Урок Внешняя политика Петра 1


Тема: «Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 г.»
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700 - 1721, показать, что Полтавское сражение было переломным моментом в Северной войне, раскрыть полководческое искусство Петра в Полтавском и Гангутском сражениях.
2. Отметить мужество, патриотизм русского народа в борьбе со Швецией.
Основные понятия: рекруты, регулярная армия, редут, галера, фрегат.
Оборудование: карта «Российское государство с конца XVII века по I четверть XVIII», схема Полтавской битвы.
Ход урока:
I. Опрос домашнего материала по следующим вопросам:
- Расскажите о детстве Петра I. Какие события отразились на его личности, взглядах, убеждениях?
- Какой образ жизни вел Петр I в Преображенском? Чем его занятия отличались от обычных занятий державных отпрысков?
- Что вызвало враждебное отношение Петра и Софьи и что ускорило их окончательный разрыв?
- Почему в 1689 году стрелецкие полки поддержали Петра, а не Софью Алексеевну?
- Какое значение для последующих событий имело общение Петра с жителями Немецкой слободы?
- В чем причина неудач осады Азова?
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе?
- Расскажите о составе, целях и результатах Великого посольства. Как повлияло оно на внешнеполитическую линию России?
II. Изучение нового материала.
1. Начало войны. Поражение под Нарвой.
2. Реформа армии. Первые победы России в Северной войне.
3. Полтавский бой.
4. Прутский поход.
5. Победы русского флота.
6. Ништадский мир. Итоги Северной войны.
Характеристика международной обстановки в начале XVIII века. Благоприятные условия для ведения активных действий у России появились в конце лета 1700 г., когда все ведущие западные страны были заняты дележом «испанского наследства», Россия имела союзников - Данию и Польшу, был заключен мир с Турцией, Россия приобрела боевой опыт в Азовских походах.
Работа по карте: учащиеся по карте находят Нарву.
Сообщение ученика, заранее подготовившего сообщение «Битва под Нарвой».
Задание: в ходе рассказа учителя выделить те мероприятия Петра, которые способствовали укреплению русской армии.
Реформа армии: (записано на доске)
1. Отказ от стрелецких войск и замена их регулярными войсками.
2. Комплектация армии на основе рекрутских наборов (1 человек от 300 крепостных крестьян, служба длилась 25 лет).
3. Создание военной экономики: строительство металлургических заводов на Урале, казенных мануфактур.
4. Создание гарнизонных школ, подготовка офицеров.
5. Приглашение иностранных специалистов на службу в России.
6. Принятие воинского и морского уставов.
7. Строительство военно-морского флота.
Первые результаты этих реформ проявились уже в 1701-1702 гг.
Дополнительные сведения:
На острове в истоках Невы была сооружена в XIV веке крепость Орешек. Построенная новгородцами в 1323 г., она много раз перестраивалась и уже в XVIII веке, по мнению многих очевидцев, была неприступной. Крепость находилась на острове, имея протяженность 740 метров, она охватывала всю площадь острова, равную 3 га. Стены и башни толщиной в 4,5 м были сооружены из природного плитняка. Основанием сооружения служили валуны, уложенные местами в два слоя. Круглые башни на 2 метра возвышались над уровнем 12-метровой ограды. Сильно выступая наружу, они позволяли успешно вести как фронтальный обстрел, так и фланкирующий. Единственная прямоугольная башня имела двое въездных ворот и подъемный мост. По верху стен проходила галерея с бойницами. В 1612 году русский Орешек захватили шведы.
В конце сентября 1702 г. к крепости подошел корпус Б.П. Шереметева. В его составе было 12 полков численностью 12,5 тыс. человек.
В расположение войск прибыл Петр I. Для штурма крепости, которую защищал гарнизон в 450 человек, при 142 орудиях, необходимы были лодки. Их на левый берег Невы доставили волоком из Ладожского озера. На обеих сторонах реки установили батареи (52 орудия). Все было готово к штурму.
I октября начался интенсивный обстрел крепости. За неделю на крепость обрушилось 15 тыс. ядер и бомб. На седьмой день обстрела в стене удалось пробить три бреши. «Зело жесток был сей орех, однако, слава Богу, счастливо разгрызен», - писал Петр Г начальнику Пушкарского приказа А. А. Виниусу.
11 октября начался штурм крепости, который с документальной точностью был воспроизведен на гравюре А. Шхонебека.
Мы видим пылающую крепость, проломы в стене, разрывы бомб и ядер, десятки лодок десантников, приближающихся к острову. Штурм продолжался 13 часов. Осаждавшие пытались взобраться на край поврежденной стены. Но большинство осадных лестниц были коротки. Натиск стал ослабевать. На время его поддержала новая группа добровольцев во главе с Меншиковым. Именно эта волна атаки принесла успех. Неприятель, видя последнюю отвагу, тотчас сдался.
Через три дня поредевший гарнизон отбыл в Ниеншанц. Согласно условиям капитуляции, шведы выступили из крепости под барабанный бой с распущенными знаменами, оставив на острове 129 пушек, 1000 мушкетов и боеприпасы.
2 мая 1703 г. сторожевые заставы с острова в дельте Невы принесли известие, что с моря появилась шведская эскадра из 9 кораблей. Не зная о падении крепости Ниеншанц (она пала 1 мая 1703 г.), вице-адмирал Нумере послал два небольших судна на помощь осажденным. С наступлением темноты «Гедан» и «Острил» встали на якорь при входе в Неву. Этим воспользовалась лодочная флотилия гвардейцев Петра и Меншикова.
На рассвете 7 мая отряд, разделившийся на две группы, с двух сторон (одна группа лодок ночью зашла в тыл неприятеля с моря) напал на шведов. В яростной абордажной схватке, в нарочитом бою, по горячим следам, - свидетельствовал Петр, - солдат унять трудно было, которые, ворвавшись, едва не всех поколотили; только осталось 13 живых». На радостях руководители экспедиции капитан Петр Михайлов и поручик Меншиков были учинены кавалерами св. Андрея Первозванного. Золотые медали, где были выбиты слова «Небывалое бывает», получили все участники этой операции.
Работа со схемой «Полтавский бой» на с. 179 учебника по следующему плану:
Полтавский бой.
1. Планы воюющих сторон.
2. Полководческое искусство Петра I в организации битвы.
3. Ночное сражение 26 июня 1709 г.
4. Обращение Карла XVII и Петра I к войскам (с. 183).
5. Полтавский бой 27 июня 1709 г.
6. Значение Полтавской битвы.
Учащимся предлагаем ответить на следующие вопросы:
- Как отнеслось население Украины к переходу гетмана Мазепы на сторону шведского короля?
- Как повлияла позиция украинского народа на расстановку сил перед Полтавской битвой?
- Каковы причины успеха русских в Полтавском сражении?
- Какое значение для дальнейшего хода войны имела Полтавская битва?
- Как вы думаете, почему на предложение Петра I о заключении мира после Полтавы шведы ответили отказом?
Работа со схемой «Гангутское сражение 27 июля 1714 г.» по следующему плану:
1. Расстановка сил перед сражением.
2. Абордажная схватка 27 июля 1714г.
3. Значение Гангутского сражения.
Вопросы:
- Прослушав рассказ, скажите, возможен ли был иной исход боя при Гангуте?
- Каковы причины успеха русского военного флота при Гангуте?
Кратко рассматривается Ништадский мирный договор 1721г., учащиеся в тетради записывают итоги Северной войны.
II. Итог урока.
В первой четверти XVIII века Россия решила невероятно сложную задачу - вышла на берега Балтики, победив сильнейшего противника Швецию, и вошла в число ведущих европейских стран.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: прочитать § 22, ответить на вопросы на с. 182, задание 1 на с. 182.