Урок литературного чтения на тему Люблю природу русскую.Зима. (2 класс)

Обобщение к разделу
«Люблю природу русскую. Зима».

Цели урока: ознакомить с русской классической поэзией о зиме, учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову, прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: выставка книг, аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», листки с кроссвордами.

1. Организационный момент и постановка цели урока.

- Расшифруйте пословицы
(Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга)

-О чём эти пословицы? (О зиме, явлениях природы зимой)
-Сегодня мы повторим стихи русских поэтов, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима», почитаем другие стихи о зиме и посоревнуемся в знаниях. Сформируем три команды: 1ряд – команда «Снеговик», 2 ряд – команда «Мороз», 3 ряд – «Ёлочка». За правильные ответы и выполненные задания все получают жетоны, а потом подведём итоги и выявим команду – победителя.

2. Изучение темы.

-Во вступительной статье к разделу «Люблю природу русскую. Зима» мы прочитали разговор мальчиков о приходе зимы и о том, как поэты изображают её в своих стихах. Вспомним, откроем учебник с.188. Вслух читают 2 ученика.
( Мне нравится зима. Я всегда жду её прихода с нетерпением. Даже летом я часто вспоминаю зиму. Закрою глаза и представляю: снежинки падают такие ажурные и сверкающие. Тихо. Папа принёс колючую ёлочку. Скоро Новый год.
-Да ты как поэт. Так хорошо рассказал, что захотелось праздника, подарков.
-Я просто вообразил зиму, а поэты пишут стихи, где строчки рифмуются.
-Правильно. Но стихи – это не только созвучие строк. В них обязательно должны быть ритм, мелодия. Когда их читаешь, то они звучат как музыка. Всё увиденное поэт передаёт в своих произведениях так, что можно легко представить живые картины. Чтобы быть поэтом, надо иметь богатое воображение, фантазию, уметь выражать в словах свои чувства. И этому ты уже немного научился.)

Белая вата Скатерть бела
Летит куда-то. Всё поле одела. На землю ложится –
Тепла боится.
- А эти загадки являются ли стихами? Почему? (Рифмуются строки: вата – куда-то, ложится – боится, бела - одела)
3.Игровые задания на повторение материала
А). Задание командам: соедини фамилию автора и название произведения

С.Есенин «Светло-пушистая снежинка белая»
С.Михалков «Дело было в январе»
А.Барто «Чародейкою зимою»
Ф.Тютчев «Зимним холодом пахнуло»
И.Бунин «Берёза»
К.Бальмонт «Новогодняя быль»

- О первом снеге мы прочитали в стихах И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима. (Чтение наизусть стихотворения Акима «Первый снег»)
– Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором радостное, ликующее, торжествующее? Почему? (Все рады зиме).
-С чем сравнивается выпавший снег в стихотворении? (с платком пуховым).
-Какой он первый снег? (лёгкий, новый, имеет вкус и запах, прикорнул на фонаре)
-С. 191, посмотрите на последний куплет стих. «Снежинка», с чем сравнивается снежинка? (со звездой кристальною). Какая она, дайте определения? (смелая, чистая, белая)
(Стихотворение И.Бунина «Зимним холодом пахнуло» читает наизусть Ян Д.)
- С чем сравнивается здесь выпавший снег? Какие небеса?
(Стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» читает Ринат В.)
-Какой здесь лес?
(С.Есенин «Берёза»наизусть) –Какая берёза? А заря?
-Для чего используют поэты в своих стихах такие определения – эпитеты и сравнения? (чтобы мы могли ярче представить зимние картины).
- Какой ещё приём использует автор для яркого изображения зимы? (С.(Олицетворение. Представляет природу в образе живого существа)

Б).Задание командам: вставь пропущенные эпитеты в строчки стихотворений.
.«Белый снег в воздухе кружится
И на землю тихо падет, ложится» (пушистый, Т.Суриков)

«Светло-пушистая снежинка белая,
Какая, какая » (чистая, смелая, К.Бальмонт)

«А по двору метелица ковром стелется,
Но больно холодна» (шелковым, С.Есенин)

«И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в ..огне» (золотом, С.Есенин)

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, ., . жизнью он блестит» ( немою, чудной)

«Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов.
Легла коврами
Среди полей, вокруг холмов» (волнистыми, А.С.Пушкин)

В). Соедини метафоры-сравнения с зимним явлением природы:
«пелена» лёд на реках
«белый пушок» снежинки
«волнистые ковры» сугробы
«дворцы изо льда» снег на солнце
«мосты ледяные» верхушки деревьев в снегу
«алмазы, жемчуг, серебро»
«белая косынка»
«модный паркет»

-А сейчас послушаем ребят, которые выучили стихи и найдём в них литературные приёмы – олицетворения, сравнения, определения, которые помогают ярче представить картины зимы. (С.Есенин «Берёза», «Зима», «Мороз – живописец», «В нашем городе зима». Чтение стихов наизусть; нахождение олицетворений, эпитетов, сравнений, определение настроения в стихотворениях)
(Прослушивание аудиозаписи «Времена года» П.И.Чайковского)
-Какими строчками вы озвучили бы эту музыку?
-Какие явления природы зимой она изображает?

Зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, придумывали образные сравнения – эпитеты зимним явлениям природы.
Зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собою морозы да вьюги. (Стих. «Поёт зима, аукает» С.Есенина) Тяжело приходится животным зимой и мы должны им помогать. А как? (подкарм. птиц, вывеш. кормушки) Слетайтесь, слетайтесь, лесные пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги.
В холодные вьюги, в голодные вьюги
Мы помнить и думать должны друг о друге! (Юрий Кушак)
Физкультминутка.

4. Кроссворд о главном зимнем празднике:
1. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (снежинки)
2. Что за художник на окна нанёс
Ветви, деревья и заросли роз? (мороз)
3. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица (ветер)
4. Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим (лыжи)
5. На первую ступеньку
Встал парень молодой
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой
6. Белое покрывало всю землю одевало (снег)
7. О чём говорится в стихотворении Д. Хармса:
«Я шёл зимою вдоль болота
В галоше, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронёсся кто – то
На металлических крючках» (коньки)
8. Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял свой вес
И, наконец, совсем исчез (календарь)

Учитель: Читаем хором слово – ключ (Новый год).
Это любимый зимний праздник с подарками и новогодней ёлкой.
Традиция наряжать ёлку на Рождество и Новый год уходит в древние времена и связана с культом зелени. В Греции и Риме дома с наступлением Нового года украшали зелёными ветками, считалось, что они принесут здоровье и счастье в будущем году. Ветки яблонь, вишен и слив заранее ставили в воду, но они не всегда распускались, и поэтому предпочтение было отдано вечнозелёным растениям. Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи и, чтобы задобрить их, развешивали принесённые дары. В Германии с 16 века стали развешивать звёзды и свечи. Позже появились игрушки в виде шаров (как солнце), в Скандинавии снежинки, звёзды, фигурки делали из соломы (чтобы способствовать урожаю).
Вот и мы нарядим ёлочку шарами, только повесят их те, кто расскажет нам стихотворение о зиме и новогоднем празднике.
(Дети читают стихи, развешивают шары, 1ряд – синие, 2 ряд – красные, 3 ряд – зелёные.)
Ходят ёлки по одной, ходят парами,
Тротуаром, мостовой и бульварами.
Скоро, скоро Новый год! Вся с иголочки
К вам придёт и к нам придёт гостья – ёлочка!
Дело было в январе, стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки бродили злые волки.
Вот как – то раз ночной порой, когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперёд и прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки, повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат висят на ёлке и молчат –
Обманули волка. Дело было в январе
Подумал волк, что на горе украшенная ёлка! (А.Л.Барто)
Е.Найдёнова «Зимний гость»
Мы весной его не встретим, он и летом не придёт,
Но зимою к нашим детям он приходит каждый год.
У него румянец яркий, борода как белый мех,
Интересные подарки приготовил он для всех.
С Новым годом поздравляя, ёлку пышную зажжёт.
Ребятишек забавляя, встанет с нами в хоровод.
Дружно мы его встречаем, мы большие с ним друзья,
Но поить горячим чаем гостя этого нельзя!

В.Донникова «На катке»
Блестят коньки, блестит каток, пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок, попробуй прокатиться!
Пускай тебя щипнёт мороз – смотри – не испугайся,
Пусть заморозит он до слёз – ему не поддавайся.
Не отступай, скользи вперёд,- лети быстрее птицы!
Мороз сердитый отстаёт от тех, кто не боится!

Наступает Новый год.
Что он людям принесёт?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он ни хотел!

5. Подведение итогов
-Стихи каких русских поэтов мы сегодня читали?
-Какие стихи вам понравились больше всего? Почему?
-Какие приёмы используют поэты, чтобы мы могли ярче представить зимние картины? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
-Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи? (бодрое, задорное, весёлое)
6.Дом. задание: сказка «Два мороза» с.198 – 202

7.Награждение победителей.
Мне хочется поблагодарить всех за хорошую работу и вручить небольшие сувениры – новогодние шары с символом наступающего года.





15