Конспект консультации для родителей учащихся после кохлеарной имплантации на тему: «Взаимодействие семьи и школы в работе с детьми после кохлеарной имплантации»

Конспект консультации для родителей учащихся после кохлеарной имплантации, зачисленных в логопункт образовательной организации на тему:

«Взаимодействие семьи и школы в работе с детьми после кохлеарной имплантации»

Цель: дать родителям первоначальные знания о важности взаимодействия семьи и, о методах и приемах развития речи ребёнка после кохлеарной имплантации.

В последние годы увеличивается количество детей после кохлеарной имплантации. В настоящий момент, когда в системе российского образования активно развиваются интеграционные и инклюзивные процессы, поднимается роль, значимость и ответственность семьи, в которой такой ребенок воспитывается. Развитие ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей по-прежнему остается самой сложной проблемой.
Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которые его окружают, и прежде всего с родителями. Оно влияет не только на психическое, но и на физическое развитие. После проведения операции по кохлеарной имплантации перед семьей в целом и перед ребенком в частности встает множество проблем, которые необходимо решать в течение длительного периода времени. Конечно, многое зависит от специалистов, проводящих реабилитацию имплантированного ребенка. Но коррекционно-педагогическая работа с их стороны может дать ожидаемый результат только при тесном и эффективном сотрудничестве с родителями и близкими ребенка. Это обусловлен тем, что овладение ребенком языковой системой в норме происходит в течение всего дня, а наши школьники проводят в семье большую часть времени. Только занятий с педагогами недостаточно для того, чтобы процесс реабилитации стал успешным. Но многие родители весьма смутно представляют себе особенности обучения и воспитания детей после кохлеарной имплантации. Часто из-за своего неведения родители оказываются перед неразрешимыми проблемами в воспитании и обучении ребенка
Как же родители и близкие могут помочь своему имплантированному ребенку?
В домашней непринужденной обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. И результаты будут положительными, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, педагогически и методически правильно, а не стихийно, эпизодически, от случая к случаю.
Знание требований к устной речи имплантированных детей – непременное условие успеха в этой работе. Речь должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной. Большое значение имеет обучение чтению и чтение книг в семье.
Необходимо правильно дозировать нагрузку во время занятий. Неумеренная нагрузка, приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.
Избежать перегрузок помогает игра. Она является естественной потребностью ребенка. В игре можно быстро и основательно сформировать и закрепить у ребенка понятия, которые довольно сложно дифференцируются в его речевой практике, через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о взаимосвязи явлений и событий.
        Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют  мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.
Игры подбираются совместно с учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.
Название игры
Цель игры

«Один - много»
закрепить умение образовывать существительные множественного числа

«Какой предмет лишний», «Назови кто (что) это?»
расширять словарь по теме, умение подбирать обобщающие слова

«Чего не стало?»
развивать внимание и зрительную память, активизировать словарь по теме

«Живые картинки»
закрепить умение согласовывать части речи

«Скажи какой (какая, какие)?»
употребление в речи имён прилагательных

«Шумовые коробочки»
развивать слуховое внимание

«Кто, что делает?»
обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами)

«Добавь слово»
закрепить умение классифицировать

«Посмотри вокруг», «Где сейчас машина»
закрепить умение употреблять предлоги

Дети должны повторять слова, фразы несколько,  исправлять ошибки ребенка, добиваться правильного формулирования  предложения. И как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха  освоения речи ребенком. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой.
Помимо обучения родители должны стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье. Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

Список литературы
1.Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Санкт-Петербург «КАРО» 2005.
2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи 2010.
3.Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи 2010.




15