Конспект Заповедные места малой родины. Красная книга Кубановедение



ТЕМА: «Заповедные места малой родины. Красная книга
Кубани. Будь природе другом!»

ЦЕЛИ:
Познакомить детей с Красной книгой, расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности, которые занесены в Красную книгу.
Рассказать детям о Кавказском государственном биосферном заповеднике.
Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:
«Красная книга Краснодарского края» составитель В.Я Нагалевский.
Рисунки животных (зубр, черноморская афалина, черный аист, черноморский лосось, полынь).
Знаки правил друзей природы.
«Путешествие по родному краю» И.П. Лотышев.



ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
П. Проверка домашнего задания.
На доске вывешены аппликации «Аквариум». Дети разглядывают и определяют лучшие работы.

Ш. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Красной книге. Эта книга не совсем обычная. Цвет переплета у этой книги красный.

1У. Знакомство с новой темой.
Рассказ учителя о Красной книге.
Вопрос: Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (это сигнал тревоги, опасности, предупреждает «Осторожно! Может случиться беда»). В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, заботы об и размножении, создание заповедников по всему миру.
Работа по карте.
В нашем крае тоже создан заповедник «Кавказский государственный биосферный заповедник». Откройте книгу и найдите карту! Посмотрите, какую большую территорию занимает этот заповедник. Давайте прочитаем в книге про него на стр. 16.
3.Знакомство с животными и растениями Красной книги.
Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными и растениями, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края.
Сообщения подготовленных учеников.
«Кавказский зубр». Зубр – самое крупное животное заповедника. Вес его достигает 700-900 кг. Он покрыт густой шерстью бурого цвета. Очень красив. Питается растительной пищей (злаки, бобовые, хвощи, папоротники, кустарники). За сутки съедает до 40 кг корма.
«Черноморская афалина». Отряд китообразные. Семейство дельфиновые. Редкий исчезающий вид. Обитает в прибрежной мелководной зоне Черного моря. Эти дельфины живут небольшими группами. Продолжительность жизни до 25 лет. Питается донными рыбами. За пищей может нырять на глубину до 150 метров, оставаясь под водой до 15 минут.
«Черный аист». (показ картинки). Это крупная птица до 3 кг черного цвета с белым брюхом, красным клювом и лапами. Перелетный вид. Откладывает от 2 до 6 яиц. Питается рыбами, земноводными, иногда мелкими млекопитающими.

«Черноморский лосось». (показ картинки). Места обитания Черное, Азовское море. Достигает длины 110 см, масса до 24 кг и более, но чаще до 7 кг. Питается рыбой. Эта рыба проходная, т.е. входит в реки Крыма и Кавказа: Кубань, Лабу, Днепр, Дунай. Много вылавливают эту рыбу в местах нереста.
«Полынь». (показ картинки). Это полукустарник 20-80 см. Встречается на Таманском полуострове и в районе Новороссийска на каменистых склонах. Это растение заметно сокращается. Встречается очень редко.
Учитель: Кроме животных и растений, о которых рассказали нам ученики, еще очень много других, которые нуждаются в нашей защите, и которым мы еще можем помочь.
Вопрос: Почему некоторых животных остается мало на земле или они совсем исчезают? (предположения детей).

Сообщение учителя об ущербе, который приносит человек природе.
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Вырубка леса за последние 10 лет отрицательно сказалась на полноводности рек, усилилась эрозия почв. Многие животные лишились своего привычного места обитания, да еще и человек истреблял животных, не зная меры. Поэтому многие животные были истреблены, а другие находятся под угрозой исчезновения.

Физкультминутка. Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко
(ходьба на месте).
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(Наклон вперед, руками коснуться пола)
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.
(выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим.
(бег на носочках).
На поляну мы выходим,
Много ягод там находим.
Земляника так вкусна!
Мы едим ее с куста.
(наклоны вперед в движении).




Беседа «Будь природе другом».
Учитель: Сейчас мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ее другом? (высказывания детей).

Составление правил по Экологическим знакам».
На доске вывешиваются «Экологические знаки», а дети придумывают «Правила друзей природы». (приложение № 1).

Работа по учебнику.
А сейчас откройте учебник на стр. 17 и прочитаем статью «Охрана природы».

У. Подведение итога урока.
-Расскажите, почему надо охранять природу Кубани?
-Почему нельзя разорять птичьи гнезда? А муравейники?
-Как нужно беречь птиц?
-Какой вред лесу наносят костры?
-Почему охрана природы помогает сохранить здоровье людей?

У1. Домашнее задание.
Нарисовать рисунки на тему «Охрана природы».