Классный час Красная книга

Тема: Красная книга природы
Класс: 5
Год:2013
Цели: - познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений;
Задачи;
 - развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой   деятельности на окружающую природу;
           - воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и животному
             миру;
           - развивать эстетическое восприятие мира.
Оборудование: фотографии животных, пейзажи, карточки сигнальные, условные знаки по теме «Береги природу, кроссворд о животном мире, стихотворение Г, Ладонникова «Дикарь в лесу».
                                     
                                                      Ход урока.
1
Ход урока: I.О/момент Здравствуйте, ребята. -Прозвенел звонок, начался урок.
Какого цвета лист?
Что у нас желтого цвета? Солнце, цветы
Какие чувства дарят цветы?( радость, смех, улыбки)
Давайте повернемся и улыбнемся друг другу, с солнечным настроением начнем урок.

II. Сообщение темы урока. В ящике лежит предмет, который вы должны назвать, отгадав загадку:
Говорит она беззвучно, Но понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней, Станешь вчетверо умней (книга) Что это? #Вы правильно сказали, что это книга (показ).
Какого цвета её обложка?
Тема нашего урока: «Красная книга природы».
Сегодня совершим путешествие по красной книге.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Красная книга рассказывает об опасности природы.
Что такое природа?
Каждый ответит и я вам в этом помогу. На парту положу материалы, а вы должны используя эти материалы ответить что такое природа для человека.
1 парта. природа – это мастерская. Именно в ней мы берем все, что нам необходимо.


2 парта. Природа ( картина пейзаж) - это вдохновенье, муза.
Даже стихотворение один поэт посветил Ей.
Белая береза
Пред моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром. Кто поэт этого стихотворения?

3 парта.

Природа – это храм красоты.
4 парта.
( наводнение) – это злая стихия, с которой человек вступает в борьбу.

5 парта. Природа –это дом для всех животных.

6 парта. (животные) это прародительница всего живого, мать всех живущих на земле. Это жизнь

7 парта.
природа - это пища, кормилица для всех живущих.
8 Природа это богатый подводный мир. мир
9 парта.
Ягода. Природа - еда, кладовая для всех живущих на земле.
10 парта цветы – природа это радость. Кто дарил цветы? Как вы думаете, что этот человек чувствовал? ( приятное чувство быть нужным, радость, наслаждение).
Какие чувства дарит нам природа?
Любовь, радость, удивление, сытость, боль, страх, наслаждение, умиление.
этап Страницы красной книги.
- Из чего состоит любая книга? страниц - Итак, мы начинаем путешествие по страницам Красной книги. - Сначала идут чёрные страницы На них записаны те животные, которых мы больше не увидим.
-Какое животное поместим на черную страницу из всего выбора?
(саблезубый тигр)
Следующая красная страница книги. На них записаны животные, которых осталось очень мало . Их численность быстро уменьшается, но их еще можно встретить. Они могут исчезнуть совсем.
-Каких животных выберем и поместим на красную страницу?
лошадь Пржевальского, гепард, полосатая гиена и другие.
Следующий лист на доске какого цвета?
На жёлтые записаны животные и растения, количество которых значительно уменьшается. Если люди будут продолжать охотиться, то они могут попасть на опасные красные страницы.
Какие животных поместим на желтую страницу?
Это амурский тигр,
Следующий лист на доске какого цвета? - На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. К таким животным относятся слоновая черепаха, жук-геркулес и другие.
Следующий лист какого цвета? Следующие страницы Красной книги белые Здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках. Это снежный барс, пятнистый олень, утконос, панда.
Каких животных поместим на белые страницы?
Снежный барс.
Какие животные не относятся остались? Не записаны в красную книгу?
Лось, изюбр. - Это животные (волк, лиса, заяц, лось, кабан, белка, еж, барсук, енот, крот, косуля, которых вы видели в зоопарке, в лесу, в тундре, по телевизору. Их на земле еще много, но они тоже нуждаются в нашем бережном отношении
Наверное, у вас возник вопрос: « А как же мы, можем, помочь природе?»


Правила.
Задание. На партах у вас раздаточный материал. Вам нужно составить памятку правила поведения в природе, что делать нельзя. т.е дописать предложения
Не давить ____________, _________________
Не разорять ___________, _________________
Не ломать _____________, _________________
Не шуметь ________________, ______________
Не разводить без взрослых ___________________.
Не брать домой ______________________________.
- Прочитайте памятку юного друга природы.
3 этап.
-Ребята, любите ли вы читать? Да.
- Многим людям книги с детства помогли понять и полюбить удивительный мир природы. А каких вы писателей природы, знаете?
Послушайте отрывок из книги Н.Сладкова « Под шапкой – невидимкой» -разговор двух животных:
Чтец 1. Была я, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня, как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился!
Чтец 2. Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сбивали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной. Вопросы.
Почему эти деревья стали такими несчастными и кто в этом виноват?

IX. Итог урока.
Вот и закончилось путешествие по страницам красной книги. - В начале урока мы говорили о том, что Красная книга необычная
. Чем она необычна? (В ней занесены животные и растения, которые нуждаются в охране)
Какие животные нуждаются в охране? - Что символизирует красный цвет обложки? (это сигнал тревоги, опасности, предупреждения) Поднимите зеленые листочки, кто будет другом природы?
А теперь желтые листочки у кого сохранилось солнечное настроение? Мои пожелания. Берегите природу и прочитаю стихотворение.








Охраняется Красной книгой столько редких зверей и птиц, чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты. Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы. Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид. А себя мы прощаем. Прощаем. Но грядущее нас не простит. Красная книга, красная. Может, значит она, что природа умрет? Цель у нее иная: Все живое хранить зовет! Спасибо за солнечный урок.