Урок Литосферные плиты 6 класс


Урок № 25
Тема: «Строение литосферы, ее свойства. Литосферные плиты, следствия их перемещения».
ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о современных учениях происхождения и эволюции литосферы.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формировать у  учащихся понятия о  литосфере и  земной коре.
2.Расширить и углубить знания о строении литосферы.
Развивающие:
1. развивать умение выделять  главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь.
2.Продолжить формировать умение анализировать картографические материалы.
3.Продолжить работу над развитием познавательных потребностей учащихся через самостоятельную работу в парах
Воспитательные:
1.Воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
2.Воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Оборудование: схемы «Внутреннее строение Земли», «Строение земной коры», учебник, контурные карты.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Компетентности: социальная, коммуникативная, информационная.
Ход урока: 
I. Организационный момент.
Проверка готовности наглядности и учебных пособий. Психологический настрой на сотрудничество.
 Здравствуйте, садитесь. Назовите отсутствующих. У Вас на столах лежат карточки на которых напечатаны смайлики «настроения». По этим смайликам я смогу узнать кому было интересно на уроке, а у кого-то после урока испортилось настроение. Отметьте свое настроение в начале урока:
отличное плохое хорошее.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов поэта Степана Щипачева:
Хребтами горбились породы,Взрывались, плавились кипя, —И миллионы лет природа лепила самоё себя.
Поэт С. Щипачев образно сказал о том, что природные процессы - это главное в создании облика земной поверхности. О каких природных процессах говорится в его стихотворении?
В какой оболочке Земли происходят перечисленные в стихотворении процессы? (Литосфере).
- Тема нашего урока “ Строение литосферы, ее свойства. Литосферные плиты, следствия их перемещения”.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Как вы думаете, в ходе урока мы познакомимся с какими понятиями? ("литосфера ", "литосферная плита"). А еще вы научитесь анализировать причины и следствия движения литосферных плит.
1.Давайте поиграем в игру «Закончите предложения».
1)Земная кора-это…
2)Астеносфера находится в …
3)Материковая земная кора включает в себя...
4)В океанической земной коре отсутствует слой…
5)Самый тонкий слой Земли – это……..(земная кора)
6)С греческого переводится как «покрывало»…..(мантия)
7)Слой, занимающий самую большую долю в общем объёме
планеты…..(мантия)
8) Самый горячий слой …(ядро)
9)Самый твёрдый слой … (земная кора)
II. На прошлом уроке мы схематично изучали строение земной коры. Одинаковое ли строение у земной коры? Что общего в строении материковой и океанической земной коры,
назовите отличия в их строении.

Ребята, «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность» 
У вас на столах лежат технологические карты. Прочтите задания и самостоятельно, используя наш путеводитель – технологическую карту выполните все задания самостоятельно. На эту работу я отвожу 10-15 минут.( Подробно разобрать с обучающимися все задания)
Технологическая карта.
Задание 1.
Прочитай материал учебника на стр.69-70 пункт « Из каких блоков состоит литосфера»
Вспомните, что такое «земная кора», «литосфера»
Пользуясь учебником дополни: литосферные плиты - это… (правило запиши в тетрадь)
Задание 2
Обсуди (работа в парах):
1.В чем различие между материковой и океанической земной корой?
Задание3.
А) Тестовые задания. Выберите правильный ответ.
1.Земля состоит из :
а) Ядра и мантии                                            
б) Мантии и земной коры                                
в) Ядра, мантии и земной коры
 г) Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из :
а) Одного слоя
б) Двух слоев
в) Трех слоев
3. Земная кора бывает:
а) материковая и океаническая
б) равнинная и океаническая
в) морская и материковая
4. Общая мощность материковой коры
а) 0,5 –12 км
б) 50 –100 км
в) 35-40 км
5. Какой слой отсутствует в океанической коре?
а) гранитный
б) осадочный
в) базальтовый
 Б) Подберите пару. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.
I.
1.Каменная оболочка Земли.
2.Воздушная оболочка Земли.
3. Водная оболочка Земли.
4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.
а) Атмосфера               в) Литосфера
б) Гидросфера             г) Биосфера
II.
1. земная кора океанического типа;
2. материковая земная кора;
3. мантия;
4. ядро.
а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;
б) температура +2000°С , состояние вязкое, ближе к твердому;
в) толщина слоя 5—10 км;
г) температура +2000...+5000°С , состояние твердое, состоит из двух слоев.
III. Опрос обучающихся по заданиям технологической карты.
IV. Изучение нового материала. Рассказ учителя.
Рассказ учителя
Итак, прочтя материал учебника мы видим, что литосфера-это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии. Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких. Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой. Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом. Они непрерывно медленно движутся и несут на себе материки и океаны. Средняя толщина тектонических плит составляет около100 км. Благодаря открытию этих плит и их движению наше представление о Земле полностью изменилось.
Плиты включают материковую и океаническую земную кору. Плиты лежат на пластичном, мягком слое астеносферы, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Плиты медленно раздвигаются в районе разломов на 1-10см в год. Почему разломов больше в океане? (в океане земная кора тоньше)
Почему мы не наблюдаем разломов? (потому что лава застывает и залечивает раны)
В результате расхождения литосферных плит образуются срединно-океанические хребты, а столкновения приводят к образованию нескольких форм рельефа. Процессы, происходящие в литосфере, оказывают влияние на внешний облик планеты. Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. В этой зоне расположено большинство действующих вулканов, происходят 95% землетрясений.
Работа рис 44 стр.70
1.Назовите крупные литосферные плиты.
(Евразиатская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Индо-Австралийская и Тихоокеанская)
2. Какими типами земной коры они образованы?
Физкультминутка « Да-да, нет-нет, ай-ай» 
 
V. Обобщение материала . Первичная проверка усвоения знаний.
Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.
1)Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.
2)Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.
3)Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.
4)Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).
5)Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.
6)Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…
VI. Работа на контурных картах.
Отметить границы крупных литосферных плит, подписать их ручкой и разукрасить разными цветами.

VII .Рефлексия
На карточках «настроения» отметьте какое у вас настроение в конце урока:
отличное плохо хорошее

VIII. Домашнее задание: 1. читать с. 69-70 учебника. 2.Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере. 3.Творческое задание ( по желанию) – Сделать из пластилина макет «Внутреннее строение Земли».