, а варианты, значительно отличающиеся от него, - реже.
Это называется «нормальным распределением» признака.
Как выдумаете, в каких условиях произрастали данные растения?
А теперь подведём итог нашей работе. Давайте выделим основные характеристики модификационной изменчивости.
Уч-ся:
Модификационные изменения: Не передаются из поколения в поколение.
Проявляются у многих особей вида и зависят от действия на них условий среды.
Носят адаптационный характер.
Возможны только в пределах нормы реакции, определяются генотипом.
Тетради свои сдали, я проверю и выставлю оценки.
Домашнее задание (1 мин).
g 3.11, выучить определения.
Лабораторная работа №3.
Выявление изменчивости организмов.
Цель: Познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и вариационную кривую.
Оборудование: семена фасоли, линейка.
Ход работы:
Рассмотрите семена фасоли одного вида, сравните их размеры.
20 шт.: …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, ….мм,…..мм, …..мм, ….мм, ….мм, ….мм, …..мм, ….мм, ….мм, …мм, ….мм, ….мм, ….мм, ….мм, ….мм.Полученные данные занесите в таблицу и постройте вариационный ряд.

Последовательность
изменения признака n ,мм Частота встречаемости признака p, шт -------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отобразите зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости – постройте вариационную кривую.

p
nСделайте вывод.
Лабораторная работа №3.
Выявление изменчивости организмов.
Цель: Познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и вариационную кривую.
Оборудование: листья лавра благородного, линейка.
Ход работы:
Рассмотрите листья лавра благородного, сравните их размеры.
20 шт.: …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, …..мм, ….мм,…..мм, …..мм, ….мм, ….мм, ….мм, …..мм, ….мм, ….мм, …мм, ….мм, ….мм, ….мм, ….мм, ….мм.Полученные данные занесите в таблицу и постройте вариационный ряд.

Последовательность
изменения признака n ,мм Частота встречаемости признака p, шт ---------------------------------------------------------------------------------------------------
Отобразите зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости – постройте вариационную кривую.
p nСделайте вывод.
Логическая схема урока.
ГЕНЕТИКА


?

ИЗМЕНЧИВОСТЬ


ГЕНОТИП

?

МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

НОРМА РЕАКЦИИ


ВАРИАЦИОННЫЙ РЯД

ВАРИАЦОННАЯ КРИВАЯ