Рекомендации к оформлению мультимедийной презентации


Рекомендации
к оформлению мультимедийных
презентаций
Разработчик:
Гелюх И.К., секретарь методического кабинета
ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»

Макеевка, 2016 г.
В настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления уже недостаточно просто рассказать текст доклада. Слушатели непременно захотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи, просмотреть видеоролики, прослушать видеоклипы.
Поэтому в наше время трудно представить демонстрацию чего-либо без использования презентации, которые стали необходимы в разных сферах деятельности людей.
Использование презентации – это в определенной мере залог успеха, так как перед всеми участниками процесса создания открываются новые пути в развитии мышления, творческих способностей, предоставляются новые возможности для обучения и творческого роста.
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации.
Наиболее распространенными программными средствами для создания мультимедийных презентаций являются приложения Microsoft PowerPoint и OpenOffice.org Impress.
Нельзя забывать, что презентация – это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации.
Для этого нужно соблюдать этапы создания презентации:
  I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Планирование презентации включает в себя:
1.      Определение целей.
2.      Сбор информации об аудитории.
3.      Определение основной идеи презентации.
4.      Подбор дополнительной информации.
5.      Планирование выступления.
6.      Создание структуры презентации.
7.      Проверка логики подачи материала.
8.      Подготовка заключения.
II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включающие содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Основные принципы разработки мультимедийных презентаций:
Оптимальный объем (зависит от цели, для которой создается презентация, от предполагаемого способа ее использования, а также от контингента слушателей (их возраста, подготовки и т.п.));
Доступность (значение всех новых терминов должно быть разъяснено)
Научность (необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе);
Учет особенностей восприятия информации с экрана (в презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов);
Эстетичность (немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов);
Динамичность (необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов).
Содержание слайдов мультимедийной презентации
1-й слайд
Содержит наименование учреждения образования, название работы, Ф.И.О. автора, группу, специальность, Ф.И.О. и должность научного руководителя.
2-й слайд 
Содержание работы. Объем не более одного слайда. 3-й слайд. 
Актуальность работы. Объем не более одного слайда.
4-й слайд. Содержит цель работы.
5-й слайд. Содержит задачи работы.
6 … n слайды. Основная часть.
n+1 слайд – Выводы;
n+2 слайд – Список использованных источников;
n+3 слайд – Презентация завершается повтором титульного листа, без слов благодарности!
Общие требования
На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
Количество слайдов должно быть не менее 10 и не более 20;
При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда.
Необходимо использовать максимальное пространство слайда. При этом учитывая края слайда, чтобы текст был расположен симметрично по левому и правому краям слайда.
Каждый слайд должен иметь заголовок.
6.1.Заголовки на всех слайдах должны быть выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер);
6.2.Текст заголовка должен быть размером не менее 24 пунктов;
6.3. Точка в конце заголовка не ставится;
6.4. Заголовки должны быть краткими.
7. Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
 с текстом;
 с таблицами;
 с диаграммами.
Неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн презентации не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход.
Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями, не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных) и достигала своих целей, необходимо соблюдать ряд правил ее оформления.
Правила использования текстовой информации
Не рекомендуется:
использовать переносы слов;
использовать наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков;
повторять текст, который докладчик произносит вслух (зрители прочитают его быстрее, чем расскажет докладчик, и потеряют интерес к его словам).
Рекомендуется:
сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста: короткие тезисы, даты, имена, термины — главные моменты опорного конспекта;
использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных;
использование нумерованных и маркированных списков вместо сплошного текста;
отделение элементов списка точкой с запятой. В конце списка ставится точка;
после двоеточия все элементы писать с маленькой буквы;
использование табличного (матричного) формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;
тщательное выравнивание текста, буквиц, маркеров списков;
горизонтальное расположение текстовой информации, в т.ч. и в таблицах;
каждому положению, идее должен быть отведен отдельный абзац текста;
основную идею абзаца располагать в самом начале — в первой строке абзаца (это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли абзаца);
Правила шрифтового оформления
Для оформления презентации рекомендуется использовать шрифты без засечек: Arial, Arial Black, Arial Narrow, Comic Sans MS, Verdana;
Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст), шрифт менее 18 пунктов плохо читается при проекции на экран;
Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
Не стоит создавать надписи с помощью объектов WordArt, так как они ухудшают восприятие слайдов;
 Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных);
Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру.
Правила выбора цветовой гаммы
Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Правила использования фона
Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее.
Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет.
Для фона предпочтительны холодные тона.
Вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать плавный градиентный переход гармонично сочетающихся цветов, мягкую (неконтрастную) текстуру или нейтральный фон.
Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз и снижает эффективность восприятия материала.
Правила использования графической информации
Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Графика (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы) должна органично дополнять текстовую информацию или передавать ее в более наглядном виде.
Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.
Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Для этого все изображения, помещаемые в презентацию, должны быть предварительно подготовлены в графическом редакторе.
Недопустимо:
искажение пропорций;
нарушение тонового и цветового баланса фотоизображений;
использование изображений с пониженной резкостью;
использование необработанных сканированных изображений; например — изображений с «грязным» (серым, желтым) фоном вместо белого, неконтрастных, размытых и т.п. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная надпись преимущественно располагается под рисунком.
Изображения лучше помещать левее текста: поскольку мы читаем слева- на- право, то взгляд зрителя вначале обращается на левую сторону слайда.
Необходимо четко указать все связи в схемах и диаграммах.
Правила использования звукового сопровождения
Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации, оно не должно отвлекать внимание от основной (важной) информации. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку;
Если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (мелодий, песен) приводит к быстрой утомляемости слушателей, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.
Необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным.
Также осторожно следует использовать звуковые фрагменты в презентациях, сопровождаемых докладчиком.
Правила использования анимационных эффектов
Анимация объектов должна проходить автоматически. Анимация объектов «по щелчку» не допускается;
 Следует использовать эффекты анимации в середине слайда и при изменении слайда;
Не допускается использование побуквенной и аналогичной анимации текста, а также сопровождение появления текста звуковыми эффектами (из стандартного набора звуков Power Point);
Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п.;
В титульном и завершающем слайдах использование анимации объектов нежелательна;
Анимация не должна быть слишком активной;
Излишнее использование анимации занимает много времени, мешает логике восприятия содержания, чрезмерное количество анимационных объектов.