Сценарий внеклассного занятия по курсу Правильное питание на тему Молоко и молочные продукты


Внеурочное мероприятие «Молоко и молочные продукты»
Батурина Валентина Владимировна
Учитель начальных классов
МБОУ «Зональненская СОШ»
Томского района Томской области
2015 год
Молоко и молочные продукты.
Батурина В.В., учитель начальных классов
МБОУ «Зональненская СОШ», Томского района
Цель: Формирование представлений обучающихся о влиянии молока и молочных продуктов на здоровье человека.
Задачи:
Расширить знания детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона.
Рассказать об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.
Познакомить с молочными блюдами разных регионов страны.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация знаний, определение темы занятия.
Учитель: отгадайте загадку:
«Деток поит молоком, каждый с детства с ней знаком.
Вовсе даже не молчит, а от радости – мычит.
С виду, правда, чуть сурова, а зовут её… (корова)
Зачем древний человек много веков назад приручил это животное?
Люди научились использовать молоко 7000 лет назад. Корова даёт человеку бесценный продукт – молоко. Поднимите, пожалуйста, руку, кто из вас любит молоко. Молодцы! Молоко – это единственный продукт, созданный самой природой, который сопровождает человека непрерывно всю жизнь, с раннего младенчества до глубокой старости. Древние философы, не зная химического состава и физических свойств молока и наблюдая за его действием на организм, называли молоко «белой кровью», «соком жизни». Какова тема нашего занятия? (Молоко и молочные продукты). В народе говорят: «Молоко не пьёшь, откуда силы возьмёшь». Объясните, как вы понимаете смысл этой пословицы. В молоке есть все необходимые человеку вещества – белки, жиры и углеводы. Новорождённых детей мама кормит грудным молоком и этого им достаточно. Многие животные выкармливают своих детёнышей молоком. Они так и называются – млекопитающие. Назовите таких животных. А вы знаете, что употребляют в пищу не только коровье, козье и овечье молоко. Доят в разных странах лошадей, буйволиц, верблюдиц, ослиц, самок яков и оленей…
3. Исследовательская деятельность. (Все дети получают по стакану молока)
Рассмотрите молоко, определите цвет, запах, попробуйте на вкус. Сделаем вывод: молоко – это жидкость белого цвета, с приятным запахом, слегка сладковатое, потому что в нём есть углеводы. На стенках стакана остались жирные капельки, значит, в молоке есть жир, поэтому оно сытное и питательное. Молоко является самым полноценным продуктом питания. В нем сосредоточено свыше 200 различных ценнейших компонентов: 20 благоприятно сбалансированных аминокислот, свыше 147 жирных кислот, молочный сахар – лактоза, очень богатый ассортимент минеральных веществ, микроэлементы, все виды витаминов, пигменты, фосфатиды, стерины, ферменты, гормоны и другие вещества. Все эти вещества находятся в нем в наиболее благоприятных соотношениях для организма человека. Молоко не только ценный пищевой продукт, но и важное лечебное средство. Оно полезно при истощении, малокровии, при болезнях печени, почек, при самых различных заболеваниях сердца и кровеносных сосудов, при атеросклерозе и гипертонической болезни. Особенно полезно молоко коз, овец, оленей. Всего в молоке 20 видов витаминов. Молоко является спасительным средством для укрепления зубов, особенно детских, так как оно содержит кальций - строительный материал костной ткани. Научно доказано: применение «молочного» кальция эффективнее, чем использование его в таблетках. Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.
4. Игра – соревнование. Какие молочные продукты можно получить из молока? Напишите на листочках названия молочных продуктов. (Подводятся итоги, выявляется победитель) Из молока можно получить кефир, закваску, творог, сметану, сливки, масло, творожную массу, сырки, сгущенное молоко, йогурт, молочные коктейли, ряженку, простоквашу. (На доске появляются названия молочных продуктов и иллюстрации к ним)
Физкультминутка. Дети выполняют ритмичные движения под песню «33 коровы»
5. Беседа. Как же из молока можно получить такие вкусные молочные продукты? Посмотрите на прибор, который называется сепаратор. С помощью его из молока получают сливки, сметану, масло. Вспомните сказку Л.Н.Толстого о лягушке, попавшей в кувшин с молоком. Лягушка не хотела тонуть, изо всех сил перебирала лапками. Постепенно молоко превратилось в сливки, потом в густую сметану и, наконец, в масло. Так лягушка и выбралась из кувшина. А вам интересно узнать, как молоко превращается в кефир? Кефир, творог, сыр – это кисломолочные продукты, чтобы их получить, необходимо добавить закваску, в которой много бактерий. Эти бактерии называются молочнокислыми, они очень полезны. К кисломолочным напиткам относятся простокваша, кефир, ацидофилин, а также национальные кисломолочные напитки – айран, кумыс, мацони. Кумыс – напиток, распространённый в Казахстане, Татарстане, Узбекистане. Он готовится из молока кобылиц, коров, коз. Кумыс обладает лечебными свойствами. Мацони, катык, айран – разные названия одного и того же напитка, приготовленного из кипяченого молока, путём заквашивания. Распространён среди жителей Закавказья, Киргизии, Башкирии, Азербайджана. Тарак – напиток получается при смешивании овечьего, козьего и коровьего молока, иногда добавляют молоко верблюдицы. Каймак –кисломолочный продукт, подобный сметане.
6. Работа в группах. Класс делится на 4 микрогруппы. Задание: раскрасить рисунки и выяснить, какие питательные вещества есть в данных продуктах: 1 группа – в молоке, 2 группа – в сыре, 3 группа – в сметане, 4 группа – в твороге.
Вывод: в молочных продуктах присутствуют углеводы – топливо для клеток, белки – стройматериалы для строительства клеток, жиры – продовольственные и топливные склады, вода, витамины, минеральные вещества. Значит, молочные продукты должны ежедневно входить в рацион питания каждого человека, особенно детей.
7. Работа с интерактивной доской.
Расскажите, люди каких профессий работают на ферме, что они делают. Соедините начало и окончание предложения. Какая профессия лишняя?
Ветеринар ухаживает за животными
зоотехник доит и ухаживает за ними
скотник лечит животных
дровосек разводит животных
доярка
8. Отгадайте загадки и решите кроссворд.
4 1 2 5 7 8
3 6 1.В руках у Вани зима в стакане…(мороженое)
2.Я не сливки, не сырок, белый вкусный…(творожок)
3.Верхний слой молока, любимое лакомство кота…(сливки)
4. Жирная, густая, назвалась…(сметана)я
5. Жидкое, а не вода, белое, а не снег…(молоко)
6. Знаменит он на весь мир, вкусный, кисленький… (кефир)
7. Мы на хлеб его намажем и добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно, бело-жёлтые кусочки… (масло)
8. Я удалый молодец, знаменитый…(варенец)
9. Чуть сметанки в молоко и заквасилось оно. Любят Саши, любят Даши, есть на ужин…(простоквашу)
Какое слово получилось? (простокваша). Этот продукт стимулирует перистальтику кишечника, усиливает секрецию желудочного сока, функцию поджелудочной железы, превосходно переносится практически всеми людьми. Чрезвычайно легко переваривается. Молочнокислые бактерии, оказавшись в кишечнике, способствуют нормализации его микрофлоры, что при современном образе жизни крайне важно. Простокваша – незаменимый и полезный кисломолочный продукт. Ежедневное ее употребление принесет здоровье.
9. Конкурс «Молочный ресторан» Участники конкурса определяют название молочного коктейля, пробуя его с завязанными глазами. (Абрикосовый, банановый, ананасный и апельсиновый.)
10. Конкурс «Угадай сказку». Речь о молоке идёт во многих сказках. По отрывку определите название сказки и её автора.
1.«Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам. – Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди». Русская народная сказка)
2. «Я бы дяде Федору рубашку красивую купил. А тебе, Матроскин, – сепаратор для молока». («Дни рождения в Простоквашино» Э. Успенский)
3. «Тотчас она молока для него надоила и в благодарность еще волчонка подарила. Иван – королевич волчонка отдал в охоту, а молоко принес к жене; а жена, было, надеялась: авось муж пропадет! Пришел и нечего делать, волчьим молоком умылась, окатилась и с постельки встала, как ничем не хворала. Муж обрадовался». («Звериное молоко». Русская народная сказка.)
4. «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла. Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку, из копытечка – во сыру землю!»
(«Волк и семеро козлят». Русская народная сказка)
5. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко». Русская народная сказка)
11. Рефлексия. Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, кому понравилось занятие. Продолжите предложение: Я узнал…Я понял.. Я буду каждый день…Я расскажу о…
Ежедневно, непременно, с аппетитом нужно есть, каждый день:
Йогурт, сыр и простоквашу, молоко, кефир и кашу, масло сливочное тоже,
И сметану, и творожник, и молочные сосиски, для худых полезны сливки.
Ежедневно, непременно, надо есть всё, что полезно.
Список литературы.
- программа «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, «Нестле России», 2007г.;
- рабочая тетрадь для школьников «Две недели в лагере здоровья», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, 2007г., «Нестле России»;
- ИКТ;
- «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы», 2007г., Москва «Вако», авторы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко;
Интернет ресурсы - http://www.ja-zdorov.ru