Работа над текстом на уроках литературного чтения в начальных классах (из опыта работы)


Работа над текстом на уроках литературного чтения в начальных классах
Из опыта работы
Заикина Анна Николаевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№11» с.АлексеевскоеБлагодарненский район
Одним из важных уроков в начальной школе является , безусловно, литературное чтение. Но не секрет, что уже в первом классе дети, едва научившись читать, уже теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых.
Учителю необходимо не только поддерживать интерес, но и развивать его от урока к уроку.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, осуществлять межпредметную связь уроков чтения с уроками русского языка, окружающего мира, большое внимание уделять словарной работе, чаще использовать творческие задания, сочетать коллективную, индивидуальную работу, работу в группах и парах.
Из своей практики хочу поделиться тем, как я провожу работу над текстом на уроках литературного чтения и приведу примеры различных видов работы с ним.
1.Чтение всего текста.(по заданию учителя)
2.Чтение, деление на части, составление плана.
3.Чтение по готовому плану.
4.Чтение скороговорок, каждый раз увеличивая темп.
5.Найти и прочитать нужную строку в тексте.
6.Чтение за взрослым.
7.Чтение в парах (один хорошо читающий ученик и один слабочитающий)
8.Учитель выбирает проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимой информации, предлагает найти ответ на этот вопрос в тексте.
9.Чтение вполголоса.
10. Нахождение и чтение отрывка к рисунку.
11.Чтение отрывка , к которому можно подобрать пословицу.
12.Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
13.Беседа с сопровождением выборочного чтения.
14.Высказывание своих собственных суждений о прочитанном.
15.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
16.Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.
17. «Живая картинка»(один ученик читает, другой мимикой реагирует на услышанное)
18.Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго , с мольбой, досадой ,с восхищением, радостно, весело, печально…
19.Конкурсное чтение стихотворений и оценка учащимися.
20.Нахождение в абзаце самого длинного слова.
21.Чтение и пометка непонятных слов.
22.Чтение слов и предложений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
23.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).
24.Комбинированное чтение (учитель-учащиеся хором, по очереди: мальчики-девочки)
25.Чтение текста , аучащиеся придумывают свое окончание .
26.Чтение и оценка поступков героев, их характеристика.
27.Чтение и различные виды пересказа(близкий к тексту, выборочный, краткий, пересказ по плану)
К тексту на уроке дети возвращаются много раз, получая все новые задания. Благодаря использованию выше описанных видов работы над текстом достигаются значительные результаты в усовершенствовании уроков литературного чтения.