Конспект классного часа «Птицы Приморского края»


Классный час
«Птицы Приморского края»
Цель: средствами краеведения формировать в детях положительное и активное отношение к природе.
Задачи:
Образовательная: расширять знания детей о птицах Приморского края.
Развивающая: развивать логическое, творческое и вербальное мышление.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, к птицам Приморского края.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация «Птицы Приморского края», магнитофон, аудиокассета «Голоса птиц», песок в тарелочках (по количеству детей), бумага для оригами.Ход занятия
Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится,
Если птицы
На земле вдруг пропадут?
1 чтец: Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки –
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут – пропадут!
2 чтец: И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик – чирики воробья…
Знают дети, скучно будет
Жить без птиц на белом свете!
СЛАЙД № 1.
Ведущий: - Сегодня у нас особый разговор – о птицах Приморского края, о наших пернатых друзьях, о том, какую большую пользу они приносят человеку и природе. А помогут мне в этом наши вожатые (Ира и Андрей).
СЛАЙД № 2.
1ученик:
- Без птиц самый красивый уголок природы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов.
СЛАЙД № 3.
2 ученик:
- Птицы – основные истребители вредных для человека насекомых.
СЛАЙДЫ № 4 и № 5.
3 ученик:
- Хищные птицы регулируют в природе количество грызунов.
- Назовите хищных птиц Приморского края.
СЛАЙД № 6.
4 ученик:
- Птицы приносят огромную пользу, истребляя семена сорных растений.
5 ученик:
- Наш Приморский край на редкость богат птицами. Их здесь более 440 видов. Ни на одной территории великой России не встретишь такого разнообразия птиц.
Ведущий:
- Ребята! Назовите птиц, которые живут в нашем крае.
СЛАЙДЫ № 7 и № 8.
- На озере Ханка живёт красивая птица утка – мандаринка. Это редкий вид, численность которого сокращается. Охота на мандаринок запрещена.
- Какие цвета вы видите в её оперении?
СЛАЙДЫ № 9 и № 10.
1 вожатый:
- Особенно у мандаринок красивы селезни. Они устраивают брачные танцы вокруг самочек, носятся по реке, изредка ныряют, подпрыгивая и падая в воду, поднимают каскады брызг. От этого зрелища просто невозможно оторвать глаз.
СЛАЙД № 11.
В далёкие времена эту красивую утку разводили для украшения своих искусственных прудов богатые люди Китая, которых называли мандарины. С тех пор утку так и стали называть – мандаринка.
Ведущий:
- Как обычно ведут себя утки в случае опасности?
(Взлетают, ныряют)
1 вожатый:
- Только мандаринки в случае опасности убегают. Бегают они проворно и ловко, даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в звериных норах. Хотя летают они прекрасно.
СЛАЙД № 12.
Свои гнёзда они устраивают в дуплах деревьев.
Мандаринка – одна из очень редких птиц Приморского края. Она занесена в Красную книгу.
Ведущий:
- Ребята! А у какой птицы длинная шея?
СЛАЙД № 13.
2 вожатый:
- На озере Ханка встречаются два вида журавлей: даурский и японский. Оба вида занесены в Красную книгу. Самый крупный из всех журавлей России – японский журавль. Посмотрите, как красива эта снежно - белая птица с ярко – красной шапочкой на величественно поднятой голове. Японский журавль – жемчужина Азии. Сегодня их на планете осталось всего около 500 особей. Очень интересно наблюдать за журавлями.
СЛАЙД № 14.
Показ видеофильма «Танец японских журавлей»
Ведущий:
- Нам посчастливилось увидеть журавлиный танец. Танцуют птицы не только парами, но и всей стаей.
- Ребята! А как кричат журавли?
- Они курлыкают. Это очень грустные, мелодичные звуки, которые надолго остаются в памяти людей.
2 вожатый:
- В природе встречаются серые, чёрные, белые, венценосные, американские журавли, стерх и журавль – красавка. Когда брачный период заканчивается, пары устраивают на земле уютные гнёзда, и самки приступают к высиживанию пятнистых яичек, одного – двух. Кормятся журавли в основном растительной пищей, а также жуками, саранчой, лягушками.
СЛАЙД № 15.
Весной и осенью мы встречаем и провожаем их косяки (словарная работа).
Практическая часть.
Ведущий:
- Сегодня на занятии мы с вами сделаем журавликов из бумаги способом оригами.
Работа с бумагой. Дети делают журавликов из заготовок «Птица».
- В Японии журавля считают птицей дружбы, символом долголетия. Давайте, ребята, мы этих журавликов подарим нашим гостям. В знак уважения и любви к ним, с пожеланиями долгих лет жизни.
СЛАЙД № 16.
- Наблюдая за птицами, люди отметили много примет, связанных с ними. Давайте вспомним их и прочитаем.
1. Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета.
2. Если птицы прилетают вовремя, будет хороший урожай хлеба.
3. Грач на горе – весна во дворе.
1 вожатый:
- Грач раньше всех, в середине марта, прилетает в наши края. В народе говорят: «Грач – птица весенняя». Конечно, он не обладает приятным голосом, зато очень полезен.
Ведущий:
- Полезен? Но ведь грачи повреждают посевы кукурузы и подсолнечника, портят арбузы, дыни и клубни картофеля!
1 вожатый:
- Да, это так. Однако польза от грачей превышает наносимый ими вред, так как в их кормовом рационе преобладает животная пища. Грачи поедают таких вредных насекомых, как майский жук, клоп – черепашка, жук – кузька и других. Поэтому грача надо считать, безусловно, полезной птицей и охранять от браконьеров.
Стихотворение «Грач». Антон Пришелец.
Чтец.
От синего моря,Из тёплого края,Под солнцем, под звёздами, в темнотеОн, сил не жалея и миль не считая,На север,На северУпрямо летел!У нашего тополя —Дым от веток,И каждая жилка их всё видней.И мы понимаем по всем приметам,Что этоНачало весенних дней.Хрустальным воздухом,Гомоном галокВо все перекрёстки влилась весна.Но всё чего-то недоставало,Какого-то звука,Мазка, пятна.
А утром —От самой ещё заставы,Из-за берёзовых тихих дач, Послышался окрик его картавый.И сразу весь город увидел:— Грач!Ах, ветка родная!Он дома, он дома! —И с лёта,Прокаркав привет детворе,Усталый, счастливый,Наш старый знакомыйСадится на тополь на нашем дворе!
Ведущий:
- Грач живёт и в деревне, и в городе. Эта вольная птица селится возле человека, оставаясь при этом не в клетке, а на свободе. Общение человека любого возраста с вольной птицей – огромное счастье, воспетое в поэзии, музыке, живописи.
СЛАЙД № 17.
- Ребята! Давайте посмотрим на картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине? (Весна)
- Какой период весны? (Ранняя)
- Назовите признаки ранней весны. (Рыхлый снег, проталины, тучи низкие)
- Какие птицы прилетели? (Грачи)
- Что они делают? (Вьют гнёзда)
- Из чего они строят гнёзда? (Из веток)
- Обратите внимание, что грачи строят гнёзда высоко на верхушках деревьев.
- Есть ещё одна птица, обладающая своеобразным, ни на кого непохожим голосом. Отгадайте загадку: «Мать и отца не знаю, но часто называю. Детей знать не буду, чужим сбуду». Да, речь идёт о кукушке.
СЛАЙД № 18.
- Люди называют её вещуньей (словарная работа). Иногда спрашивают у неё, сколько лет им суждено прожить.
2 вожатый:
- В лесах Приморского края живёт кукушка обыкновенная, одна из представительниц большого семейства. В природе есть хохлатая, фазановая, глухая, земляная, длиннохвостая кукушка. Она живёт везде, кроме Арктики и Антарктиды. Обыкновенная кукушка – птица перелётная. Возвращаясь весной на родину, находит именно те места, где появилась на свет. Поют только самцы, привлекая самку (аудиозапись голоса кукушки).
СЛАЙДЫ № 19 и № 20.
- Известно, что кукушки подбрасывают свои яйца птицам 150 видов. Птицам трудно распознать среди своих яиц кукушкино, потому что природа выработала у кукушки удивительное свойство: её яйца и размером, и цветом (голубые, бурые, зелёные, серые и др.) похожи на яйца птиц, в гнёзда которых она их подбрасывает.
Ведущий:
- Определите, где кукушкино яйцо?
2 вожатый:
СЛАЙД № 21. Кукушонок в гнезде садовой камышовки.
- Да, бросает кукушка – мать своих детей, и птицы – мачехи вскармливают сирот. За это люди относятся к кукушке неодобрительно. На самом деле она полезная птица. Основная пища кукушек – насекомые, которых они поглощают в огромных количествах. Причём из всех пернатых, только кукушки любят клевать мохнатых гусениц – шелкопрядов, покрытых ядовитой «шерстью».
Ведущий:
- Сто гусениц в час – норма кукушкиной еды. Как не уважать эту птицу?
Ведущий:
- Все птицы Приморского края, о которых мы сегодня говорили и полезны, и красивы. У птиц есть свой язык, на котором они «разговаривают», общаются и понимают друг друга. И питаются они разной пищей.
- Ребята! Давайте сделаем подарок нашим друзьям птицам.
Песочная терапия «Подарок пернатому другу»
Ведущий:
- Чем питаются птицы?
- Нарисуйте жучков, паучков, бабочек, гусениц, червяков на песке пальчиками (разовые тарелочки, песок).
- Чтобы мы делали без птиц? Своим пением, своей красотой они согревают нам душу. Неоценима польза, которую приносят птицы сельскому хозяйству, уничтожая насекомых – вредителей и грызунов. И я думаю, будет справедливо, если мы, хотя бы немного позаботимся о птицах родного края: накормим их в суровую голодную зиму, предоставим скворечники весною.
- Ребята! Давайте оберегать природу!
Стихотворение «Птичьи песни». Зоя Александрова.
Чтецы:
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чём поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
СЛАЙД № 22.
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек тёплых не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат»
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут,
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!»
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.