Мастер-класс «Изготовление карт-опор обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи как элемент технологии использования активных методов обучения».


Дата проведения: 05.04. 2016 г.
Место проведение: КГКОУ ШИ 16
Форма проведения: мастер-класс
Учитель: Е.А. ВайзероваТема: «Изготовление карт-опор обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи как элемент технологии использования активных методов обучения».
Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов, работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), активизировать реализацию образовательной области «Язык и речевая практика» через введение элементов технологии использования активных методов обучения.
Задачи:
раскрытие значимости использования карт - опор обучающимися с интеллектуаль-ными нарушениями на уроках письма и развития речи;
пробуждение творческой активности педагогов, включения в активную деятельность по созданию карты- опоры;
ознакомление с опытом своей работы.
Актуальность. Использование карт-опор на уроках письма и развития речи в значительной степени повышает интерес к предмету, поддерживает на должном уровне произвольное внимание к объясняемому материалу, помогает обучающимся запоминать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
Оборудование: видеоматериал - представление системы уроков; массажные мячи; образцы карт-опор, раздаточный материал – комплект для изготовления карты, ножницы, клей. «Наглядность обучения умственно отсталого ребёнка
должна быть доведена до «полной очевидности»
А.Н. Граборов Ход мастер – класса.
1.Организационный момент.
2. Введение / цель, задачи, актуальность темы/.
3.Теоретическая часть / 3-4 мин.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): малый объём внимания, быструю утомляемость, рассеянность, пассивность, недостатки воспитания, необходимо активизировать работу учащихся на уроке. При правильной организации урока смена видов работ, их разнообразие не утомляет школьников, а наоборот, повышает работоспособность и внимание, создаются условия для выработки грамотного письма.
На протяжении своей педагогической деятельности я всегда применяла «рисуночные знаки» в виде схем, картинок, зарисовок самими детьми. Включение зрительных анализаторов помогают образам-элементам задерживаться в памяти, выстаиваться в дальнейшем в правило. Чем старше обучающийся, тем сложнее активизировать его деятельность на уроке, тем сложнее удержать его внимание на объяснении материала. В силу нарушенного интеллекта умственно отсталые дети с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. Степень усвоения ими правил неодинакова. Она зависит от большей или меньшей определённости инструкций, заложенной в правиле, от числа операций, которые должны выполнить обучающиеся, от соотнесённости произношения и написания, от под- –
готовленности сенсомоторной сферы, в первую очередь речедвигательного анализатора и фонематического слуха.
Опираясь на принцип развития и коррекции высших психических функций, которые реализуются через комплексную работу анализаторных систем, разработанный научно-методическим центром «Развитие и коррекция» под руководством Еленой Дмитриевной Худенко, процесс объяснения правила, его закрепление направляю на максимальное включение анализаторов.
Запоминание, сохранение и воспроизведение информации умственно отсталым ребёнком отличаются рядом специфических особенностей. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. В значительной степени нарушено производное внимание, в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может некоторое время поддерживаться на должном уровне.
На определённых этапах включения правила или ежегодное воспроизведение правила с добавлением дополнительных элементов, я использую такой вид работы, как изготовление карточек или схем-опор на данное правило. Что даёт такая работа:
Все обучающиеся активно включаются в работу (она может быть групповая или индивидуальная), ни разу никто не отказался от выполнения практического задания;
это возможность как усвоения правила (для обучающихся, пропустивших материал или неуспешно его усвоивших), так и формирования стойкого навыка его применения;
обучающиеся имеют возможность реализовать свои умения, фантазию, творчество;
работа не исключает дифференцированного и индивидуального подхода;
происходит пошаговый сбор элементов (составляющих) правила в единое целое, который помогает закрепить в памяти «картинку» с помощью включения зрительного, слухового анализаторов, мелкой моторики рук, активизации мыслительных процессов;
создаётся благоприятная среда, в которой обучающий не испытывает тревоги быть неуспешным, а это важное условие для усвоения материала;
данная карточка-схема в дальнейшем послужит опорой для выстраивания грамотного ответа для слабого ученика.

4. Практическая часть / 10 мин.
Изготовление карты-опоры по орфограмме «Правописание ь на конце существительных после шипящих».
- «подготовка рук» к выполнению работы/ упражнения с массажным мячиком;
- участники мастер – класса получают индивидуальные папки (лист А4, картон, рисунки мальчика и девочки, разрезные буквы- шипящие), клей, ножницы, фломастеры;
- получают инструктаж, выполняют работу;
- рассмотрение и обсуждение выполненных работ.
5. Представление системы уроков/10 мин.
просмотр видеофрагментов уроков, иллюстрирующих данную тему.
6. Рефлексия. / 5 мин
- Что вы ожидали от мастер-класса?
- Какие впечатления остались от общения?
- Будут ли использованы рассмотренные виды работ на ваших уроках?
 И в завершении мастер класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
 А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер классе нового.
 - А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! - Мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Творческих всем успехов!