Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Основы строительного черчения


Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯпо дисциплине «Основы строительного черчения»
для обучающихся по профессии

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ




2016 г.
Рассмотрено на заседании ЦК специальных дисциплин. Рекомендовано для использования в ГБПОУ «БРТСиПТ»
Протокол № ________ от «___» _________2015 г
Председатель ЦК
________________ Демчук Е.В..
«Утверждаю»
Зам.директора по УМР
_____________Бурантарова Е.А.
Разработчик: Мелентьева Л.В.
Задания составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Основ строительного черчения» по профессии среднего профессионального образования 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Содержание 
    Стр.
1 Пояснительная записка 4
2 Виды самостоятельных работ 4
3 Самостоятельная работа №1 5
4 Самостоятельная работа №2 6
5 Самостоятельная работа №3 7
6 Самостоятельная работа №4 9
7 Самостоятельная работа №5 9
8 Самостоятельная работа №6 10
9 Самостоятельная работа №7 10
10 Критерии оценки 14
11 Список литературы 15
     
    
1.Пояснительная записка
 В настоящее время подготовка высококвалифицированных рабочих и служащих должна соответствовать передовым мировым требованиям, где большая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность обучающихся в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которая:
 
соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
 формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности;
вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность студентов;
обеспечивает активное продвижение студентов от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; осуществляется самим обучающимся без помощи преподавателя, но под его руководством.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
На самостоятельное изучение тем отведено 50 % учебного времени.      В качестве форм и методов контроля внеурочной самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся используются: конспекты, составление терминологических кроссвордов, составление мультимедийных презентаций, зарисовки и эскизы архитектурно-строительных объектов.
 2. Виды самостоятельных работ
 
Кол-во часов
-изучение нормативных документов, стандартов
- составление терминологического кроссворда
- составление мультимедийной презентации
- составление конспекта
- Выполнение зарисовок, эскизов 2
2
2
4
6
 3. Самостоятельная работа №1 Оформление мультимедийных презентаций "Что такое чертёж", "Виды чертежей", "Графические изображения"
Мультимедийные презентации позволяют значительно повысить информативность и эффективность освоения учебной дисциплины, способствуют увеличению динамизма и выразительности материала. Основными принципами при составлении презентации являются: лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость. Программа для создания презентаций – Microsoft Power Point.
Этапы работы:
1) выбор темы в соответствии с учебным планом;
2) определение цели, задач;
3) сбор информации;
4) определение основной идеи презентации;
5) планирование выступления;
6) создание структуры презентации;
7) подготовка презентации.
 Требования к оформлению презентации:
1) презентация должна быть не меньше 10 слайдов, и, не более 20 слайдов;
2) первый слайд – титульный, на котором обязательно должны быть представлены название проекта; название выпускющей организации;
фамилия, имя, отчество автора;

3) следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы презентации;
4) дизайн – эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста;

5) последним слайдом презентации должен быть список литературы.
Защита презентации осуществляется на учебном занятии.
4. Самостоятельная работа №2. Изучение нормативных документов, стандартов
Задание 1. Прочитать раздел «Стандартизация проектирования в строительстве» страница 118 и составить таблицу:
Категория стандартов Назначение стандарта Обозначение стандарта
Задание 2. Прочитать главу 8 учебника и ответить на вопрос:
Какие стандарты графического оформления употребляются для строительных чертежей и какие комплекты чертежей могут составлять часть документации проекта строительного объекта.
Задание 3. Изучить ГОСТ 21.501-93 СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей
Источник: http://www.znaytovar.ru/gost/2/gost_2150193_spds_pravila_vypo.html5. Самостоятельная работа №3. Составить терминологический кроссворд. Решить кроссворд, приведённый в примере.
Кроссворд может быть составлен либо по одной теме, либо по основным понятиям учебного курса в целом. Он может быть различной степени сложности в зависимости от количества использованных понятий, от учета симметричности их расположения и т.д.
Чтобы составить кроссворд, необходимо в первую очередь подобрать достаточное количество (20-30) понятий по заданной теме. Для этого следует обратиться к материалам лекций, учебникам, учебным пособиям и справочной литературе (справочники и словари, в т.ч. энциклопедические).
Графическая форма кроссворда должна быть симметричной и компактной (симметрия в учебных кроссвордах необязательна).
Давая определение понятию. Необходимо, чтобы оно было кратким. Но выражающим основную суть понятия. При составлении кроссворда необходимо обращать внимание на правильность правописания используемых понятий. 
Кроссворды оформляются на 3-х листах формата А4:
      1) первый лист – титульный, где необходимо указать: фамилию, имя,
отчество студента, специальность и группу;
      2) на втором листе – графическая форма кроссворда и вопросы (по горизонтали и по вертикали);
      3) на третьем листе – та же графическая форма кроссворда, но уже заполненная использованными понятиями (ответами).
 ПРИМЕРКроссворд по предмету "черчению" на тему "Общий"

По горизонтали
1. отношение линейного размера отрезка на чертеже к соответствующему линейному размеру того же отрезка в натуре
3. изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости
4. поверхность, образуемая движением прямой ли­нии, которая движется параллельно самой себе по неподвижной на­правляющей прямой
6. нормативный документ по стандартизации, разработан­ный на основе согласия по существенным вопросам большинства за­интересованных сторон и принятый (утвержденный) признанным ор­ганом
8. плавный переход одной линии (прямой или кри­вой) в другую — кривую или прямую.
11. Размеры, определяющие предельные величины внешних очертаний изделий.
По вертикали
2. координата (х) точки, это расстояние от начала коорди­нат вдоль оси пересечения горизонтальной и фронтальной плоскостей проекций до проекции точки на эту ось.
5. отношение диаметра основания конуса (или раз­ности диаметров нижнего и верхнего оснований) к его высоте
7. изображение обращенной к наблюдателю видимой части по­верхности предмета
9. изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, при этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же предмета. На разрезе показывается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней
10. Скошенный под углом край детали, имеющей форму тела вращения
6. Самостоятельная работа №4. Выполнить рисунки иллюстрации в рабочей тетради по теме "Основные конструктивные и архитектурные элементы зданий"
ПРИМЕР:

7. Самостоятельная работа обучающихся №5 Составить конспект на темы: "Строительные объекты и стадии их проектирования", «Генеральный план»
Рекомендации по составлению конспекта
 Правила конспектирования 
Запишите название текста или его части. Отметьте выходные данные (место и год выпуска издания, имя издателя). Осмыслите содержание текста. Прочитайте материал дважды. Составьте план, который станет основой конспекта.
В процессе конспектирования оставьте место (широкие поля) для заметок, дополнений, записи имен и незнакомых терминов. Вами должно быть отмечено то, что требует разъяснений. Запись ведите своими словами, что поможет лучшему осмыслению текста.
Писать конспект рекомендуется четко и разборчиво. Небрежная запись со временем становится малопонятной даже для ее автора. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако, если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.
В конспекте можно выделять места текста в зависимости от их значимости. Для этого применяются различного размера буквы, подчеркивания, замечания на полях.
В конспекте могут быть диаграммы, таблицы, схемы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.Конспект, обычно ведется в тетрадях или на отдельных листках.
Соблюдайте правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу. Классифицируйте знания, т.е. распределяйте их по группам, главам и т.д. Вы можете пользоваться буквенными обозначениями русского или латинского языков, а также цифрами. Диаграммы, схемы и таблицы придают конспекту наглядность. Следовательно, изучаемый материал легче усваивается.
6.  Самостоятельная работа №6 Составить таблицу в рабочей тетради с иллюстрациями рисунками по теме "Графическое обозначение материалов в сечениях"Фигуры сечения на планах и разрезах заштриховывают только в случае необходимости. Штриховку выполняют согласно требованиям ГОСТ 2.306-68.
Материал Обозначение
Металлы и твёрдые сплавы
8343903810
 7. Самостоятельная работа №7
Выполнение зарисовок, эскизов различных архитектурно-строительных объектов и их элементов
Рекомендации по выполнению рисунков, эскизов и схем
 Рекомендации по выполнению рисунка
При рисовании сооружений и деталей вначале надо уяснить, из каких геометрических тел состоит деталь, затем наметить, в какой аксонометирической проекции следует нарисовать, чтобы изображение было наглядно.
          
 При изображении детали с натуры или с чертежа не следует делать никаких измерений, необходимо приучиться соблюдать соотношение размеров на глаз.Контур рисунка выполняют тонкими линиями, затем обводят теневые места более толстыми. Когда рисунок готов, заштриховывают поверхности детали (рисунок 3).
-1600208572527920956985      
Рисунок 3 – Рисунок триумфальной арки
 Рекомендации по выполнению эскиза
К эскизам относят чертежи, предназначенные для разового использования в производстве.Изображения предмета на эскизе выполняется по правилам прямоугольного проецирования, но от руки  с соблюдением пропорций между частями изображаемого предмета на глаз.
          Эскизы должны быть выполнены в соответствии со стандартами ЕСКД на чертежи. Линии на эскизе должны быть ровными и четкими. Все надписи следует выполнять чертежным шрифтом. Эскиз обычно выполняют на бумаге в клетку.
 8. Критерии оценки
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является:
1. Оценка «5» (отлично):
- работа выполнена полностью в установленные сроки без ошибок;
2. оценка «4» (хорошо):
- работа выполнена в основном, в установленные сроки с небольшими неточностями;
3. оценка «3» (удовлетворительно):
- работа выполнена не полностью и не в установленные сроки;
4. Оценка «2» (неудовлетворительно):
- работа выполнена очень кратко, много замечаний к качеству выполнения и не в установленные сроки.
 9.Список литературы
 1. ГОСТ 7.32 – 2001 Единая система стандартов. Отчет о научно – исследовательской работе. Структура и правила оформления. Вед.2001.М: ИПК Издательство стандартов
2. ГОСТ 7.1 – 2003 Единая система стандартов оформления. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Вед. 2008. М.: ИПК Издательство стандартов
3. ГОСТ 7.0.5 – 2008 Единая система стандартов Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Вед. 2008.М.: ИПК Издательство стандартов.
4. Ю.О. Полежаева, Строительное черчение, учебник, АКАДЕМИЯ, 2005.
Интернет – ресурсы:
1. Информационные технологии/http://chyhareva.ru2. Powerpoint. Учебник /www.tutoriablog.org/ru
3.Учебное пособие: MS Word/ www/panvasoft.com/rus/1311