Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«САНГАРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

Методические рекомендации
по организации и выполнению самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства»
23107658191500
Разработал
Преподаватель Плешанова Виктория Юрьевна
2016 год
Общее положение
Методические рекомендации по дисциплине «Основы инновационного предпринимательства», включают описание основных разделов бизнес-плана, предназначены для проведения образовательной деятельности. Данные рекомендации помогут студентам самостоятельно разработать свой бизнес проект.
Целью учебной дисциплины является формирование у обучающихся комплекса знаний об инновациях и инновационном развитии, о ключевых факторах осуществления инноваций, приобретение навыков инновационного предпринимательства и направлена на формирование профессиональной компетенции (ПК): готовность участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций.Методическое пособие «Составление бизнес-плана» включает описание основных разделов бизнес-плана.
Бизнес-план – это официальный документ, который кратко, точно и в доступной форме описывает все основные стороны вашей будущей предпринимательской деятельности. Правильно составленный бизнес-план должен отвечать на основной вопрос: «Стоит ли браться за это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»
Бизнес планирование является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятия, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес плана позволит управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления.
Максимально быстрая и адекватная реакция на изменения рынка, внутренней инфраструктуры позволит увеличить конкурентоспособность предприятия, и вывести его в лидеры в острой борьбе за потребителей.
Каждый начинающий предприниматель стремится продумать план своей деятельности, но если изложить его на бумаге и провести специальные расчеты, будет легче уяснить и предвидеть возможные проблемы, понять, преодолимы ли они, и что необходимо предпринять, чтобы свести риск своей деятельности к минимуму.
Внешние цели создания бизнес – плана – это обоснование необходимости предприятия в привлечении заемных средств или дополнительных инвестиций, презентация имеющихся ресурсов и возможностей, концентрация внимания со стороны инвесторов и банка, а также убеждение в том, что выбранная политика высококвалифицированная, а стратегические цели прибыльны и эффективны.
Бизнес-план выполняет следующие основные задачи:
1) Является инструментом стратегического планирования. Он может быть использован для прогнозирования будущей деятельности, разработки концепции ведения бизнеса. Начинающий предприниматель имеет возможность в деталях отработать стратегию, план деятельности и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;
2) Позволяет оценить затраты на разработку, изготовление и сбыт продукции (услуг) на рынке и определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
3) Выполняет роль инструмента контроля и управления, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты своей деятельности за определенный период. Например, финансовый раздел бизнес-плана может быть использован в качестве основы для составления бюджета производственной деятельности, контроля его использования, а также определения необходимых изменений в деятельности предприятия;
4) Служит хорошей рекламой предполагаемого бизнеса;
5) Является инструментом привлечения денежных средств. Он должен доказывать, что вложенные инвестором деньги будут возвращены с прибылью.
Общие положения по разработке бизнес-плана
1. Приняв решение об открытии собственного дела или бизнеса, и приступая к разработке бизнес-плана, будущий предприниматель должен ответить сам себе на целый ряд вопросов принципиального характера. Вот некоторые из них:
- какой цели я хочу добиться в бизнесе?
- в чем заключаются преимущества моего дела (бизнеса) перед другими?
- какие задачи мне по силам?
- какой величины организацию я хочу создать?
- какие потребности рынка я хочу удовлетворить?
- кто будет моими клиентами?
- кто мои конкуренты и чем мое дело (бизнес) будет отличаться от их дела?
- на каком рынке я буду действовать, где моя ниша сейчас, в ближайшее время и в перспективе?
- каковы мои слабые места и главнейшие опасности?
- как долго я хочу заниматься этим делом?
- как я буду выходить из бизнеса?
2. Бизнес-план особенно тщательно нужно проработать первые 12 месяцев.
3. В бизнес-плане целесообразно четко сформулировать цели для коротких промежутков времени, а также определить пути достижения поставленных целей и провести анализ финансового состояния предприятия на каждом из этапов.
Чтобы сформулировать цель заполните пробелы шаблоне.
Компания ________________, опираясь на свои преимущества в _________________________, намерена к _________, занять лидерские позиции в сфер_________________________________________________________________________От конкурентов наша компания будет отличаться _____________________________________________________________________________Уже через год мы планируем увеличить _________________ в (на) ______ раз (процентов), ______________ в (на) _____ раз (процентов), ______________ в (на) _________раз_______________(процентов). Через 3 года прирост ___________________ составит_____________. Среди долгосрочных целей компании (лишнее вычеркнуть): расширение производства, ассортимента продукции, выход на новые рынки, открытие филиалов/представительств/магазинов в _________________.
Компания _______________ должна стать признанным лидером рынка в области _______________________.
4. При разработке плана необходимо учитывать факторы неопределенности и риска, Чем больше таких факторов, тем выше необходимость разработки тщательно продуманных планов в целях избежания краха.
Структура и содержание разделов бизнес-планов
Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится (производственной или сфере услуг), а также размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив расширения дела. Чем шире рынок сбыта, крупнее доля предпринимателя на этом рынке, выше уровень конкуренции, тем более углубленной должна быть проработка всех разделов бизнес-плана.
Как правило, бизнес-план включает следующие основные разделы:
- титульный лист;
- резюме;
- краткая информация о предприятии;
- описание продукта, услуги;
- оценка (анализ) рынка сбыта и конкуренции;
- стратегия маркетинга;
- производственный план;
- организационный план;
- финансовый план;
- оценка рисков и страхование;
- приложения.
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия. Имея такую информацию, Вы сможете еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.
1.Титульный лист
Составление бизнес-плана начните с оформления титульного листа, который служит обложкой Вашего бизнес-плана и должен содержать следующую информацию:
-вид деятельности, которой Вы будете заниматься (производственная, коммерческая, финансовая, страховая, посредническая);- ФИО предпринимателя;
- адрес, телефон;
- стоимость проекта;
- место и год составления.
Если при работе над бизнес-планом Вы привлекли консультантов по различным вопросам, то желательно указать их фамилии.
2.Резюме
Бизнес-план — довольно объемный документ и для первичного ознакомления инвесторов с бизнес проектом абсолютно неприемлем. Обычно такие проекты идут к инвесторам потоком, поэтому в перспективности данного бизнес-плана их необходимо убедить за несколько минут. В связи с этим аннотация размером до одной страницы должна быть составлена так, чтобы человек впервые знакомящийся с бизнес-планом, нашёл ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как?
Резюме – это сжатое, достаточное четкое обозрение основного содержания бизнес-плана и целей, которые ставит перед собой предприниматель. Хотя этот раздел находится в начале бизнес-плана, лучше написать его последним.
С первых слов инвесторы должны убедиться в экономической эффективности и реализуемости проекта для этого составляют резюме бизнес-плана. Основное требование к резюме — простота и лаконичность вложения, минимум специальных терминов.
Резюме должно занимать не более одной – двух страниц и включать:
- полное наименование вашего предприятия;
- основную бизнес-идею;
- необходимый объем денежных средств;
- направления вложенных денежных средств и график их возврата;
- основные характеристики коммерческой эффективности проекта;
- общий вывод по проекту.
Для лучшего запоминания в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия.
Рекомендуем Вам надо заполнить раздел «Резюме» вашего бизнес-плана, заменяя текст, выделенный курсивом на данные вашего проекта. После заполнения, текст, выделенный курсивом, необходимо удалить.
- Наименование проекта ______________________________________________
- Характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:
наименование организации _____________________________________
организационно-правовая форма ________________________________
форма собственности _________________________________________
количество разработчиков/ количество сотрудников ______________
уставный фонд _______________________________________________
оборот за последний год (для действующих организаций) ___________
контактные данные (почтовый адрес, телефон) __________________
банковские реквизиты (для действующих организаций) _____________
фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта _________________________________________________________
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал______________________________________________
Информация об учредителях/ инициаторах проекта
(команда проекта)
ФИО и год рождения Контактная информация Образование и квалификация Опыт работы Доля в основном капитале,
%
- краткое описание проекта, особо выделив, идет ли речь о "start-up" или о расширении существующего дела _____________________________________
- описание ситуации на рынке и в отрасли _______________________________
3. Описание предприятия, продукции, услуг
Описание товаров/услуг (название товара (услуги); назначение продукции (услуг) и области их применения; наглядное изображение продукции (фотография или рисунок), если есть возможность; основные потребительские характеристики продукции (услуги); насколько данная продукция (услуга) отвечает требованиям законодательства, традициям и обычаям страны рынка; имеет ли данная продукция торговую марку; особенности дизайна продукции; особенности технологии изготовления /продаж продукции; почему потребители отдают предпочтение данному товару фирмы; уникальные свойства и отличие продукции (услуг) от уже реализуемой на рынке; организация предпродажного и послепродажного обслуживания данного товара (если это техническое изделие); насколько сложна подготовка потребителя для использо¬вания продукта)Представьте здесь ваш продукт визуально (графически, схематично, фотографию – в зависимости от характера вашей деятельности), если это возможно. Наглядное представление вашего продукта не должно быть более одного листа А4. Иногда бывает сложно визуально изобразить некоторые продукты, особенно в сфере услуг, в таком случае переходите к следующим заданиям.
Охарактеризуйте вашу продукцию по следующим ниже критериям. Если какой-то из критериев избыточен для вашего проекта, пропустите его.
1) Расскажите об ассортименте вашей продукции, перечислите основные наименования ваших товаров и услуг, если их слишком много, объедините в группы.
_____________________________________________________________________________2) Опишите функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена. Какие потребности удовлетворяет, какие проблемы помогает решить______________________________________________________________________
3) Представьте основные технические характеристики вашего продукта (Не перегружайте читающего специализированными терминами)_____________________
4) Приведите примеры использования продукции__________________________________
5) Перечислите основные этапы производства вашего продукта (оказания услуг).
_______________________________________________________________________
6) Насколько ваш продукт является универсальным или уникальным для каждого клиента, в чем это проявляется________________________________________________
7) Насколько ваши товары или услуги соответствуют принятым стандартам
_____________________________________________________________________________
8) На какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.)_________________________________
9) Если необходимо, то укажите требования к контролю качества, к подготовке пользователей, к гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
_____________________________________________________________________________
10) Укажите, имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта
_____________________________________________________________________________
11) Какие необходимы патенты и лицензии для данного сегмента рынка, если у вас есть патенты или лицензии, укажите__________________________________________
Проанализируйте продукцию конкурентов, имеющуюся на рынке, в соответствии со следующими критериями:
Опишите функциональные и потребительские свойства конкурирующих продуктов
Почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом?
Какие принципы ценообразования у конкурентов, почему их товары и услуги стоят именно столько
Опишите основные методы продвижения товаров и услуг, используемые конкурентами.
Что отмечают потребители в своих отзывах о вашем продукте. Если есть письменные отзывы, либо рекомендации, приведите их в приложении.
4.Анализ ранка сбыта продукции и закупок. Анализ конкурентов.
Анализ рынка сбыта. Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, необходимо досконально изучить соответствующе рынок, т.е. организации и людей, которые покупают товар или пользуются услугами данной организации. Следует держать под контролем круг своих потребителей, это позволит своевременно и правильно решить вопрос относительно своего присутствия на рынке. При этом следует четко понимать, что выход на рынок или уход с него относится к числу наиболее важных стратегических решений, требующих тщательного анализа. Каждая организация заинтересована в тех потребителях, которые покупают ее товар по цене, обеспечивающей получение прибыль в достаточном объеме и на протяжении длительного периода. Поскольку от этого зависят Существование и развитие организации, первой задачей является определение ее целевого рынка.
Поиск целевого рынка осуществляется путем логических рассуждений на предмет того, кто заинтересован в товарах (услугах) организации.
Начинать следует со своей сегодняшней клиентуры или того кто мог бы стать таковой с самого начала деятельности организации необходимо иметь четкое представление о том:
какими видит организация свои рынки;
на каких из этих рынков она уже задействована;
какие товары на них пользуются спросом;
кто в настоящее время является покупателем продукции организации;
каковы характеристики рынка, на котором фигурирует организация;
почему люди покупают данную продукцию;
почему они покупают продукцию данной организации, а не ее конкурента;
что именно они покупают;
каким образом можно расширить круг таких покупателей;
какова емкость рынка (рынков) организации;
какая доля рынка приходится на организацию;
каков потенциал роста данного рынка;
что будет происходить с долей организации по мере расширения рынка (сократится или увеличится);
относится ли данный рынок к числу конкурентных, если нет, то почему;
чем можно привлечь и как удержать внимание покупателей;
как можно добиться расширения границ рынка?
Установить особенности спроса и прочие характеристики рынков, ежедневно наблюдая за ними и проводя выборочные исследования, сравнительно легко.
Если у Вас уже есть заказы на продукцию, то необходимо их перечислить. Проанализируйте, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке, обоснуйте возможность его дальнейшего расширения.
Особого внимания заслуживает покупатель, ведь решения о покупке принимает конкретный человек, даже если он не является агентом по закупкам или владельцем предприятия. Данные демографических исследований подскажут, какое место на рынке может занять организация и как лучше организовать торговлю. Даже простейшие демографические оценки дадут преимущества перед подавляющим большинством бизнесменов и руководителей, не считающих необходимым изучать рынок. Организациям, специализирующимся на оказании услуг. Следует научиться распознавать самого выгодного клиента и понимать, что ему нужно. Это облегчит последующие поиски нужной клиентуры. Для организации, реализующей большую часть своей продукции, границы поиска несколько шире. Сначала следует определить, каким торговым предприятиям выгоднее всего продавать продукцию организации, затем найти среди их персонала людей, с которыми имеет смысл завязывать контакты, и постараться побольше узнать о выбранных организациях.
При проработке материалов, касающихся описания рынка, на который Вы нацелены, рационально тратьте время. Можно воспользоваться информацией и статистикой, которые уже есть в книгах, справочниках и отраслевых исследованиях.
При планировании объема сбыта продукции, учитывая известную неопределенность ситуации, подготовить три сценария развития: оптимистический, пессимистически и наиболее вероятный. Оптимистический прогноз сбыта подразумевает оценку при благоприятном стечении обстоятельств. Пессимистический прогноз рассчитывается в случае, если все пойдет не так, как Вы задумали. Оценив преимущества и недостатки, возможные риски, сезонность, Вы получите наиболее вероятный прогноз реализации.
Очень важны оценка и отслеживание конкурентов.
Анализ конкурентов целесообразно начинать с составления их списка. Чем полнее этот список, тем лучше. Постарайтесь, как можно больше узнать о своих конкурентах, приведя данные о них в своем бизнес-плане.
Определите, что хорошего есть в деятельности Ваших конкурентов: качество, цены, отношение к клиенту, удобство в обслуживании, дополнительные льготы и пр. Продумайте, чем Вы сможете компенсировать недостатки своей деятельности в случае, если станет ясно, что до уровня конкурентов Вам пока не дотянуться.
Затем попробуйте выделить слабые стороны конкурентов. Составьте их списки попытайтесь выяснить причину. Подумайте над тем, каких недостатков конкурентов Вы можете избежать и что положительное можете использовать в своей деятельности.
5. Маркетинговый план
Данный раздел является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные способы достижения целей бизнеса.
Вы описали рынок, выявили свой сегмент, проанализировали конкуренцию. Теперь Вам нужно выйти на этот рынок. Для того чтобы поставленная цель стала реальностью, следует выбрать и сформулировать стратегию в таких вопросах, как:
Преимущества и недостатки продукции относительно конкурентов;
Конечные потребители. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект;
Организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
Обоснование цены на продукцию (метод установления цены, конкурентоспособность цены, возможные скидки, надбавки);
Программа по организации рекламы, примерный объем затрат.
Сначала попробуйте определить себестоимость Вашей продукции, включая все затраты на ее реализацию, налоги, планируемая прибыль. Получив желаемую величину цены, подумайте, сколько за вашу продукцию согласен платить клиент. Чтобы оценка была более или менее достоверной, поставьте себя на место покупателя. Помните, что необдуманно заниженная или завышенная цена может привести ваши начинания к краху.
Кроме того, цена товара может определяться исходя из:
- цены конкурентов на соответствующий товар;
- спроса на данный товар;
- уникальности товара;
Продумайте вопрос, собираетесь ли вы менять (понижать, повышать) цены на свою продукцию и каким образом.
По поводу распространения товаров и услуг универсальных рекомендаций быть не может. Все зависит от специфики деятельности. Важно предусмотреть все возможные каналы сбыта: розничную и оптовую продажу, поиск индивидуальных клиентов, доставку заказа по телефону, участие в ярмарках, выездную торговлю и т. д.
Определите:
- нужен ли Вам транспорт для доставки товаров;
- достаточны ли собственные торговые площади или есть необходимость арендовать дополнительные;
- какое торгово-технологическое оборудование потребуется и на какую сумму;
- где Вы будете закупать товары (материалы), необходимые для производства;
- укажите основных поставщиков.
План продвижения товаров и услуг на рынок включает в себя и рекламную деятельность. Решите для себя:
- будете ли вы рекламировать свои товары (услуги);
- где и как будете размещать рекламу, и что конкретно о своем товаре вы можете сообщить потенциальным клиентам;
- сколько денежных средств Вы готовы потратить на рекламу.
При выборе рекламных средств Вы должны знать все плюсы и минусы, чтобы правильно сориентироваться в их многообразии и выбрать то, что подходит Вашему товару.
К основным рекламным средствам относятся:
- реклама в прессе (газеты, журналы). Она имеет ряд особенностей: появляется точно в нужный момент, быстро распространяется; есть возможность обратной связи и быстрой смены объявления. Приверженность читателей к определенным изданиям позволяет достаточно узко адресовать рекламу. Важное преимущество прессы состоит в том, что она позволяет читателям изучать рекламные объявления тщательно и возвращаться к ним;
- наружная реклама (вывески, плакаты, витрины, щиты, световые установки).
Непременное требование к размещенному тексту – краткость, а к изображению:
– способность привлечь внимание;
- радио- и телереклама;
- прямая почтовая реклама (почтовые карточки, письма, листовки, открытки, брошюры, проспекты, календари, каталоги);- торговые выставки и ярмарки. Важнейшее достоинство ярмарок и выставок возможность представить товар в подлинном виде, в действии;
- раздача бесплатных образцов (самплинг);
- реклама на транспорте. Этот вид рекламы выделяется особенно, т.к. аудитория рекламы на транспорте многочисленна, ей присуща гибкость, она гарантирует многократность воздействия и непрерывность впечатлений;
- рекламные сувениры и подарки. Реклама с помощью сувениров основана на использовании предметов специального назначения (например, зажигалки, ручки и т.д.) на них можно поместить информацию о названии фирмы, адрес, телефон.
Помните основное правило: повторяйте свое обращение к потребителю неоднократно.
В заключении данного раздела, следует предложить меры по дополнительному обслуживанию клиентов. Это может быть, например, гарантийное и техническое обслуживание продукции (ремонт, поставка запасных частей и т. д.).
6. Организационный план
В этой части бизнес-плана необходимо осветить следующие вопросы:
- краткая информация о владельцах (учредителях) Вашего предприятия;
- опыт и компетентность руководства;
- потребность в персонале;
- система мотивации и вознаграждения персонала;
- дата предполагаемого выхода на полную мощь.
Приведите организационную схему Вашего предприятия, показывающую этапы формирования организационной структуры, связи, распределение обязанностей и распределение ответственности.
Укажите, где, когда и кем проведена (будет проведена) регистрация вашего предприятия и номер регистрационного свидетельства.
Определите, нужны ли Вам наемные работники. Если да, то уточните:
- число необходимых работников по каждой специальности;
- требуемый уровень квалификации;
- предполагаемую степень занятости персонала (постоянные работники, совместители);
- формы оплаты труда (сдельная, повременная, твердый оклад и т. д.);
- предполагаемый размер средней заработной платы.
Если в дальнейшей работе Вы будете пользоваться услугами бухгалтера, юриста, банка или какой-либо страховой компании, то лучше заранее навести справки и установить личные контакты.
7. Производственный план
Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заняться производством. Подробно опишите в разделе:
Программа производства и реализации продукции, технология производства;
Требования к организации производства;
Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка, лизинг);
Поставщики сырья и материалов, ориентировочные цены;
Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
Численность работающих сотрудников и затраты на оплату труда;
Стоимость производственных основных фондов;
Форма амортизации (простая, ускоренная), норма амортизационных отчислений;
Годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции;
Стоимость строительства, структура капитальных вложений, предусмотренная в проектно-сметной документации и сметно-финансовом расчете.
Укажите, где будут изготавливаться товары (предоставляться услуги) – на действующем или вновь создаваемом предприятии. Насколько удачно выбрано место расположения фирмы, исходя из близости к клиентам, поставщикам, доступности рабочей силы и т.д.
Составьте подробный список оборудования, включая измерительные приборы, станки, необходимую мебель, оргтехнику, транспортные средства и т.д. укажите способ получения оборудования (аренда, покупка, изготовление по заказу и пр.) данную информацию можно представить в виде таблицы 2.
Таблица 1. Потребность в дополнительном оборудовании и других технических средствах
Наименование
оборудования,
тех. средств
Тип или модель Способ получения Срок
поставки Цена за ед., руб. Количество Стоимость оборудования
Всего:
Если вы собираетесь арендовать помещение или оборудование, приложите протокол о намерениях на аренду.
Укажите, какие материалы, сырье и комплектующие Вам понадобятся, где и на каких условиях Вы собираетесь их закупать. Назовите поставщиков и степень зависимости от них. Информацию оформите в виде таблицы 2.
Таблица 2. Потребность в дополнительном оборудовании и других технических средствах
Наименование вида
материальных
ресурсов Потребность на программу Поставщики I. кв. IIквв натур, выраж. сумма, тыс. рубВсего
Материалы Покупные комплектующее изделия Всего:
Рассчитайте, сколько сырья и материалов Вам потребуется на один производственный цикл. Укажите, какой транспорт понадобится для доставки сырья, материалов, готовой продукции.
Определите объем производимых товаров по периодам для первого года – по кварталам, для второго – по полугодиям, для последующих – на год в целом. Данные можно представить в виде таблицы 3.
Таблица 3. Производственная программа
Вид продукции Ед. изм. Объем производства по периодам I кв. II кв. IIIкв. IV кв. I п/г год
… год … год … год Продукция АПродукция БВсего:
На основе производственной программы определите объем реализации продукции в стоимостном выражении (таблица 4) с момента производства до момента получения первых поступлений денежных средств от реализации продукции, услуг. Рекомендуем три варианта – оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный.
Таблица 4. Прогнозируемый объем реализации продукции (услуг)
Вид продукции, показатель Ед. изм. Величина показателя по периодам цена за ед.,
объем продаж,
объем реализации руб. шт.
… год … год … год Продукция А:
Продукция Б:
Всего:тыс. руб.
Укажите, какие меры Вы предполагаете использовать для обеспечения качества продукции (услуг).
Предусмотрите описание системы охраны окружающей среды, утилизации отходов обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Из потребности в персонале и рабочей силе (при необходимости) произведите расчет средств на оплату труда по периодам и оформите в виде таблицы 5.
Таблица 5. Потребность в средствах на оплату труда
№ п/п Состав
персонала Кол-во по интервалам планирования Заработная плата Сумма зарплаты персонала 1 мес2 мес3 мес4 мес5 мес6 мес8.Финансовый план
В этом разделе приводятся расчеты налоговых платежей, расписываются затраты на приобретение оборудования, на строительно-монтажные работы и другие, связанные с подготовительным периодом. Приводится схема возврата кредитных финансовых средств по прямому кредитованию или по лизинговой сделке. Выполняются расчеты по планируемой прибыли и денежным потокам, указываются источники финансирования проекта.   Примерная структура раздела:
Расчет налоговых платежей
Затраты подготовительного периода
Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга).
Другие поступления и выплаты
Отчет о прибылях и убытках
Поток реальных денег
В этой части бизнес-плана сводятся в единое целое все расчеты, проводимые в предыдущих разделах, сопоставляются поступления (доходы) и расходы, выявляется финансовый результат (прибыль, убыток). Все расчеты следует оформлять в таблицы. В силу того, что всякий финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности, имеет смысл расчеты производить по трем вариантам – оптимистическому, пессимистическому и наиболее вероятному.
Таблица №6. Планируемые показатели доходов (руб.)
Годы Вид услуг Ед. изм. Показатели реализации
Объем,
мес. Объем, реализации,
год Цена реализации
(руб/ед) Выручка от
реализации (руб)
2013
Итого: 2014
Итого: 2015 Итого: Всего: Таблица №7. Планируемые показатели доходов
всего 2013 2014 2015
Планируемые доходы в т. ч. Выручка от предоставляемых услуг Таблица №8. Налоговое окружение:
Название налога База Ставка %
УСН Доход 6
УСН Доход-Расход 10
ЕНВД По формуле 15
ЕСХН Доход-Расход 6
УСН Патент 6
Таблица №9. План персонала
Должность Кол-во единиц Заработная плата за 1 мес. За 1 работника Взносы внебюджетные фонды от ФОТ
30,2% Итого, в месяц

Таблица №10. Показатели социально-экономической эффективности бизнес-проекта:
№ Наименование показателей всего 2013 2014 2015
1 повышение уровня занятости населения на: (чел.) 2 увеличение уровня заработной платы в СМП (руб./мес.) 3 Сумма уплаченных налоговых платежей (руб.) Для расчета производственной и полной себестоимости товара/услуги все затраты предприятия классифицируются на три группы:
Затраты предприятия
Прямые
Накладные (косвенные)
Производственные
Административные (общефирменные)
Амортизация
ТО и ремонт производственного оборудования
Аренда производственных помещений
Транспортные расходы, связанные с производством
Коммунальные платежи по производственным помещениям и др.
Заработная плата АУП + социальные платежи
Бюджет маркетинга
Амортизация офисного оборудования
Затраты на связь
Канцелярские товары
Охрана
Проценты по кредиту
Хозяйственные расходы и др.
Затраты на сырье
Заработная плата производственных работников + ЕСН

Таблица №11.Планируемые расходы
№ п/п Вид расходов Всего 2013 2014 2015
1. Расходы на приобретение материально-технических ресурсов 1.1. 2. Расходы на ФОТ работникам (З.П) 2.1 3. Расходы на оплату телефона и интернета 3.1 Телефон 3.2 Интернет 4. Налоги и сборы 4.1 Взносы в внебюджетные фонды 4.2. Фиксированный платеж ИП 4.3 Налог на доход 5. Реклама 6. Транспортные расходы
7. Аренда помещения 8. Прочие расходы
9. ИТОГО: Себестоимость товара/услуги один из важнейших показателей деятельности предприятия. В сравнении с рыночной ценой он позволяет судить об эффективности производства отдельных товаров/услуг, принимать решения относительно самого товара, ассортимента, цены, рынков сбыта и т.д.
В случае если предприятие производит один вид товара/услуги, расчет себестоимости производится достаточно просто:
Производственная = прямые затраты + производственные накладные затраты
себестоимость объем выпускаемой продукции
Полная = прямые затраты + производственные накладные затраты+ административные затраты
себестоимость объем выпускаемой продукции
Таблица №12. План движения денежных средств (руб.)
№ п/п Наименование показателей
Значение показателей
2013 2014 2015 ВСЕГО
1. Денежные средства на начало месяца (строка 4) 2. Планируемые поступления денежных средств, всего (таб. 2.3 строка 1) 3. Планируемые расходы по проекту, всего (табл. 2.6 строка 9) 4. Денежные средства на конец месяца (строка 1 +строка 2- строка 3) Расчет амортизации на производственное и офисное оборудование, источники оборудования
Амортизация – денежное выражение износа основных средств. Одновременно амортизация является и средством переноса части стоимости основных средств на себестоимость готового продукта. Для расчета суммы амортизации необходимы данные: стоимость единицы основных средств, количество единиц, сроки амортизации. Сроки амортизации определяются на основе классификации основных средств и их отнесению к амортизационным группам (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы")
Таблица №13. Пример расчета амортизации:
Наименования основных средств Цена за единицу Количество единиц Общая стоимость Срок амортизации
Амортизация
в год Амортизация
в месяц
Компьютер 26 000 2 52 000 3 17 333 1 444
Автомобиль «ГАЗель» 280 000 1 280 000 6 46 667 3 889
Итого: 306 000 64000 5 333
Таким образом, в годовых затратах предприятия будет учтена амортизация в размере 64000 руб.
Сведения об источниках оборудования позволяют инвестору судить о знании начинающего предпринимателя особенностей данного рынка. Важной информацией для дальнейшей работы над бизнес-планом является условия приобретения оборудования, так как различные условия (лизинг, кредит, рассрочка платежей, предоплата и др.) оказывают существенное влияние на финансовые результаты первого года работы.
Таблица №14. Чистая прибыль -
№ Наименование показателей всего 2013 2014 2015
1 Чистая прибыль (доходы - расходы) Рентабельность инвестиции (гранта) (отношение годовой суммы прибыли к сумме гранта*100%)
Срок окупаемости настоящего проекта: составляет
(Под сроком окупаемости проекта понимается продолжительность периода, в течение которого чистая прибыль от реализации проекта превышает размер первоначального взноса).
Период возврата гранта (субсидии) в виде налоговых платежей в бюджет
При расчете чистой прибыли/убытка, необходимо учитывать особенности налогообложения, которые будут применяться к предприятиям различных сфер деятельности, масштабов, интересов самих налогоплательщиков. Наиболее часто применяемые системы налогообложение в сфере малого бизнеса – упрощенная система, единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
ЕНВД применяется в том случае, если предприятие подпадает под перечень видов деятельности, в отношении которых данная система применяется в обязательном порядке (торговля, бытовые услуги, автоперевозки и т.д.) В других случаях предприниматель может выбрать упрощенную систему налогообложения (это необходимо сделать в день регистрации предпринимательской деятельности). Упрощенная система предполагает возможность выбора: единый налог по упрощенной системе – 6% от выручки, либо 15% от разницы доходы – расходы. Более подробно с вопросами налогообложения можно познакомиться в Налоговом кодексе.
9. Оценка рисков и страхование
Чтобы не поставить себя в сложное положение и не допустить финансовых потерь, следует заранее предусмотреть возможные рискованные ситуации, вероятность их появления и меры по снижению степени риска.
Из всего разнообразия рисков предусмотреть хотя бы часто встречающиеся. Это: коммерческие, транспортные, политические и риски, связанные с форс-мажорными (непредвиденными) обстоятельствами.К коммерческим рискам относят: имущественные, производственные, торговые. Они представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности.
Имущественные риски – риски, связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т. п.
Производственные риски связаны с убытками от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов (оборудования, сырья, транспорта и т. п.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники или технологии. Мерами по снижению производственных рисков являются контроль за процессом производства, усиление влияния на поставщиков, приобретение высококачественного оборудования и т. д.
Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытками по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недопоставки товара, уменьшение размеров и емкости рынков, появление новых конкурентов и т. п. Мерами по снижению этого виды риска могут быть: систематическое изучение условий продажи на рынке (соотношение спроса и предложения); создание сети посредников между потребителем и производителем; соответствующая ценовая политика; образование сети сервисного обслуживания; формирование общественного мнения и фирменного стиля; реклама и т. д.
Транспортные риски – это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т. д.Политические риски – связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. Политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего объекта.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами – риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами. Мерой по их снижению служит работа организации с достаточным запасом финансовой прочности.
Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств), вызванных инфляционными процессами, всеобщими неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.д. они могут быть снижены за счет создания системы эффективного финансового управления, работы с посредниками на условиях предоплаты, продуманной сбытовой политики цен и т.д.
Укажите виды рисков, которые Вы прогнозируете, вероятность их появления и возможный ущерб.
Установите приемлемый уровень риска.
Спрогнозируйте организационные меры по профилактике в нейтрализации рисков.
Дня снижения общего влияния рисков на эффективность деятельности необходимо предусмотреть коммерческое страхование по действующим системам (страхование имущества, транспортных перевозок, рисков заложенных в коммерческих контрактах на заключаемые сделки, перестрахование и пр.). Укажите систему коммерческого страхования, которую вы предусматриваете.
10. Приложение
Этот раздел бизнес-плана может включать некоторые или все перечисленные ниже документы:
- примечания по тексту (например, предположения, используемые в прогнозах, источники информации);
- дополнительные документы;
- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;
- чертежи и графики;
- копии контрактов и соглашений (при наличии);
- иллюстрации Вашей продукции;
- рекламные изделия различного рода оборудования, услуг и т. д., которые в дальнейшем могут быть использованы в Вашем бизнесе;
- результаты тестирования Вашей продукции;
- рекомендации: поставщики, кредиторы, прочие лица могут дать отзыв о Вашей работе (если она имеет место).
Рекомендуемые источники
для выполнения работ:
Интернет-ресурсы:
Информационная справочная система Консультант плюс.
Официальный сайт Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия). Режим доступа: http://sakha.gov.ru/minpredОфициальный сайт Государственного комитета по инновационной политике и науке. Режим доступа:http://sakha.gov.ru/gosinnБизнес-журнал Он-лайн [Электрон. ресус] Режим доступа: http://www.1000ideas.ru.
Свой бизнес [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.mybiz.ru.
http://do. rksi. ru/library/courses/osnpred/book. dbk Машерук Е. М. Основы предпринимательства. Дистанционный курс
http://www.openbusiness.ru/bplan/step4.htm
Дополнительные источники:
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в действующей редакции); часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (в действующей редакции)
Федеральный закон Российской «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации) от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в действующей редакции)