Урок биологии в 6 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)


Методическая разработка урока биологии в 6 классе
(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
учителя географии МОБУ ООШ№29 посёлка Весёлый муниципального образования Лабинский район
ИВЛЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ


ТЕМА УРОКА: Дыхание растений
Образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания.
Развивающая – продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, используя приёмы «знаю, хочу знать, узнал»; выделять главное, обобщать, проводить аналогии и сравнения. Через создание и решение проблемной ситуации развивать у учащихся интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную сферы и познавательный интерес к предмету. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательная – формировать у учащихся культуру речи, бережное отношение к растениям как живым существам и источникам кислорода.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями дыхания у растений; учатся определять значение дыхания в жизни растений; овладевают умением объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, наблюдают за жизнедеятельностью растений; учатся, в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений, фиксировать, анализировать, объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации; находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
Основные понятия урока: устьица, чечевички.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов опытов.
Ход урока.
1. Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу. 2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Постановка эксперимента: Выясним, сколько времени вы можете не дышать. Делаете глубокий вдох и зажимаете пальцами нос по сигналу, засекаем время начала и окончания эксперимента. 
Итак, мы смогли продержаться без воздуха примерно одну минуту. Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 минуты и даже 6 минут, но не дольше. Теперь понятно, почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова российского поэта и певца Владимира Семеновича Высоцкого: «Я дышу, а значит, я живу!». Каковы же признаки живого организма? (Ответ учащихся: дыхание, питание, рост, развитие, размножение). А могут ли растения обходиться без воздуха?
Предполагаемый ответ учащихся: нет, не могут, так как они являются живыми организмами, нуждающимися в дыхании.
Учитель: «Как вы считаете, какова тема нашего урока?» (Учащиеся совместно с учителем формулируют ответ)
Записываем в тетради тему урока: «Дыхание растений»
Слайд № 2, 3

3. Актуализация и пробное учебное действие
Слайд № 4
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)
- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)
- Третью графу заполним в конце урока.


Знаю
Хочу знать
Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов
 Как дышат растения?


При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород?



4. Выявление места и причины затруднения
Слайд№5
Создание проблемной ситуации.
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Слайд№6
У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
- узнать, что такое дыхание
- что нужно для дыхания
- что образуется в процессе дыхания
- что вызвало гибель мышонка.
А ещё нам нужно будет научиться слышать, видеть и находить нужную информацию в различных источниках.
6. Реализация построенного проекта – анализ сущности процесса дыхания.
Изучение нового материала.
Работа с текстом учебника
Слайд №7
Давайте сначала мы выясним, что такое дыхание. Для этого прочитайте в § 29 на стр. 108 1-2 абзацы, найдите необходимую информацию и сформулируйте определение, что такое дыхание.
Слайд №8
Дыхание – процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. Без дыхания организмы не могут питаться, расти, размножаться.
Есть ли у растений специальные органы для дыхания?
Слайд №9
Для этого прочитайте в § 29 на стр. 108 третий абзац, найдите необходимую информацию.
У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица и чечевички в пробковом слое коры, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.
Слайд №10
Как кислород, необходимый для дыхания, попадает в растение? Через устьице и межклетники в листе и через чечевички в коре.
Какие этапы включает в себя процесс дыхания: (дать проговорить учащимся с помощью учителя)
- поступление кислорода через устьица и межклетники к клеткам растения – внешнее дыхание;
- расщепление органических веществ при участии кислорода с освобождением энергии – собственно дыхание;
- удаление образовавшегося углекислого газа через межклетники и устьица.

Со слайда №11 и 12, 13
Сделать записи в тетрадь.
2.   Лабораторные опыты:
Как видите, в процессе дыхания выделяется энергия и углекислый газ.
Давайте убедимся в этом и проведем опыты: А) Выдыхайте некоторое время газ, полученный при дыхании через трубочку, опущенную в известковую воду. Что вы наблюдаете? При продувании через раствор известковой воды осадок образуется только от углекислого газа, который и образуется при дыхании.
Что мы этим доказали? Этим опытом доказывают выделение углекислого газа при дыхании растений, человека и животных.    
Б) Выдохните на свою ладонь, что вы почувствовали? При выдохе мы ощущаем тепло - тепловая энергия. Ее вы неоднократно могли наблюдать в жаркий день, когда над травой воздух как будто дрожит. На самом деле от растений исходит тепло, которые выходит вместе с нагретыми парами воды.
3. Заполнение таблицы «Характеристика дыхания» (работать на карточках с таблицами и первым столбиком)
Слайд №14 сделать проверку с этого слайда
Черты процесса
Дыхание

1. В каких клетках происходит?
 

2. Какой газ поглощается?
 

3. Какой газ выделяется?
 

4. В какое время суток происходит?
 

5. Что происходит с органическими веществами?
 

6. Что происходит с энергией?
 


7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1.  Вопросы:                                                                                                                
   1. Какие органы дыхания есть у растений? (работа с таблицами «Поперечный срез листа», Поперечный разрез ветки липы»- показать учителю или предложить это сделать учащимся)
2. Какой газ растения выделяют и поглощают при дыхании?
3. Что понимают под дыханием у растений?

2. Вернёмся к опыту Пристли.
Слайд №15

-Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.
"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых".
- Что же произошло? (процесс фотосинтеза у ветки мяты)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. На связь с каким процессом, изученным нами, это указывает?
3.Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Коллективное заполнение таблицы на слайде презентации «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания» и формулирование вывода.
Найдите черты сходства и отличия Слайд №16 , 17
Черты процесса
Фотосинтез
Дыхание

1. В каких клетках происходит?
В зеленых клетках
 Во всех клетках

2. Какой газ поглощается?
Углекислый газ
 Кислород

3. Какой газ выделяется?
Кислород
 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?
Днём
 Круглые сутки

5. Что происходит с органическими веществами?
Образуются
 Распадаются

6. Энергия накапливается или выделяется?
Накапливаются
 Освобождается









Вывод: Фотосинтез и дыхание два противоположных, но взаимосвязанных процесса.
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
И снова Пристли: «Я имел возможность испытать его эффект на себе, вдыхая значительное количество его через трубку. Это дало мне замечательное ощущение свободы и лёгкости в груди. До сих пор, однако, только две мыши и я сам имели привилегию дышать им.»
О чем идет речь? Кем вырабатывается кислород?
Слайд № 18
Основным источником кислорода на Земле являются леса. В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса?
Проверка решения Слайд №19
Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.
-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтеза, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относиться к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)
Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса
Мы должны их охранять всегда.
Нам жить в одной семье,
Лететь в одном полёте
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Тест: Для процесса дыхания выберите соответствующие характеристики.
Слайды №20, 21, 22, 23
1. Сущность процесса.
а. Испарение избытка воды и охлаждение растения.
б. Поглощение углекислого газа, выделение кислорода и образование органических веществ.
в. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

2. Клетки, осуществляющие процесс.
а. Процесс осуществляется зелеными клетками листа.
б. Процесс осуществляется всеми клетками листа.
в. Процесс осуществляется всеми клетками растения.

3. Орган, участвующий в осуществлении процесса.
а. В процессе участвуют листья.
б. В процессе участвует корень.
в. В процессе участвуют все органы растения.

4. Время суток.
а. Процесс протекает в течение суток ( днём и ночью).
б. Процесс происходит днём на свету.
в. Процесс происходит ночью.

Проверка решения - Слайд №24.

Ответы: 1- в, 2-в, 3- в, 4- а.

10. Домашнее задание.
Слайд №25.
1. Изучить § 29, раздел «Дыхание растений», ответить на вопросы 1 - 3 после параграфа.

2. На выбор выполнить следующие задания:

1. Написать мини - сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению».
2. Составить кроссворд по одной из тем «Фотосинтез» или «Дыхание растений».

11. Рефлексия.
Слайд №26.

-Проанализируйте знания, полученные на уроке, и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? (заполняем 3-ой столбик таблицы)

Знаю
Хочу знать
Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов
 Как дышат растения
 Растение дышит через чечевички, устьица и корневые волоски.

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ
Зачем нужен кислород
Для окисления органических веществ, для жизни.


Мы узнали:
-что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу;
-при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ;
-процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет;
-растение дышит через чечевички и устьица.

Благодарю за работу.
Слайд №27.
Нарисуйте в тетради настроение на сегодняшнем уроке, используя обозначения кислорода (О).
Слайд №28.

Используемая литература.
1. Биология 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Пасечника, М.: Просвещение, 2012г.
2. В.В. Пасечник «Уроки биологии 5-6 класс» методическое пособие, М.: Просвещение, 2013г.

























Заголовок 215