Брошюра к урокам литературного чтения Развитие оптимального чтениядля 1-4классов

Есильская средняя школа. Астраханский район. Акмолинская область.


Развитие оптимального
чтения.

Подготовила: Доценко Наталья Николаевна
( учитель начальных классов)

2015 год



















Содержание.
1. Пояснительная записка. 4-6
2. Резервы обучения чтению. 7-16
2.1. Частота тренировочных упражнений.  7
2.2. Жжужащее чтение. 7 - 8
2.3. Чтение перед сном, щадящее чтение. 8
2.4. Работа над оперативной памятью. 9 - 14
2.5. Таблица самозамеров. 14
2.6. Многократное чтение. 15 - 16
3. Тренировочные упражнения. 17-26
4. Комплекс упражнений 26-28
5. Эффективные резервы обучения чтению 29-32

6. Расширение угла чтения. 33-35

7. Сравнительные таблицы. 35-36

8. Используемая литература. 37

1. Пояснительная записка.
Работая в начальных классах я столкнулась с тем, что техника чтения у моих учеников очень низкая. Это сказывалось не только на уроках чтения, но и на других предметах. Да и сами ребята, после проверки чтения были в удрученном состоянии. Первое, что мы сделали, это обсудили с ребятами, почему это произошло, выяснили причины и пришли к выводу, мало стали читать. Увидев интерес детей к тому, чтобы повысить свою технику чтения, мы стали проводить ежедневные пятиминутки чтения. На уроках чтения и природоведения я стала использовать такие упражнения, как «Буксир», упражнения на многократное чтение. На уроках русского языка мы писали зрительные диктанты. Стали регулярно проводить самозамер скорости чтения и записывать результат в дневник. Изо дня в день, на каждом уроке чтения проводилась эта работа. В конце недели я проводила срез техники чтения за неделю и этот результат вывешивался в уголок, чтобы дети смогли сравнивать свою скорость чтения с другими. Вначале я проводила это еженедельно, затем раз в месяц, а затем только в начале и в конце четверти. Также на родительских собраниях знакомила родителей с такими видами упражнений для развития скорости чтения, как чтение в щадящем режиме. Доказывала, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, чтение перед сном. Хочу отметить, что не все родители могут компенсировать недоработки в этом плане, и вся работа над скоростью чтения тогда ложится на плечи учителя. Анализируя работу, я пришла к выводу, что в течение учебного года, когда работа шла над совершенствованием техники чтения, был и рост у учеников. Но начался новый учебный год, и снова я столкнулась с проблемой, что летом дети почти не читают, а отсюда и техника чтения не увеличивается, а уменьшается. То есть у учащихся слабо сформирован интерес к книге и слабо развита мотивационная сфера. Столкнувшись с этой проблемой, я выдвинула перед собой задачи:
Работу над оптимальным чтением начинать с 1 класса. Для этого мне нужно иметь достаточно полное представление о степени подготовленности детей, иметь психологический портрет, провести диагностику, на базе этого правильно организовать занятия, наиболее рационально использовать на уроках и во внеурочное время диагностический материал.
Составить график чтения сразу на 4 года, так как дети должны видеть вершину, к которой устремлен их труд.
Больше внимания уделять детской книге, стараясь уже с 1 класса заинтересовать сначала рассматриванием картинок, зажечь желанием узнать о содержании книги подробно. Для этого надо прочитать текст.
Продолжить работу с родителями, для этого показать отдельные виды упражнений, научить выбирать книгу для ребенка.
Эту работу я сейчас продолжаю выполнять по вышеуказанному плану. У меня сейчас второй класс. Дети с первого класса выполняют эти упражнения, и техника чтения повышается.
Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение – мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».




2. Резервы обучения чтению.
 2.1. Частота тренировочных упражнений. 
Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает – то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие–то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. К этому относится домашняя тренировка чтения произведения порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час, два, еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа, полутора за один прием.
2.2 Жужжащее чтение.
Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто–то быстрее, а кто–то медленнее.
 2.3. Чтение перед сном, щадящее чтение.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку, отдохнул и т.д. многочисленные эксперименты показывают, что даже в 5 классе ребенок может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения.



2.4. Работа над оперативной памятью.
Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитал до третьего, четвертого, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т. Федоренко, имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если предложение содержит два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть, из 8–9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
Зрительные диктанты /по И.Т. Федоренко/

Предложения
число букв
Время экспозиции

 
 
 
 

набор №1

 
 
 
 

1
Тает снег
8
4

2
Идет дождь
9
4

3
Небо хмурое
10
5

4
Коля заболел
11
5

5
Запели птицы
11
5

6
Поле опустело
12
6

 
 
 
 

набор №2

1
Трещат морозы
12
6

2
Я ищу землянику
13
6

3
В лесу росла ель
13
6

4
Наступила осень
14
7

5
Дни стали короче
14
7

6
В лесу много берез
15
8

 
 
 
 

набор №3

 
 
 
 

1
Прилетели птички
15
8

2
Ярко светит солнце
16
8

3
Лида вытерла доску
16
8

4
Весело бегут ручьи
16
8

5
Подул резкий ветер
16
8

6
Зоя прилежно учится
17
8

 
 
 
 

набор №4

 
 
 
 

1
Дятел дробил дерево
17
8

2
Я хочу посадить цветы
18
7

3
Иней запушил деревья
18
7

4
Без воды цветы завянут
19
7

5
Пролетело жаркое лето
19
7

6
Возле дома посадили ель
20
7

 
 
 
 

набор №5

 
 
 
 

1
Солнышко светит и греет
20
6

2
Федя решал задачу у доски
21
6

3
Загорелась в небе зорька
21
6

4
На деревьях сверкал иней
21
6

5
Город Киев стоит на Днепре
22
6

6
В лесу собирают землянику
22
6

 
 
 
 

набор №6

 
 
 
 

1
Зимой река покрылась льдом
23
5

2
Мальчик подарил маме цветы
23
5

3
Дежурные стерли пыль с доски
24
5

4
Колхозники работают на лугу
24
5

5
На огород забрались цыплята
24
5

6
Мы жили возле березовой рощи
24
5

 
 
 
 

набор №7

 
 
 
 

1
Небо покрылось серыми тучами
25
4

2
Дети посадили во дворе акацию
25
4

3
Бабушка купила внуку букварь
25
4

4
Землю согрело теплое солнышко
26
4

5
Моя сестра работает на фабрике
26
4

6
Ласково грело весеннее солнце
26
4


Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона и предлагает ученику записать его в тетради.
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.
Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.
За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.
Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому делайте замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту и подсчитывает количество прочитанных слов, записывает в “Таблицу достигнутых результатов”.
2.5 Таблица самозамеров.

Самозамер техники чтения дети проводят один раз в неделю. Для этой работы в конце урока оставляю 3 - 4 минуты.  Результаты дети  записывают в таблицу.
Таблица результатов проверки техники чтения


Ф. И. ученика
Дата,




2.6. Многократное чтение.
Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем, и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечению минуты каждый из учеников отмечает. До какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает. До какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто–то на 2 слова, кто–то на 5, кто–то на 15 слов больше). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется прочитать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, то есть использовать следующие упражнения: чтение в темпе скороговорки, задача которого – развитие артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительному чтению здесь понижены, но зато повышены требования к четкости проговаривания окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинаем следующее упражнение: прочитать текст, но чуть–чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста.  И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей ненадолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через 2–3 недели, чтение ребенка заметно улучшится.





3. Тренировочные упражнения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Буксир».
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах чтения учеников (80-160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком–либо слове и повторение его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю. Упражнения вводятся для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:
арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС



Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Чтение гласных на выдохе.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В первой таблице читаем просто на выдохе гласные. Во второй таблице читаем и увеличиваем поле зрения.



Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций.

4. Комплекс упражнений разработанных группой педагогов и психологов.

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них:
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, использовать упражнение “Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях.

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.
Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная, крутая и длинная горка была


Восполнение пропусков букв в словах:

Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Поиск в тексте заданных слов:

Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

“Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

“Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.





Расширение угла чтения.

Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.
Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

Использование таблицы Шульте.

Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..
Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

3-------4--------7

10--------5---------41

24------------6-------------55

45---------------8----------------94

36-------------------9-------------------14

87---------------------------19---------------------------79

Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.

Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

В заключение подчеркну, что постоянно применяя описанные в этой статье «учительские секреты», результаты техники чтения Вашего ребенка будут ощутимые.
7. Таблица замеров родителями, сравнительные таблицы.

Также в повышении техники чтения нам помогали родители, они делали замеры и результаты записывали в таблицы.

Замеры для родителей
сентябрь
Подпись родителей
октябрь
Подпись родителей

Про себя





Вслух







У всех детей заведены папки с упражнениями, по которым они работают на уроках.
Используя вышеуказанные упражнения, техника чтения детей повышалась. Приведу примеры техники чтения в сравнении.







2008 - 2009 , 2010 – 2011года.
3 класс
9 учеников

1 полугодие
4 – выше нормы
2 – норма
3 – ниже нормы

2 полугодие
6 – выше нормы
1 – норма
2 – ниже нормы

4 класс
9 учеников

1 полугодие
5 – выше нормы
2 – норма
2 – ниже нормы

2 полугодие
6 – выше нормы
2 – норма
1 – ниже нормы


2012 - 2013 , 2014 – 2015 года.
1 класс
12 учеников

1 полугодие
10 – выше нормы
2 – ниже нормы

2 полугодие
7 – выше нормы
3 – норма
2 – ниже нормы

2 класс
10 учеников

1 полугодие
7 – выше нормы
3 – ниже нормы

2 полугодие
8– выше нормы
2 – ниже нормы

Используемая литература.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Начальная школа 1990 №8 с.52-62
Квашнин Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. Начальная школа 1990 №8 с.52-62
Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. Начальная школа 1989 №12 с.27-31
Интернет ресурсы.











































Доценко Н. Н.


13 PAGE \* MERGEFORMAT 143215




ЧТЕНИЕ ГЛАСНЫХ НА ВЫДОХЕ - Конспект урока Развитие навыков беглого чтения15