Рабочая программа Кубановедение 2 класс


I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Краснодар: Перспективы образования, 2014.
Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.
II. Общая характеристика учебного предмета
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что имея ярко выраженный интергративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся решает следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
Предмет позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Кубановедение – предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Кубановедение» разработана для 1–4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России и Кубани от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к народу, малой родине, в осознанном желании служить им.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов;
воспитательного эффекта.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний;
второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к базовым ценностям и культурному наследию.
третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами ;- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, за свою семью;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
использование различных способов поиска сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
аргументация свое точки зрения и оценка событий;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;
знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении;
знать традиции своей школы;
называть улицы, расположенные вблизи дома и школы;
называть основные учреждения культуры, быта, образования своей станицы;
называть основные достопримечательности родной станицы;
называть профессии жителей своей станицы;
называть основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение).
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
VI. Содержание учебного предмета «Кубановедение»
1 класс 33 часа
Введение. Мой родной край (1час)
Раздел 1. Я и моя семья (8 часов)
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечение членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».
Раздел 2. Я и моя школа (7 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (8 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать
своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
традиции своей школы;
улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
профессии жителей своего города (села, станицы, и др.);
основных представителей растительного и животного миара своей местности (ближайшее окружение);
учащиеся должны уметь
выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
находить географические объекты на карте-схеме;
реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс (34 часа)
Тема 1. «Земля отцов- моя земля» (2 часа).
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб района.
Тема 2. «Природа родного края» (14 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности местности. Особенности времен года и погоды. Водоемы Краснодарского края: моря, реки. Водоемы местности. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные. Красная книга Кубани.
Тема 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Населенные пункты Кубани. Краснодар - столица Кубани. Родной город (станица, хутор и т.п.). Моя семья, хозяйство семьи. Герб, флаг, гимн Кубани. Промыслы и ремесла на Кубани. Устное народное творчество (народные песни, пословицы, поговорки, загадки, былины). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани.
Тема 4. «Населенные пункты Краснодарского края» (7 часов).
История родного населенного пункта, улицы, школы. Краснодар - главный город Краснодарского края. События ВОВ на Кубани.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
особенности времён года, характерные для своей местности;
особенности рельефа своей местности;
названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;
значение Красной книги Краснодарского края;
особенности труда и быта земляков;
родственные связи в семье, уклад семьи;
герб, флаг, гимн Краснодарского края;
кубанские песни, пословицы, поговорки;
основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения);
выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т.д.; планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс (34 часа)
Тема 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи, суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Древние города. Основание станиц, городов. Переселение казаков на Кубань. Особенности труда и быта жителей родного края. Административная карта Краснодарского края. Родной город (станица, хутор и т.п.); название, краткая характеристика достопримечательностей, особенности труда земляков. Без прошлого нет настоящего. Добрые соседи.
Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Моя родословная. Мое имя. Историческая карта Кубани. Екатеринодар - Краснодар (достопримечательности). Выдающиеся личности в истории Кубани. Устное народное творчество (кубанские загадки, пословицы, поговорки, казачьи сказки). Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов, художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/ понимать
связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
формы земной поверхности края;
разновидности водоёмов края;
особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.;
учащиеся должны уметь
определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека животных;
различать особо охраняемые растения и редких животных;
ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
соблюдение правил сбора грибов в своей местности;
правильного поведения у водоёма в разное время года;
бережного отношения к растениям и животным.
4 класс (34 часа)
Тема 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита почв. Охрана сельскохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники Краснодарского края. Красная книга Кубани. Кубань-здравница России.
Тема 2. «Земля отцов - моя земля» (15 часов).
Особенности труда и быта жителей родного края. Многонациональный состав населения. Административная карта Краснодарского края. Географическое положение. Родной город (станица, хутор и т.п.). Губернатор, Законодательное собрание края, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти. Герб, флаг, гимн Кубани.
История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края.
Тема 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта Кубани. Общие представления об отдельных, наиболее важных и ярких событиях исторической, общественной и культурной жизни кубанцев.
Произведения выдающихся представителей литературы Кубани. Знакомство с произведениями кубанских композиторов и художников. Промыслы и ремесла на Кубани.
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
природные зоны Краснодарского края;
различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;
природные богатства родного края и их использование человеком;
символику Краснодарского края;
органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
достопримечательности края, своего района;
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
определять местоположение Краснодарского края на карте России;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения;
определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных;
правильно называть памятники культуры и истории края;
исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края,
соблюдения изученных правил безопасного поведения,
исполнения знакомых народных песен,
выполнения исследовательских и творческих проектов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.
№ п/пРазделы, темы Количество часов
Примерная или авторская программа Рабочая программа Рабочая программа по классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1. Я и моя семья 9 ч. 9 ч 9 - - -
2. Наша школа 7 ч. 7 ч 7 - - -
3. Родной город (село, станица, хутор) 9 ч. 9 ч 9 - - -
4. Будем жить в ладу с природой 8 ч. 8 ч 8 - - -
5. Земля отцов – моя земля 2 ч. 2 ч - 2 - -
6. Природа родного края 14 ч. 14 ч - 14 - -
- Растительный мир 9 - Животный мир 5 7. Труд и быт жителей Кубани 11 ч. 11ч - 11 - -
8. Населенные пункты Краснодарского края 7 ч. 7 ч - 7 - -
9. Нет в мире краше Родины нашей 12 ч. 12 ч - - 12 -
10. Без прошлого нет настоящего 10 ч. 10 ч - - 10 -
11. Казачьему роду нет переводу 12 ч. 12 ч - - 12 -
12. Береги землю родимую, как мать любимую 11 ч. 11 ч - - - 11
13. Земля отцов- моя земля 15 ч. 15 ч - - - 15
14. Жизнь дана на добрые дела 8 ч. 8 ч - - 8
Итого: 135 135 33 34 34 34
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Разделы Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1 кл2 кл3 кл4 клВсего часов Характеристика деятельности
Я и моя семья 9 9 9 Знать:
-свое полное имя, имена своих родных, домашний адрес; основные помещения школы, их предназначения, ориентироваться в их месторасположении;
-традиции своей школы;
-улицы, расположенные вблизи школы и дома, основные учреждения культуры, быта, образования;
-основные достопримечательности родного города;
-профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
-основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения;
На практическом уровне:
-выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
-составлять описательный рассказ по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения.
Наша школа 7 7 7 Родная станица 9 9 9 Будем жить в ладу с природой 8 8 8 Земля отцов – моя земля 17 2 15 17 Знать/понимать:
характерные особенности разнообразия и красоты природы Краснодарского края;
природы, растительного и животного мира своей местности, особенности рельефа;
название морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;
название и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории Краснодарского края;
особенности труда и быта кубанцев;
сущность понятия «Красная книга», «Красная книга Кубани»;
родственные связи в семье;
герб, флаг, гимн Кубани;
кубанские песни, пословицы и поговорки;
основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;
выдающихся деятелей искусств, культуры и др.;
Уметь
показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой город, населённый пункт;
рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы, чем славиться родной город, станица, хутор и т.д.;
различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);
сохранять гармонию в природе, бережно относиться к растительному и животному миру Кубани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения правил поведения у водоёмов, в лесу, в горах;
удовлетворения познавательных интересов, поисков дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края; промыслов и ремёсел Кубани и т. д.
соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага.
Природа родного края 14 14 14 Труд и быт жителей Кубани 11 11 11 Населенные пункты Краснодарского края 7 7 7 Нет в мире краше Родины нашей 12 12 12 Знать/понимать:
связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
Краснодарский край в изучаемый период:
природные условия, территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, сельскохозяйственные предприятия своего района; выдающихся сельскохозяйственных работников, характерные признаки сезонов года в Краснодарском крае;
формы поверхности Краснодарского края;
разновидности водоемов Краснодарского края;
особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных;
названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
отличительные особенности физической, административной и исторической карты Краснодарского края;
герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы родного города (станицы), района;
фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, и т.д.;
Уметь:
определять местонахождение Краснодарского края на физической карте России;
узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека;
узнавать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края;
ориентироваться по карте Краснодарского края;
давать словесное описание истории возникновения своего населенного пункта, его достопримечательностей.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;
выполнения правил сбора грибов в своей местности;
правильного поведения у водоема в разное время года;
бережного отношения к растениям и животным.
Без прошлого нет настоящего 10 10 10 Казачьему роду нет переводу 12 12 12 Береги землю родимую, как мать любимую 11 11 11 Знать/понимать:
природные богатства родного края и их использование человеком;
административную карту Краснодарского края;
символику Краснодарского края;
органы местного самоуправления;
даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;
народы, населяющие Кубань, особенности их быта и культуры;
достопримечательности родного края;
наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Кубани;
особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
заповедники, находящиеся на территории Краснодарского края;
фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани;
Уметь:
находить на физической карте Краснодарского края местонахождение изучаемого объекта;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
определять последовательность основных событий на Кубани;
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Кубани;
исполнять гимн Краснодарского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
правильного поведения во время исполнения гимна России и Кубани;
выполнения изученных правил безопасного поведения;
исполнения знакомых народных песен;
самоорганизации и выполнения исследовательских проектов.
Жизнь дана на добрые дела 8 8 8 Всего 135 33 34 34 34 135 VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5 — 6 учащихся).
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Прим.
1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. 1.
Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко Е.Н., Мирук М.В.– Краснодар: Перспективы образования, 2014.
1.2.
Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгина, Г.В. Шевченко. – Краснодар: Перспективы образования, 2014.
1.3.
Учебные пособия «Кубановедение» 1 - 4 класс
К
1.4.
Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)
П1.5 Справочная литература (справочники, энциклопедии)
П1.6 Методические пособия для учителя
Д
2. Печатные пособия
2.1.
Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых
Д
2.2.
Географические карты региона, Российской Федерации
Д
2.3.
Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)
Ф
3. Технические средства обучения
3.1.
Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц
Д
3.2.
Экспозиционный экран
Д
3.3.
Мультимедийный проектор
Д
3.4.
Компьютер
Д/Ф
3.5.
Принтер
Д
4. Игры и игрушки
4.1.
Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, ножницы, клей
к
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов МОБУ СОШ № 28 им. Героя России С.Н. Богданченкоот __ августа 2015 года № 1
___________ Шилова Т.А.
подпись руководителя кафедры СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Довженко В.П. подпись
__ августа 2015 года