Использование карт памяти в обучении монологической речи на уроках английского языка


Содержание
Пояснительная записка………………………………………3
Технология критического мышления………………………6
Методические рекомендации…………………………….…14
Выводы........……………………………………………….…18
Список источников……………………………………….…19
Приложения.…………………………………………………20

Пояснительная записка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены планируемые результаты по английскому языку: способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, формирование положительной мотивация и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», а также овладение необходимыми универсальными учебными действиями и специальными учебными умениями для успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующей ступени образования.
В качестве конечной цели обучения рассматривается использование иностранного языка в реальной ситуации общения для достижения взаимопонимания коммуникантов. Для достижения этой цели в средней школе мы говорим об обучении говорению: монологической и диалогической речи, чтению, аудированию и письму. Умение осуществлять устно-речевое общение является главным коммуникативным умением учащегося, под которым понимаются умения коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.Остановимся подробнее на проблеме обучения монологической речи на начальном этапе изучения иностранного языка, которая является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку на начальном этапе обучения. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Для монологической речи особую значимость представляет логическая связность, целостность. Результатом речевой деятельности говорящего является монологическое высказывание. Наиболее привычным и доступным для данного возраста является решение коммуникативной задачи описания. В этот период монологическое описание выступает в качестве наиболее распространенной учебной задачи, решение которой неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно развивается и совершенствуется именно в младшем школьном возрасте. Этот факт является психологическим обоснованием для широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания. Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности. Основной задачей на начальном этапе обучения монологической речи является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. От осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.
Таким образом, перед учителем иностранного языка стоит проблема выбора средств и методов обучения, способов организации деятельности учащихся для успешного овладения данным видом деятельности.Использование технологии критического мышления является актуальным способом решения задачи. Один из приёмов развития критического мышления учащихся успешно применяется учителями во всём мире. Это mind-mapping, создание карт памяти ( интеллект - карт или ассоциативных карт), который в разных источниках определяется так же и как метод, и как технология. Поэтому целью данной работы является разработка методических рекомендаций по использованию технологии создания интеллектуальных карт при обучении монологической речи во 2 классе по УМК М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием».
Задачи:
Изучить и систематизировать теоретический материал.
Описать приём создания карт памяти и возможности его использования для организации деятельности учащихся на уроках английского языка.
Проанализировать личный опыт работы с картами памяти во 2-х классах.
Разработать методические рекомендации.
Новизна работы заключается в том, что данные рекомендации разработаны для учителей, работающих во 2 классах по УМК М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием», с учётом требований программы обучения английскому языку и на принципах системно-деятельного подхода. Интеллект - карты не только разнообразят приёмы, применяемые на уроке, но и вооружают учащихся способом работы с любой информацией на разных этапах обучения. Возможность применения материала на практике составляет практическую значимость данной работы.

Технология критического мышления.
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способностей школьников к общению на иностранном языке, формирование коммуникативной компетенции.
Преподавание иностранного языка на начальном этапе является одной из самых актуальных проблем в теории и практики обучения. Обучение новому языку в начальной школе только тогда имеет смысл, если направлено на развитие личности маленького ученика, на развитие его способности к общению и взаимодействию в рамках диалога культур, а также умения понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, а в дальнейшем развитие умения пользоваться рациональными приемами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранного языка.
Учет потребностей и интересов маленьких школьников, мотивация их речемыслительной деятельности, развитие их творческих способностей при овладении устной и письменной речью на иностранном языке – должно быть в центре внимания на начальном этапе обучения иностранному языку.
Использование современных   технологий  обучения являются актуальным способом решения поставленной задачи. Именно использование технологии критического мышления  способствует повышению мотивации изучения английского языка. Критическое мышление – последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика, происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса к изучаемому материалу и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- овладение навыками самостоятельной работы;
- возможность для самореализации;- повышение качества образования учеников.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- изменить свою роль, он: мотивирует, организует, консультирует, контролирует.
Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании иностранного языка позволяют добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Изучение иностранных языков включает в себя четыре основных вида деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение. Все они связаны между собой и требуют равномерного распределения по времени. Однако зачастую нам приходится сталкиваться с различной информацией, которую мы просто читаем и практически сразу забываем, поскольку не применяем при этом определенные стратегии. И когда наступает момент сдачи экзамена и контрольной работы, обнаруживается, что учащиеся не владеют навыками быстрого поиска нужной информации, вычленения главного из второстепенного и т.д.
В таком случае преподаватель может использовать в своей практике преподавания разнообразные элементы технологии критического мышления. Одним из таких приемов может стать MIND MAPPING (использование графического изображения для выделения главных мыслей).
Mindmaps, ментальные карты – это разработка известного ученого, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Именно он стал популяризатором идеи интеллект-карт как эффективного способа работы с информацией.
Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя личный творческий потенциал. Карты позволяют обозначить основные идеи, из которых четко выявляются взаимосвязи. Они являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Так как использование визуальных образов пробуждает дополнительные возможности мозга и позволяет существенно сократить время и повысить качество переработки информации интеллект-карты можно рассматривать не только как инструмент структурирования и запоминания учебного материала, но и как технологию развития логического и творческого мышления. Использование карт памяти в изучении иностранного языка позволяет усваивать новую информацию интегрированным, организованным способом, поэтому восприятие новых знаний происходит легче и в большем объеме. Учащийся в процессе составления ментальных карт постигает реальные процессы, он проживает конкретные ситуации, проникает в глубь данной информации и анализирует ее. Следовательно, при работе над картами обучаемому требуются навыки поиска, анализа, а также умения сравнивать и на основе сравнения синтезировать новые данные. Интеллектуальные карты могут быть использованы в объяснении грамматического материала (с их помощью можно представить любое грамматическое правило или конструкцию), формировании речевых навыков и проверке знаний учащихся. При обучении учащихся различным видам чтения на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах применение ментальной карты позволяет активизировать у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения информации. При этом учащиеся визуально представляют, что и в каком порядке будет обсуждаться (сложные понятия могут быть разъяснены и представлены в систематическом виде с ключевыми понятиями и связями между ними).
Карта может легко дополняться, редактироваться в процессе работы, можно выделять главные ключевые слова и мысли. Благодаря четкости, образности и наглядности все обсуждаемое хорошо запоминается.
Существуют определенные правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге «How to MindMap», а именно:
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение.
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
На начальном этапе обучения иностранному языку применяются более простые формы MIND MAPS, в частности, введение новых словарных единиц в пределах одной темы для генерирования идей.
При составлении интеллект-карты задействованы:
- непосредственная память,
- ассоциативное мышление,
- творческое мышление.
Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в простой и в то же время сложной форме свою индивидуальность.
Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Карта умственная помогает
• охватить взглядом множество предметов и явлений;
• позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь;
• содержит большое количество данных;
• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,
• радует глаз;
• привлекает к себе глаза и мозг ребенка.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1. запоминания;
2. упорядочивания и систематизации информации;
3. планирования деятельности;
4. подготовки к монологическому ответу;
5. поиска решений в сложной ситуации;
6. рассмотрению различных вариантов решения задач.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития.
Интеллект-карта - непроизвольное запоминание с использованием ключевых элементов. Ключевые элементы становятся якорями, за которые цепляется ассоциативная память при воспроизведении информации. В итоге затрачивается значительно меньше усилий, чем при механическом запоминании.
Информация запоминается уже усвоенной, устанавливаются связи с другими знаниями, понятиями, темами, что значительно усиливает эффективность запоминания и развивает мышление и память детей.
Интеллект-карта выступает опорой для быстрой актуализации необходимых лексических единиц после продолжительного перерыва. (А мы знаем, что то, что не употребляется активно, переходит из активной формы в пассивную). Интеллект-карта позволяет быстро перевести пассивную форму в активную, т.е. при необходимости вызвать в памяти и подтолкнуть к употреблению ЛЕ.Интеллект-карта позволяет увидеть информацию внутренним мысленным взором.
Интеллект-карты предлагают новый подход к проведению мозгового штурма, стимулируют быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легко проследить взаимосвязи идей и поиск альтернативных решений. Интеллект-карта облегчает внедрение новых идей в последующем, а также может стать эффективным инструментом улучшения идей для их дальнейшего использования.
Умственные карты можно использовать для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаем, планирования, т.е. для активизации речемыслительной деятельности.
Проблема обучения монологической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение монологической речи чрезвычайно сложное дело, а вопросно-ответные упражнения не самое адекватное средство обучения, поэтому интеллект-карты являются наиболее эффективным приемом.
Умственная карта дает ребенку полную картину, которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа.
Целью обучения монологу является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме в соответствии с предложенной ситуацией. На начальном этапе обучения Mind Maps играет большую роль в развитии монологической речи. Ребенку младшего школьного возраста, строя свое монологическое высказывание, очень трудно придерживаться логичности, связности, непрерывности, смысловой законченности высказывания, и он воспроизводит то, что в этот момент приходит в голову, не слушая себя и совсем не задумываясь о форме, в которой он преподносит свой рассказ. Следовательно, интеллект-карта будет служить учащемуся опорой. Она как бы раскладывает по полочкам весь объем информации и в то же время позволяет удерживать большой объем информации в поле зрения. С помощью умственной карты осуществляется переход от речи на уровне предложения к связной монологической речи на уровне текста. Кроме того, наличие таких карт делает высказывание учащегося полным, четким, полным и связным.
Навыки и умения построения монологического высказывание являются востребованными и на дальнейших этапах обучения иностранному языку, поэтому успешное их развитие в начальной школе поможет учащимся выражать свои мысли на более сложные темы.
Применение элемента технологии критического мышления MindMaps позволяет учащимся значительно усилить эффективность запоминания и память детей в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором. В будущем поможет проводить нужные ассоциации, генерировать новые идеи, структурировать новый или уже ранее изученный материал, составлять конспекты, планы, а также грамотно и четко выражать свои мысли не только на иностранном языке, но и на родном.

Методические рекомендации.
При обучении по УМК «Английский с удовольствием» во 2-м классе процесс говорению в большей степени связан с аудированием и чтением. В первом полугодии монологическому высказыванию дети обучаются через прослушивание и имитацию образцов речи, задаваемых учителем или персонажами учебника – актёрами кукольного театра, представленными в аудиоприложении. Во втором полугодии учащихся начинают формироваться умения и навыки самостоятельной работы. Ученики учатся описывать животное, кратко высказываться о себе, своей семье, о своём друге, домашнем питомце, герое сказки или мультфильма. В книге для учащихся содержатся визуальные и графические опоры для монологического высказывания, однако опыт показывает, что учащиеся часто испытывают затруднения при составлении монологического высказывания по представленным опорам, поэтому мы использовали в своей практике технологию создания карт памяти, как визуальных опор при составлении монологического высказывания.
Принцип построения - любой образ и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи. Благодаря использованию, рисунков и пространственных связей информация воспринимается, анализируется и запоминается быстрее и эффективнее. Интеллект – карты позволяют сделать процесс создания собственного монологического высказывания интересным и увлекательным.
Опыт работы показал, что при использовании данного приема следует создать банк дидактического раздаточного материала: картинок с изображениями персонажей учебника (см. Прил. 1), героев мультфильмов и сказок (см. Прил. 2) предметов (см. Прил. 3). На уроке необходимо иметь запас цветных карандашей и фломастеров и бумаги формата А4.
На первом этапе происходит процесс обучения создания интеллект-карты. Учащиеся быстро овладевают навыками создания карты памяти, если одно-два монологических высказываний будет создано совместно с учителем на школьной доске с использованием цветных мелков, картинок и символов. При наличии технической возможности можно и на компьютере (см. Прил. 6), но следует помнить, что все программы по созданию карт памяти имеют какие-либо ограничения.
На втором этапе ученики могут работать в группе, в парах или индивидуально. На первых порах учитель помогает ученикам при составлении карты памяти. На этом этапе очень важно подводить учащихся к осознанию того, что они готовят рассказ. Поэтому во время работы следует задать вопрос: «Что вы делаете сейчас?». В том случае если ученик отвечает, что он рисует, или пишет слова, необходимо с помощью наводящих вопросов подвести к пониманию цели создания карты памяти, а именно – подготовка рассказа.
Во время работы учащиеся пользуются материалами учебника, двуязычным словарём, приобретая первичные навыки самостоятельной работы со справочной литературой, совершенствуют орфографические, лексические и грамматические умения.
Тайм-менеджмент является обязательным условием при работе над картой памяти на уроке, так как этот процесс может быть очень длительным. Поэтому учащиеся должны знать, что они ограничены во времени и работать быстро. Для визуального восприятия времени работы можно использовать песочные часы, а так же компьютерные таймеры. По окончании времени работы, учащиеся помещают свои карты на магнитную доску.
Основной этап - это, собственно, устное высказывание по созданной опорной интеллект - карте. На этом этапе очень важны критерии оценивания. Для повышения мотивации во время слушания необходимо обсудить с учащимися критерии оценивания. Они могут предложить один-два критерия, например: количество предложений в рассказе, употребление новых слов, ошибки и др. Учитель направляет данную работу и записывает на доске критерии оценки. При формировании критериев оценивания особое внимание уделяется устному рассказу, а не карте памяти, поскольку она является лишь визуальной опорой, помощником. Выслушиваются все учащиеся, можно использовать различные приемы взаимооценки. Пример работы над монологическим высказыванием к уроку 56, упр.1 стр. 100. (см. Прил. 4)
Этапы составления интеллект-карты:
1.Учащиеся выбирают артиста, которого хотели бы взять с собой на гастроли и почему. В центре располагаем основную тему, то есть пишем имя артиста, например The lion (лев), можно нарисовать животное.
2.Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над первой ветвью пишется глагол связка is, которая поможет нам назвать цвет животного, черты его характера. Вторая ветвь нужна нам для того, чтобы рассказать, что умеет делать выбранный нами артист. Для этого над ней пишется глагол can. Над следующей ветвью пишем глагол plays. Слово lives поможет учащимся рассказать, где живет артист. Конструкцию has got расположим над последней ветвью. Можно заменять используемые слова картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
3.Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От первой главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, лев ассоциируется с силой (strong) и храбростью (brave), следующая ветвь – цвет нашего артиста (green). Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Далее от другой ветви рисуем ветвь второго порядка, учащиеся при помощи ее расскажут об умениях нашего артиста, например, лев умеет (can) прыгать (jump), бегать (run) и т.д. Следующая ветвь изобразит, во что наш артист играет (play) – теннис (tennis), футбол (football), шахматы (chess). Данные слова рекомендуется изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
4.Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 1 и 2 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой.
5.При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли «художника». При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.
Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным!
Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.
Выводы
Таким образом, в создании интеллект – карты задействуются воображение, творческое и критическое мышление и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет максимально расширить монологическое высказывание. При этом каждый рассказ будет индивидуальным продуктом, концентрированным выражением индивидуальных способностей и возможностей ученика.
Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться высокой эффективности не только в повышении качества знаний обучающихся, но и в активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка.
Использование технологии «Mindmapping» позволяет реализовать заложенный в основу ФГОС системно - деятельностный подход, а именно:
- формировать готовность к саморазвитию;
- организовывать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
- выстроить образовательный процесс с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
С использованием метода меняется роль преподавателя, формируется новый стиль профессионального поведения. Основной задачей становится не изложение новых знаний, а организация его усвоения.

Список источников
1.Тони Бьюзен. Карты памяти. Используй свою память на 100%. М: Росмэн-Пресс 2007
2.Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. Издательство "Попурри", Минск, 2008
3.Хорст Мюллер. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. И.Омега – Л.2007
4.В.И. Копыл Карты ума. MindManager. Издательство Харвест ,2007
5.Фетисова А.А. Ассоциограмма как способ расширения объема словарного запаса учащихся. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2008. № 2. С. 107-111.
6. http://ru.wikipedia.org/
7. http://www.mind-map.ru8. http://learningfundamentals.com.au/resources/9. http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books10. http://www.xmind.net/download/win/11. http://www.mindmap.ru/soft.htm12. http://www.edrawsoft.com/freemind.php13. https://bubbl.us/14. Авторская программа по английскому языку. Биболетовой М.З. Обнинск. издательство Титул, 2011
15. Федеральный государственный стандарт начального общего образования
16. Концепция духовно-нравственного развития

Приложение 1



Продолжение приложения 1




Приложение 2

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2




Приложение 3




Продолжение приложения 3



Продолжение приложения 3



Приложение 4
Пример работы над монологическим высказыванием к уроку 56, упр.1cтр. 100.
-24193511430
Приложение 5
Работы учащихся
-270510217170
-270510236855
Продолжение приложения 5
-270510-85725
-24892025400
Приложение 6
http://www.xmind.net/download/win/http://www.mindmap.ru/soft.htmhttp://www.edrawsoft.com/freemind.phphttps://bubbl.us/