Мастер – класс «Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»


Мастер – класс
«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов
1 квалификационной категории Янгунаева София РяшитовнаЦель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса:
ОргмоментДобрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным.
2 .Мотивация к мастер-классу.
-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева. Но прошу Вас смотреть внимательно.(просмотр отрывка)
-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
3.Работа по теме.
.-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ). Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали ? (Коммуникативные, познавательные)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.
-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают) Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).
-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте голубые листы. Читаем.
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.
-Давайте узнаем, а что же родители?
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. -Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всегочто мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы) А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
-Спасибо за внимание.