Классный час: Пословицы и поговорки донских казаков.


Классный час: «Этика: азбука добра». 3 класс.
«Без углов курень не строиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки донских казаков».
Учитель Пашкова Светлана Юрьевна
Цели: - ознакомить обучающихся с казачьими пословицами и поговорками, помочь понять их скрытый смысл;
-дать необходимые представления о казаках;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- развивать познавательные, аналитические и творческие способности обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.
Методические приёмы: беседа, викторина, художественное чтение отрывков из произведений.
Теория: история появления казаков в степях Дона.
Словарная работа: казак.
Оборудование: шкатулка, дерево из цветной бумаги с оголёнными ветками, цветы красного, жёлтого и синего цвета, карточки с названиями команд, протоколы викторины (по количеству членов жюри), макеты книжек-малышек, подборки пословиц и поговорок, презентация «Пословицы и поговорки донских казаков», мультимедиа-проектор, экран, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

До занятия вся группа делится на 3 команды и выбирает себе капитана.
Организация начала занятия.
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте!»
Чтоб пожелать вам здоровья доброго.
Я спешу сказать вам: «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам: «Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом классе
Прекраснейшего настроения!
- Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, как называется наша малая родина, наш край? (Ростовская область, Донской край.)
- Край Донской - жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой. (Слайды 1- 6 ) «Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил Александрович Шолохов.
Тихий Дон – колыбель казачества. Донская земля! Почти на 500 километров протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Дважды территорию Ростовской области пересекает Дон - одна из крупнейших рек нашей Родины. (Слайды 7 - 11) Течение Дона медленно и величаво. Плавны изгибы его русла, спокойны плесы, похожие на большие озера. Широкой волнистой лентой протекает он мимо зеленых дубрав, хуторов , станиц, обширных заливных лугов.
Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш, Дон Иванович.
Так величали его донские казаки. Таким веками знали его русские люди.
Сообщение темы занятия.
Издавна наш край славился поэтическими преданиями, пословицами и поговорками, песнями и сказками.
Уж много лет лежит, говорят, на Донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студеные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней непростой – все камни изумруды, цены им нет. Вот тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится. Камни ему верную дорогу укажут.
Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан …
Ещё и другое про шкатулку говорят. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. (Учитель снимает ткань, которой закрыта шкатулка, стоящая на парте перед доской.) Открыл он шкатулку, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказки да предания заветные… (Учитель открывает шкатулку.) Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам и станицам, из уст в уста … (В. Моложавенко)
Ребята, а как называются народные произведения, которые передаются из уст в уста? (Устное народное творчество, фольклор)
Верно. Сегодня мы начинаем изучение раздела «Народное слово».
Давайте заглянём в заветную шкатулку донского фольклора. Только сразу все её тайны не будем раскрывать, а начнём знакомство с малых жанров донского фольклора.
Подойдите к шкатулке капитаны команд и достаньте из неё по одной карточке.
(Дети достают карточки со словами «Пословицы и поговорки», «казаков», «донских».)
- Встаньте в ряд так, чтобы получилось предложение.
(Дети должны встать в ряд так, чтобы получилось предложение «Пословицы и поговорки донских казаков».)
- Прочитайте полученное предложение. (Слайд 12)
- «Без углов курень не стоиться, без пословицы речь не молвиться». Пословицы и поговорки донских казаков.» - тема нашего занятия.
Сегодня мы познакомимся с пословицами и поговорками донских казаков, попробуем объяснить их смысл и даже поучимся сами составлять краткие народные изречения.
А чтобы вам было интересно и увлекательно узнавать новое, проведём викторину.
До занятия все ребята нашего объединения были разделены на 3 команды: «Знайки», «Умники» и «Угадайки» и выбрали капитанов, работу которых вы уже видели.
А оценивать работу ребят мы попросим мудрое жюри – наших уважаемых гостей.

Знакомство с пословицами и поговорками донских казаков.
1 конкурс. «Паутинка». (Слайд 13)
Задание: каждая команда должна из отдельных слов составить пословицу и объяснить её смысл. За правильное выполнение задания команда может получить от 1 до 5 баллов.
Пословица для 1 команды. Внимание на экран! (Слайд 14)
безделья – От – не бывает – у казака – веселья (От безделья не бывает у казака веселья. ) (Слайд 15)
Пословица для 2 команды. (Слайд 16)
казака – Слава – на – штыка – острие (Слава казака на острие штыка.) (Слайд 17)
Пословица для 3 команды. (Слайд 18)
тревога - Где – дорога – казаку – туда (Где тревога, туда казаку дорога) (Слайд 19)
Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, выполнение задания командами по пятибалльной системе.
2 конкурс. «В пословице ума – несметная сума».
- Какое слово в пословицах 1 конкурса встречалось чаще всего? (Казак.) (Слайд 20)
- А что вы, ребята, знаете о казаках? (Ответы детей.)
- Слово казак означает «вольный». Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444 году.
Давным – давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много дичи, где в реке было много рыбы. Так с 16 века в грамотах употреблялось название земля донских казаков, а в 18 веке на карте появляется Земля Войска Донского.
Беглые люди, ставшие казаками, принесли на землю донскую свои песни, пословицы, загадки
Пословицы донских казаков помогают нам узнать, какими людьми они были, чем дорожили, как трудились и как отдыхали.
Наш 2 конкурс называется «В пословице ума – несметная сума». (Слайд 21)
Попробуйте объяснить это высказывание. (Ответы детей.)
Задание: ребята каждой команды должны прочитать группу пословиц и определить черты характера казака, о которых говорилось в пословицах.
Пословицы для 1 команды (Слайд 22):
Казаку честь за Родину лечь.
Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.
Казак донской – рубака лихой.
Казакам мила родная сторона.
- В чём состояла главная забота казака? (Защита родной земли.)
- Что ещё говорят о казаке эти пословицы? (Казак отважен, храбр, смел)
- Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, выполнение заданий 2 конкурса командой «Знайки» от 3 до 5 баллов.
Пословицы для 2 команды (Слайд 23):
Ветру – поле, казаку – воля.
Донская земля дармоедов не кормит.
Кто ленится, тот не ценится.
Дерево смотри в плодах, а казака в делах.
Казак без труда, что земля без воды.
- Какими качествами обладает казак? (Трудолюбие, вольнолюбие)
- Уважаемое жюри, оцените, пожалуйста, полноту ответа на вопрос 2 конкурса командой «Умники».
Пословицы для 3 команды (Слайд 24):
Казак без друга, что дуб без корней.
Враг – грозись, а казаки друг за друга держись.
Когда два казака заодно, – любого врага одолеют
Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.
- Что говорят о казаке эти пословицы? (Казак ценит дружбу и друзей, смел в бою)
- Уважаемое жюри, поставьте оценки команде «Угадайки».
3 конкурс. «Восстановите пословицу». (Слайд 25)
- Пословицы рассыпались, распались на части. Задание: соберите пословицу из двух частей.
За правильное выполнение задания команда получает 3 балла. А та команда, которая выполнит это задание быстрее остальных, получит 2 дополнительных балла.
Учитель раздаёт командам карточки с частями пословиц и объявляет о начале конкурса.
Команды должны получить следующие пословицы:
1 команда: Каков казак, таков и рысак.
2 команда: Казак с конём и ночью, и днём.
3 команда: Казак сам не поест, а коня накормит.
- О чём говорят эти пословицы? Кто был верным другом казака? Как казак относится к своему коню?
- За участие в этом конкурсе 1 команда получает по … баллов, 2 команда - …, а 3команда - … баллов.
4 конкурс. «Конкурс капитанов». (Слайд 26)
- За правильное выполнение задания этого конкурса капитаны могут получить по 3 балла.
- Капитаны команд, приглашаем вас выйти к доске.
- Обратим внимание на казачьи пословицы, в которых говорится о мудрости самих пословиц и поговорок.
- Капитаны, вам надо правильно закончить пословицу. Я начинаю, а вы заканчиваете.
1) «Поговорка – цветочек, пословица - …» (Ягодка.)
2) «Пословица – всем углам …» (Помощница.)
3) «Добрая пословица не в бровь, а …» (В глаз.)
Капитан каждой команды оценивается сразу же после того, как закончил пословицу. Если капитан одной команды не смог правильно закончить пословицу, то это может сделать капитан другой команды.
5 конкурс- творческий. «Книжка-малышка». (Слайд 27)
Задание: каждая из команд должна будет за 10 минут создать книжку-малышку, в которой будут напечатаны 6 пословиц и поговорок донских казаков на определённую тему.
Команды получают одинаковую заготовку книжки-малышки (3 листа размером А-4, согнутые пополам и скрепленные с помощью степлера) и 3 листа с напечатанными пословицами и поговорками на определенные темы.
Учитель всё, вышеназванное, выдаёт командам.
- Ребята, вам надо будет из трёх тем взять и поместить в книжку-малышку пословицы только на одну тему, т.е. только с одного листа. При этом ваша книжка должна быть оформлена красочно и аккуратно. Она обязательно должна иметь название.
Пословицы, предложенные командам:
1 группа: Когда два казака заодно, – любого врага одолеют
Казак дружбу соблюдает: и в хоре певец, и в бою молодец.
Когда два казака заодно, никакой коршун не страшен.
Нет друга ищи, а нашёл – береги.
Казак без друзей, что дуб без корней.
Дружба заботой славится.
2 группа: Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.
Кто ленится, тот не ценится.
Донская земля дармоедов не кормит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Казак без труда, что земля без воды.
Дерево смотри в плодах, а казака в делах.
3 группа: Казак скорей умрет, чем с родной земли сойдет.
Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Казаку честь за Родину лечь.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Казакам мила родная сторона.
А пока наши ребята будут выполнять задание, представители каждой из команд повеселят гостей частушками. На сцену приглашаются … (учитель называет имена и фамилии исполнителей частушек.)
Команды, приступайте к выполнению задания! Время пошло!
Команды выполняют задание.
- И в труде, и в бою, и на гулянье – везде рядом с казаком была песня: порой грустная, а порой – шуточная. «Казачьи песни слушать – мед ложкой кушать», «Кто песни поёт, того кручина не берёт»,- так говорили на Дону. Послушайте казачьи частушки в исполнении наших ребят. ( Исполняются частушки)
1.Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоём
Казачьи частушки.
2.Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
3.Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася.
Но гармошка заиграла
Я не удержалася.
4.По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела.
5.Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе , ни в гульбе.
6.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
7. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
8.Разрешите станцевать,
Разрешите топнуть.
Неужели в вашем доме
Полвицы лопнут?
9.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли , плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Что вы нам похлопали!
- Время истекло. Капитаны команд, выйдите к доске и продемонстрируйте книжку-малышку, которую оформила ваша команда, прочитайте её название.
Капитаны команд выходят и показывают книжку-малышку своей команды, читают её название.
- Уважаемое жюри, пожалуйста, рассмотрите и оцените работы ребят по пятибалльной системе.
Подсчитывание результатов викторины. Объявление и поздравление команды-победителя.
Подведение итога занятия. (Слайд 28)
Интерес – Что интересно было на занятии ?Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ?Обучение – Что нового узнали?
Главное – Какие мысли были главными на занятии?
Заключительное слово учителя.
- В заключении нашего занятия, я хочу, ребята, обратиться к вам с такими словами: мы часто стесняемся говорить о своей любви к матери, к отцу, к родной земле. Кажется, времени впереди достаточно – успеем. А вдруг да не успеем?
Выйдите в поле, в степь, оглянитесь вокруг. Вдохните воздух полной грудью. Какой простор и глубина! И вы поймёте, как прекрасен и величав наш край. Поэтому так хочется сказать: «Я люблю тебя, родимый край!»
Ученик 1 О сторона моя донская –
Отцовский домик,
Старый клён,
Где в ста шагах,
Не умолкая,
О берег плещет
Тихий Дон.
Ученик 2 За крепкий говор твой
Станичный,
За терпкий запах
Чебреца,
За твой былинный,
Твой пшеничный
Простор –
Без края и конца.
Ученик 3 У этих троп –
Моё начало.
За всё тебя благодарю:
За ту девчонку,
Что встречала
Со мной вечернюю зарю.
Ученик 4 За путь,
Что был с тобою пройден
В дыму сражений,
Под огнём …
За каждый миг,
Что я влюблено
Провёл с тобой наедине…
За вербы светлые
Над Доном,
За всё хорошее во мне.
Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то, что оставлено нам в наследство нашими предками.
Рефлексия.
Ребята! В волшебной шкатулке лежат цветы красные, желтые и синие. Если вам понравилось наше занятие, вы берёте красный цветок, если вам было скучно -жёлтый, если не понравилось - синий. Давайте украсим наше дерево весенними цветами.
На доске прикреплён коричневый ствол дерева с оголёнными ветками.
Подойдите к шкатулке ребята команды-победителя, выберите нужный вам цветок, возьмите его и прикрепите к дереву.
А теперь ребята …. команды.
- Посмотрите на дерево. Каких цветов больше?
Учитель подводит итог, учитывая мнения детей, высказанные разными цветами.

Посошенко Е. В., Савельева Г.И. Песни и сказки Тихого Дона.: факультативный курс для учащихся начальной школы. – Ростов-на-Дону: Издательство РИПК и ППРО, 2011.