Классный час на тему Красная книга Волгоградской области


Красная книга Волгоградской области
Цели урока:
создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе;
развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Волгоградской области;
воспитание любознательности, бережного отношения к природе;
донести до сознания детей, по какой причине многие животные и растения оказались на страницах книги.
Материал:
Красная книга РСФСР;
Красная книга Волгоградской области;
картинки с изображением животных;
справочники.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительная беседа.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью и, конечно, любить природу нашей Родины. Растительный и животный мир, насчитывающий миллион видов, находится в сложной зависимости от деятельности человека.
Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушатся, а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Поняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы охранять Землю.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. - Подумайте, почему выбран красный цвет? Что он символизирует?
Ученик.
Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.
III. Погружение в проблему.
Учитель.
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Выступления заранее подготовленных ребят.
Ученик 1. Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами

(демонстрируется иллюстрация из «Красной книги»).
Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.
Ученик 2. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя

(демонстрируется иллюстрация из Красной книги). Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.
Ученик 3. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 году.


Учёные и краеведы Волгоградской области ведут свою «Красную книгу Волгоградской области».

IV. Практическая работа.
Учитель.
- Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов.)
Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
На доске выставляются иллюстрации животных, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам.
Учитель.
– Красная книга – это документ временного действия. почему так говорят?
Ученик.
Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.
Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.
Учитель.
- Верно. Красная книга – документ, постоянно изменяющийся по мере того как пополняются наши знания о природе; она должна пополнятся новыми сведениями и совершенствоваться.
Учитель.
-Посмотрите, пожалуйста. это макет Красной книги Волгоградской области. Почему его страницы пустые?
Учащиеся.
- Мы сами их должны заполнить.
Учитель.
- А где мы возьмем данные?
Учащиеся.
-Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с компьютером…
Учитель. Открываем первую страницу книги. О чём же мы будем говорить?
Учащиеся. О растениях.
Учитель. Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Волгоградской области встречается 130 видов. Вот только некоторые из них: ландыш майский, лук регелевский, пион тонколистный, купена лекарственная, прострел раскрытый.
На доске выставляются иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу.



Учитель.
– Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества? (Ответы детей)
Учитель.
-Открываем другие страницы. На территории нашей области, на суше и в водоёмах, постоянно или временно обитает свыше 370 видов зверей, птиц, рептилий, рыб. Только птиц известно более 230 видов; из них каждый десятый вид числится в официальных списках редких и находящихся под угрозой исчезновения. 3 вида обитающих в области млекопитающих также попали на страницы национальной Красной книги.
Это орёл степной, журавль-красавка, дрофа, богомол, жук-олень, махаон, русский осётр.
На доске выставляются иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу.



Учитель.
Сегодня на уроке мы будем создавать проект «Страницы Красной книги Волгоградской области».
I этап проекта – образование групп, определение подтем. Класс делится на 2 г р у п п ы:
1-я группа – «исследователи»;
2-я группа – «наблюдатели»;
«Исследователи» собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесённых в Красную книгу.
«Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе.
Учитель.
-Подведём итоги нашего поиска. Первая группа («исследователи») защищает свои проекты исследований.
Первая группа: ЗВЕРИ.
Выхухоль – редчайший и древнейший зверёк. Сородичи его жили примерно 40 миллионов лет тому назад. Выхухоль внешне напоминает ежа, но с мягким шелковистым мехом, тёмно-бурым на спине и серебристо-белым на брюшке. Ради этого густого, плотного и тёплого, непромокающего меха выхухоль и истреблялась длительное время. Зверёк почти слепой; его крохотные, как бусинки, глаза способны лишь отличать свет от тьмы. Зверёк с вытянутым в хоботок рыльцем-носиком; с его помощью он дышит, не выходя на поверхность воды, а высунув лишь кончик носа. Выхухоль прожорлива и поселяется в водоёмах с богатыми животными и растительными кормами. Питается она моллюсками (улитки, ракушки), ракообразными, водными насекомыми, рыбёшками, лягушатами, ест водные растения.
Перевязка – очень симпатичное животное. Окраска головы у него яркая, состоящая из черных и черно-белых «лоскутков» – полосочек. Белые ушки и белая шерсть на макушке образуют верхнюю перевязочку в виде оригинального «кокошника». Шубка у зверька с причудливыми узорами, с пятнышками, полосочками разных оттенков и цветов. Численность перевязки крайне незначительна и продолжает сокращаться. Главная причина тому – распашка целинных степей и, следовательно, сокращение численности основного корма зверьков – сусликов и полёвок.
Зверек избегает соседства с человеком. А человек всячески старается навредить зверьку. Яды уничтожают грызунов, а вместе с ними и их естественных потребителей – перевязок.

Вторая группа: ПТИЦЫ.
Скопа – довольно крупная (длиной 60 см, размахом крыльев свыше полутора метров, массой до 2 кг), орлиного облика, но более легкого сложения птица. У скопы тёмно-бурый верх тела и белая брюшная сторона. Селится скопа вблизи водоёмов, богатых рыбой. В настоящее время этот рыбоядный орел встречается редко.



Журавль-красавка, действительно, оправдывает своё название. Это изящная и стройная птица с пепельно-сизым оперением туловища, голова и шея покрыты чёрными блестящими перьями. Масса красавок достигает 3 кг. В полёте вытягивают ноги и шею. В стае летят характерным треугольным клином или журавлиным углом. Это очень осторожные, хотя и крикливые птицы. Если журавлей не преследуют, то они из года в год гнездятся на одном и том же месте. Гнездо устраивают на земле, недалеко от воды, хотя красавки могут гнездиться и вдали водоёмов – на полях. Гнездо у журавлей примитивное – это небольшое углубление в почве с подстилкой из травы. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей, насекомых. Охотно поедают хлебные колосья. Охота на журавлей запрещена.

Дрофа – крупная птица, массой от 4 до 6 кг – самка, до 8–12 кг – самец. Эти птицы – мощного сложения. Самец достигает 120 см. Размах крыльев – почти 2 м. Дрофы – очень осторожные птицы с прекрасно развитым зрением. Места обитания дроф – это степи, но обязательно с наличием водоёмов. Дрофы – всеядные птицы. Они питаются как насекомыми – кузнечиками, жуками, реже – жабами, ящерицами, так и растительной пищей.

Третья группа: РАСТЕНИЯ и ГРИБЫ.
Лук регелевский – многолетнее луковичное растение с узкими листьями. Цветки мелкие, листочки пурпурово-коричневые. Цветёт в середине лета. Растет на лугах.

Чага – берёзовый гриб, встречается в виде нароста на молодых берёзовых стволах в северных районах области, но очень редко, так как ему необходима высокая влажность воздуха. Плодовое тело черно-бурого цвета, деревянистое, развивающееся на стволе погибшего дерева. Издавна применяется в народной медицине как средство болеутоляющее и тонизирующее.

Четвёртая группа: РЫБЫ.
В Волгу ежегодно заходят из Каспийского моря для размножения белуга, русский и персидский осётры, севрюга. Все эти виды рыб занесены в Красную книгу Волгоградской области.
Учитель.
-Вторая группа («наблюдатели») защищает свой проект. Они должны были составить правила поведения в природе.
Правила поведения в природе:
Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!
Берегите почву!
Берегите прекрасный мир растений!
При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Учитель.
-Итак, мы подошли к последнему этапу работы – к презентации проекта «Страницы Красной книги Волгоградской области». Давайте посмотрим, какие страницы мы создали и что изобразили на них.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
– Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
– Что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Учитель.
-Наше занятие подошло к концу. Пусть оно завершится стихотворением, которое является заветом нам с вами.
Ученик.
Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!