Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Основы бухучета


Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования (ССУЗ)
«Копейский политехнический колледж»
(ГБОУ СПО (ССУЗ) «КПК»)

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Методические рекомендации по выполнению
самостоятельных работ
обучающимися
по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)» (базовая подготовка)
Копейск, 2014
Введение 
Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту, поэтому в учебные планы всех специальностей включена самостоятельная работа, составляющая 50% учебного времени студента.
В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа среднего профессионального образования связана по своей сути с переходом от модели обучения к модели образования. В этом плане понятие самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.Под самостоятельной работой студентов следует понимать способ активного, целенаправленного освоения, без непосредственного участия преподавателя, новых знаний, умений и практического опыта, закладывающих основания в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности.
Целью самостоятельной работы студентов является:
систематизация и закрепление практического опыта, умений и знаний, формирование общих и профессиональных компетенций, определенных требованиями ФГОС СПО по дисциплине;
формирование готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;
развитие познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- выработка способности к осуществлению эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
активизация самостоятельной и познавательной деятельности;
содействие развитию творческого отношения студентов к изучаемой дисциплине;
выработка у студентов умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов;
- выработка у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- выработка у студентов умений и навыков организации собственной деятельности, способности избрания типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества;
- выработка у студентов умений осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества;
- содействие развитию овладения информационной культурой, анализа и оценки информации с использованием информационно – коммуникационных технологий;
- содействие развитию самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, умений заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Основы бухгалтерского учета» по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление (базовой подготовки) направлена на формирование у студента экономического мышления и способностей оценки профессиональной деятельности в соответствии с законностью производимых хозяйственных операций и защиты финансовых и имущественных интересов собственников, способствующих повышению уровня освоения профессиональных и общих компетенций.
Целью настоящих рекомендаций является оказание методической помощи в выполнении студентами внеаудиторных самостоятельных практических заданий.
Рекомендации помогут сформировать и развивать у обучающихся специальностей следующие умения и знания:
уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
-ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета.
знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- порядок применения двойной записи на счетах и составления проводок;
- формы бухгалтерского учета;
- понятие и значение учетных регистров;
- способы исправления ошибок в учетных регистрах.
Перечень заданий по самостоятельной работе по учебной дисциплине
Основы бухгалтерского учета
Написание реферата «История развития бухгалтерского учета в России»
Написание реферата «История развития бухгалтерского учета в России»
Изучение лексических единиц по теме: хозяйственный учет; оперативный, статистический, бухгалтерский учет; натуральные, трудовые и денежные измерители; финансовый, управленческий, налоговый учет; внутренние и внешние пользователиИзучение лексических единиц по теме: хозяйственный учет; оперативный, статистический, бухгалтерский учет; натуральные, трудовые и денежные измерители; финансовый, управленческий, налоговый учет; внутренние и внешние пользователиИзучение Федерального закона «О бухгалтерском учете», составление опорного конспекта
Решение вариативного задания: «Составление бухгалтерского баланса»
Изучение учебной литературы, составление схемы « Классификация счетов бухгалтерского учета»
Выполнение вариативных заданий: «Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям»
Выполнение вариативных заданий: «Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям»
Творческое задание: составление кроссвордов по теме « Счета и двойная запись на них»
Моделирование практических ситуаций процесса снабжения и составление бухгалтерских проводок по ним с использованием счетов 10, 15, 16
Составление схемы последовательности расчета фактической производственной себестоимости готовой продукции
Выполнение вариативного задания: «Учет хозяйственных процессов»
Выполнение вариативного задания: «Учет хозяйственных процессов»
Составление кроссвордов по темам «Бухгалтерские документы» и «Учетные регистры»»
Составление презентационных материалов на тему: «Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера»
Составление презентационных материалов на тему: «Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера»
Выполнение реферативная работа на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности»
Выполнение реферативная работа на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности»
Изучение «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», составление конспекта
Методическое руководство по выполнению самостоятельной работы обучающихся
При выполнении самостоятельной работы использованы следующие формы:

написание рефератов;
выполнение вариативных практических заданий;
выполнение творческих заданий;
изучение лексических единиц по теме;
изучение учебной базовой и дополнительной литературы;
конспектирование изученных источников.
Реферат представляет собой краткое изложение статей, материалов научных публикаций по заданной теме и не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора.
При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскрытия темы и анализа литературы количество источников, непосредственно относящихся к изучаемой проблеме.
При изучении литературы необходимо наметить ориентировочный план реферата, в который включаются основные вопросы, подлежащие раскрытию.
При реферировании следует делать выписки, записывать мысли, возникающие при чтении; следует также точно записывать и определения тех понятий, которые будут использованы в реферате. Из прочитанной литературы нужно заимствовать не буквальный текст, а важнейшие мысли, идеи, теоретические положения; можно цитировать небольшие отрывки, приводить диаграммы, схемы, чертежи, но главное – высказывать собственные соображения по вопросам реферата.
Объём реферата должен быть не менее 10 листов.
Реферат должен состоять из:
введения, в котором необходимо указать актуальность и значимость данного вопроса;
основной части, в которой раскрывается сущность данного доклада;
заключения, в котором нужно сделать выводы по представленному реферату;
список используемых источников информации.
Критерии оценки:
соблюдение структуры реферата;
соблюдение требований к оформлению реферата;
новизна текста, проявление авторской позиции;
степень раскрытия сущности вопроса;
логичное, последовательное изложение заданной темы;
проявление самостоятельности и творческого подхода в изложении темы реферата.
Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены отдельные недочёты: имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Лексические единицы – это основные понятия и категории изучаемой дисциплины. В целях усвоения и запоминания понятий следует вести словарь, в который нужно заносить основные положения и пояснения к ним.
Изучающее чтение – активный вид чтения, нацеленный на усвоение главной мысли текста, его цели; на понимание логики доказательств; на поиск ответов на поставленные вами вопросы. Требует последовательности в изучении материала – по параграфам, главам, частям; побуждает к составлению собственного мнения о тексте; формирует умение критически воспринимать информацию.
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, у которой есть ряд преимуществ. Во-первых, при составлении опорного конспекта прорабатывается необходимый материал. Во-вторых, имеется возможность структурирования знаний. В-
третьих, при составлении конспекта легче происходит запоминание изученного материала.
В основе такого конспекта лежит выделение главных, ключевых слов, деление темы на более мелкие фрагменты, а также использование системы
условных обозначений, знаков, символов и т.д.
Опорный конспект может быть составлен в виде:
таблицы;
схемы;
тезисного плана;
развернутого плана;
цитатного плана.
Творческие задания – это выполнение заданной темы с проявлением фантазии автора, которое должно свидетельствовать о знании данной темы, ее основной проблематики.
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
Прежде чем составить кроссворд, необходимо выписать основные термины и понятия по теме, а затем, следуя правилам составить кроссворд.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения. Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»). В ответах кроссворда не различаются прописные и строчные буквы.
В отчете по выполненной самостоятельной работе должны быть представлены:
- задания;
- сетка кроссворда;
- ответы на задания.
Составление схемы какого – то процесса предполагает отражение последовательности операций совершения этого процесса в виде чертежа.
Составление презентационных материалов на тему предполагает составление презентаций в виде слайдов или небольшого фильма по заданной теме. Количество презентаций - не более10.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов-членов НП «ИПБ России»: утв. собранием НП «ИПБ России» 28.05.2009г., прот. №2.
Богаченко В.М. Бухгалтерский учет для ССУЗов: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова – 2-е изд., перераб. и доп.– М.:Проспект, 2009. – 464с.
Лапп В. П. Основы бухгалтерского учета: учебно-методический комплекс / В.П. Лапп. – Челябинск: ЧКИИТиЭ, 2010. – с.
Дополнительная литература:
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Баланс и система счетов: учеб. пособие /Н. В. Брыкова. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Классификация бухгалтерских счетов: учеб. пособие /Н.В. Брыкова. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Практикум: учебное пособие /Н.В. Брыкова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Рабочая тетрадь: учебное пособие \Н.В. Брыкова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: учебник /Н.В. Брыкова. – М.: Академия, 2010.
Электронные ресурсы:
Бухгалтерский учет, налоги, аудит в Российской Федерации: Бухучет и налоги. – Режим доступа: http://www.audit-it.ru/. – 2012.
Бухгалтерский учет, налоги, аудит. – Режим доступа: http://www.businessuchet.ru/. – 2012.
Бухгалтеру. Актуальные новости, полезные статьи и др. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/. – 2012.
Для бухгалтера: интернет-портал. – Режим доступа : http://www.pravcons.ru/. – 2012.
Министерство финансов РФ. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/. – 2012.
Профессиональный Интернет- журнал российского бухгалтера. – Режим доступа: http: //www.ROSBUH.RU. – 2012.
Агафонова Т. В. Теория бухгалтерского учета: электронное учебное пособие / Т.В. Агафонова; Копейский горно-экономический колледж. – Режим доступа: www.kgek.ru. – 2012.
Самостоятельная работа №1,2
Тема Написание реферата «История развития бухгалтерского учета в России»
Цели:
содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
управление познавательной деятельностью студентов.
- содействие развития понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- проявлять к своей профессии устойчивый интерес;
формирование кругозора о значимости бухгалтерского учета в системе управления предприятия;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
Методические указания
Работу следует начать с характеристики учета допетровского времени. Упорядочивание учета началось с реформ Петра 1. Необходимо дать характеристику экономических реформ этой эпохи и в связи с появлением зачатков капитализма указать возрастающее значение бухгалтерского учета. Особо уделить внимание на бурное развитие учета во второй половине Х1Х века в период становления промышленности и развития торговли в России.
В послереволюционной России эволюция бухгалтерского учета прошла несколько этапов: от полного отрицания его до реставрации традиционных принципов ведения бухгалтерского учета.
В период развития рыночных отношений показать возрождение классических правил ведения учета и роль бухгалтерского учета в развитии экономики страны.
Самостоятельная работа №3,4
Тема Изучение лексических единиц по теме: хозяйственный учет; оперативный, статистический, бухгалтерский учет; натуральные, трудовые и денежные измерители; финансовый, управленческий, налоговый учет; внутренние и внешние пользователи Цели:
- управление познавательной деятельностью студентов.
- содействие развития понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
-проявлять к своей профессии устойчивый интерес;
формирование кругозора о значимости бухгалтерского учета в системе управления предприятия;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
Методические указания
В целях усвоения и запоминания понятий следует вести словарь понятий отдельно по каждой теме.
Самостоятельная работа № 5
Тема Чтение Федерального закона «О бухгалтерском учете», составление опорного конспекта
Цели:
управление познавательной деятельностью студентов.
- содействие развития понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- проявлять к своей профессии устойчивый интерес;
формирование кругозора о значимости бухгалтерского учета в системе управления предприятия;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
Методические указания
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. (действующая редакция, вступившая в силу с01.01.2011г.) – это основной нормативный документ, регулирующий бухгалтерский учет в России.
При его изучении особое внимание уделить общим вопросам направлениям организации и ведения учета бухгалтерского учета и отчетности, методологическим основам, принципам взаимоотношений с потребителями учетной информации.
Самостоятельная работа № 6-
Тема: Решение вариативного задания: «Составление бухгалтерского баланса»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- усвоение экономического содержания статей бухгалтерского баланса;
- усвоение группировки статей бухгалтерского баланса по разделам актива и пассива.
Методические указания по выполнению задания
Составить бухгалтерский баланс машиностроительного завода на 01.12.2011.
Наименование хозяйственных средств
и источников их образования Сумма,
руб.
1. Уставный капитал 900 000
2. Денежные средства на расчетном счете 235 000
3. Основные средства 865 000
4. Краткосрочный кредит банка 205 000
5. Наличные денежные средства в кассе 2000
6. Нераспределенная прибыль 95 000
7. Материалы 168 000
8. Задолженность поставщикам за материалы 100 000
9. Незавершенное производство 30 000
10. Добавочный капитал 114 000
11. Задолженность по оплате труда 85 000
12. Готовая продукция 199 000
Контрольная сумма 1 499 000

Прежде, чем составить бухгалтерский баланс, необходимо сгруппировать хозяйственные средства по составу и источникам формирования имущества. При этом следует помнить, что итог группировки хозяйственных средств по составу (видам) должен быть равен итогу группировки по источникам их образования, т.к. в этих группировках представлены одни и те же хозяйственные средства, но сгруппированные по разным признакам. Группировка средств по составу представляет собой статьи актива баланса, группировка по источникам формирования – статьи пассива баланса.
Решение задания:
АКТИВ Сумма, руб. ПАССИВ Сумма, руб.
Внеоборотные активы
Основные средства
Оборотные активы
Материалы
Незавершенное производство
Готовая продукция
Денежные средства на расчетном счете
Наличные денежные средства в кассе 865000
168000
30000
199000
235000
2000 Капитал и резервы
Уставный капитал Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства Краткосрочный кредит банка
Задолженность поставщикам за материалы Задолженность по оплате труда 900000
114000
95000
-
205000
100000
85000
Баланс 1499000 Баланс 1499000
Самостоятельная работа № 7
Тема: Чтение учебной литературы по теме «Счета бухгалтерского учета», составление схемы « Классификация счетов бухгалтерского учета»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- уяснение назначения счетов бухгалтерского учета;
- усвоение структуры счетов бухгалтерского учета;
- усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой.
Методические указания по выполнению задания
При изучении темы обратить внимание на сущность, назначение, элементы и структуру счетов бухгалтерского учета.
Счета бухгалтерского учета классифицируются по двум признакам:
- экономическому содержанию;
- назначению и структуре.
При построении схемы классификации счетов бухгалтерского учета необходимо счета каждого вида сгруппировать на однородные группы и внутри каждой группы выделить соответствующие подгруппы.
Самостоятельная работа № 8,9
Тема: Выполнение вариативных заданий: «Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- уяснение назначения счетов бухгалтерского учета;
- усвоение структуры счетов бухгалтерского учета;
- усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций;
Методические указания к составлению проводок
1 Внимательно проанализируйте хозяйственную операцию, которую необходимо оформить методом двойной записи. При этом важно понять суть операции и ее связь с другими экономическими процессами.
2 Затем обратитесь к Плану счетов бухгалтерского учета и определите, какие счета описывают упоминаемые в операции хозяйственные средства.
3 Определите, какой из применяемых счетов активный, а какой пассивный. Здесь Вам поможет бланк баланса предприятия –счета, которые стоят в активе баланса, будут активными, а в пассиве баланса – пассивными.
4 Вспомните схему активного и пассивного счета. Помните, что
5 Согласно содержанию хозяйственной опреации определите какой счет будет отражен по дебету, а какой - по кредиту. Помните, что бухгалтерсуая проводка не может содержать только дебетуемые или только кредитуемые счета.
Операция 1.
В кассу предприятия по чеку поступили деньги для выдачи заработной платы рабочим и служащим – 250000 р.
В результате этой операции в кассе произошло увеличение денежных средств. Счет «Касса» - активный, сумму данной операции надо записать по дебету счета «Касса», т.к. на активных счетах увеличение средств записывается по дебету. На расчетном счете произошло уменьшение денежных средств. Этот счет также активный. Уменьшение на активных счетах отражают по кредиту, следовательно, эту же сумму операции необходимо записать в кредит счета «Расчетный счет».
Составим бухгалтерскую запись:
Дт сч. «Касса» Кт сч. «Расчетный счет» - 250000 р.
Операция 2
Из кассы предприятия выдана заработная плата в сумме 250000 р. В результате этой операции уменьшилась сумма денег в кассе, счет «Касса» - активный. Следовательно, сумму операции следует записать по кредиту счета «Касса». В результате выдачи заработной платы задолженность предприятия перед работниками уменьшилась на 250000 р. Следовательно, это уменьшение на пассивном счете «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражается по дебету. Составим проводку:
Дт «Расчеты с персоналом по оплате труда » Кт «Касса» - 250000р. На счетах запись будет выглядеть так:
Операция 3
Поступили на склад предприятия материалы от поставщиков на сумму 90000 р. В результате этой операции увеличился остаток материалов на складе. Счет «Материалы» - активный, согласно схеме активных счетов операции по увеличению отражаются по дебету счета. Одновременно увеличивается задолженность перед поставщиками. Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками » - пассивный, увеличение задолженности перед поставщиками отражается по кредиту.
Составим проводку:
Дт «Материалы» Кт «Расчеты с поставщиками» - 90000 р.
Операция 4
Начислена заработная плата рабочим и служащим предприятия.
а) рабочим за изготовление продукции -150000р.
б) работникам заводоуправления -100000р.
При начислении заработной платы увеличивается задолженность работникам по зарплате, сумма операции должна быть записана в кредит пассивного счета «Расчеты по оплате труда». При этом дебетуются активные счета «Основное производство» и «Общехозяйственные расходы».
Запись операции 4 на счетах
Дт «Основное производство» -150000р.
Дт «Общехозяйственные расходы» -100000р.
Кт «Расчеты с персоналом по оплате» -250000р.
Данная сложная проводка может быть записана двумя простыми:
Дт «Основное производство» Кт «Расчеты с персоналом по оплате» - 150000 р.
Дт «Общехозяйственные расходы» Кт «Расчеты с персоналом по оплате» - 100000р.
Самостоятельная работа № 10
Тема: Творческое задание: составление кроссвордов по теме « Счета и двойная запись на них»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- уяснение назначения счетов бухгалтерского учета;
- усвоение структуры счетов бухгалтерского учета;
- усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине
Методические указания
Прежде чем составить кроссворд, необходимо выписать основные термины и понятия по теме, а затем, следуя правилам составить кроссворд.
Самостоятельная работа № 11
Тема: Моделирование практических ситуаций процесса снабжения и составление бухгалтерских проводок по ним с использованием счетов 10, 15, 16
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- усвоение порядка принципов отражения в учете затрат по приобретению материально – производственных запасов;
- усвоение порядка формирования себестоимости приобретения производственных запасов.
Методические указания
При решении этого задания студентам предлагается самостоятельно смоделировать хозяйственные операции заготовления материально – производственных запасов, составить журнал регистрации хозяйственных операций и определить корреспонденцию счетов по каждой операции с использованием варианта учета материалов по учетным ценам.
Содержание операций Сумма, руб. Корреспонденция счетов
Д К
Акцептован счет поставщика за поступившие строительные материалы (по покупной стоимости) 120000 15 60
Отражен НДС по приобретенным материалам 21600 19 60
Акцепован счет транспортной организации за доставку материалов 5600 15 76
Отражен НДС, подлежащий уплате транспортной организации 1008 19 76
Оприходованы материалы по учетной цене 115000 10 15
Начислена заработная плата рабочим по разгрузке 12000 15 70
Начислены страховые взносы 4080 15 69
С расчетного счета перечислено:
Поставщику
Транспортной организации 141600
6608 60
76 51
51
Произведен налоговый вычет на сумму НДС 22608 68 19
Отражена сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от их учетной цены 26680 16 15
НДС по приобретенным материалам 120000*0,18=21600
НДС, подлежащий уплате транспортной организации 5600*0,18= 1008
Страховые взносы 12000*0,34= 4080
Сумма задолженности:
поставщику 120000+21600= 141600
транспортной организации 5600+1008= 6608
Налоговый вычет на сумму НДС 21600+1008= 22608
Фактическая себестоимость приобретения материалов
120000+5600+12000+4080=141680
Сумма отклонений фактической себестоимости приобретения материалов от их учетной цены 141680-115000=26680
Самостоятельная работа № 12
Тема: Составление схемы последовательности расчета фактической производственной себестоимости готовой продукции
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- усвоение порядка принципов отражения в учете затрат по производству продукции;
- усвоение порядка формирования и расчета фактической производственной себестоимости готовой продукции
Методические указания
При составлении схемы необходимо воспользоваться классификацией затрат на производство продукции по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции. По этому признаку все затраты делятся на прямые и косвенные.
Построение схемы нужно построить в последовательности отражения прямых и косвенных затрат и включения косвенных затрат в себестоимость продукции. Схему строить с использованием соответствующих счетов.
Самостоятельная работа № 13,14
Тема: Выполнение вариативного задания: «Учет хозяйственных процессов»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- усвоение порядка принципов отражения в учете затрат по приобретению материально – производственных запасов;
- усвоение порядка формирования себестоимости приобретения производственных запасов.
- усвоение порядка принципов отражения в учете затрат по производству продукции;
- усвоение порядка формирования и расчета фактической производственной себестоимости готовой продукции
- усвоение порядка принципов отражения в учете операций по продаже продукции;
- усвоение порядка формирования и расчета финансовых результатов о продажи.
Методические указания
По заданному варианту отразить хозяйственные операции бухгалтерскими записями, рассчитать фактическую производственную себестоимость готовой продукции и определить финансовый результат от продажи.
Для решения этого задания необходимо повторить темы «Учет процесса заготовления», «Учет процесса производства» и «Учет процесса продажи».
Журнал регистраций хозяйственных операций за ноябрь
Содержание операций Сумма, р,
Корреспонденция счетов
Дт Кт
1 2 3 4
Списаны материалы на изготовление продукции
54000
20 10
Начислена заработная плата основным производственным рабочим 200000 20 70
Начислена зарплата:
- персоналу цеха
- персоналу заводоуправления 160000
180000 25
26 70
70
Произведены отчисления на социальное страхование и обеспечение работников предприятия (34%) от заработной платы:
- производственных рабочих
- цехового персонала
- заводоуправления 68000
54400
61200
20
25
26 69
69
69
Начислена амортизация по основным средствам:
- основного производства
- цехового назначения
- общехозяйственного назначения 15000
9000
13500 20
25
26 02
02
02
Израсходовано на командировки администрацией предприятия 900 26 71
Включаются в себестоимость продукции:
- общепроизводственные расходы;
- общехозяйственные расходы. 223400
255600 20
20 25
26
Из производства выпущена готовая продукция. Определить ее фактическую себестоимость, если незавершенное производство на начало месяца было 30000р., а на конец – 45000р. 801000 43 20
Отгружена продукция покупателю 1100000 62 90
Израсходована тара на упаковку готовой продукции 1300 44 10
Начислена заработная плата рабочим за погрузку готовой продукции 7000 44 70
Отражены страховые взносы(34%) 2380 44 69
Коммерческие расходы включаются в полную себестоимость реализованной продукции 10680 90 44
Списывается фактическая себестоимость реализованной продукции 801000 90 43
На расчетный счет поступили платежи за реализованную продукцию 1100000 51 62
Отражена в учете сумма налога на добавленную стоимость по реализованной продукции 167800 90 68
Определить и списать результат от реализации продукции 120520 90 99
Сумма отчислений на социальное страхование и обеспечение работников предприятия (34%) от заработной платы:
- производственных рабочих 200000*0,34=68000
- цехового персонала 160000*0,34= 54400
- заводоуправления 180000*0,34=61200
- рабочим за погрузку готовой продукции 7000*0,34=2380
25
Д К
160000 223400
54400 9000 Об 223400 Об 223400
26 20 Д К Д К 180000 255600 Сн 30000 801000 61200 54000 13500 200000 900 68000 15000 Об255600 Об255600 223400 255600 Об816000 Об801000 Ск 45000
Фактическая производственная себестоимость =
= 30000+816000-45000=801000
44
Д К
1300 10680
7000 13500 900 Об 10680 Об 10680
90
Д К
10680 1100000
801000 167800 Об1100000 Об1100000
Финансовый результат от продажи продукции =
= 1100000- 10680-801000- 167800= 120520
Самостоятельная работа № 15
Тема: Составление кроссвордов по темам «Бухгалтерские документы» и «Учетные регистры»»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- уяснение сущности и назначения бухгалтерских документов и учетных регистров;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине
Методические указания
Прежде чем составить кроссворд, необходимо выписать основные термины и понятия по теме, а затем, следуя правилам составить кроссворд.
Самостоятельная работа № 16, 17
Тема: Составление презентационных материалов на тему: «Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине
Методические указания
В целях полного раскрытия темы презентации должны быть достаточно представительными.
Самостоятельная работа № 18,19
Тема: Выполнение реферативная работа на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности»
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине
Методические указания
Работу нужно начать с раскрытия сущности международных стандартов финансовой отчётности, показать необходимость международной стандартизации бухгалтерского учёта, цели реформирования бухгалтерского учёта в России, перечислить главные задачи реформирования бухгалтерского учёта в России. В работе необходимо указать документ, на основании которого регламентируется реформирование бухгалтерского учёта в России, и дать краткое его содержание.

Самостоятельная работа № 20
Тема: Чтение «Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) , составление конспекта.
Цели:
- формирование элементов профессиональных общих компетенций;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- содействие развития понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
- проявлять к своей профессии устойчивый интерес;
формирование кругозора о значимости бухгалтерского учета в системе управления предприятия;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой.
Методические указания
Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) установлен состав, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности, указаны требования, предъявляемые к отчетности, даны разъяснения по вопросу понятия отчетного периода для организаций. При изучении ПБУ необходимо законспектировать основные положения документа.