урок окружающего мира по Плешакову Жизнь леса Республики Коми

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Жизнь леса Республики Коми. Лес – природное сообщество»
Составитель: Старцева Марина Витальевна

Обучающие задачи:
сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса.
Развивающие задачи:
развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
формировать убеждение у учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, чувство уважения к окружающему миру.
Ход урока
СЛАЙД 1 Урок окружающего мира.
СЛАЙД 2 Здравствуйте, ребята, родители и учителя
1. Проверка домашнего задания.
СЛАЙД 3. Заполните схему “Состав почвы”











СЛАЙД 4,
Найди 6 ошибок в тексте:
Почвой называют верхний слой земли. В природе существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Почвы не нуждаются в охране.


СЛАЙД 5. С найденными 6 ошибками:
Почвой называют верхний, плодородный слой земли. В природе существует большое число типов почв. Самыми плодородными являются черноземные почвы. За плодородие почвы отвечает перегной. На территории нашего края преобладают тундровые, подзолистые почвы. Почвы нуждаются в охране.

На территории Республики Коми преобладают тундровые, подзолистые и дерново-подзолистые почвы, почвообразующими горными породами являются глина, суглинки, пески, супески.


2. Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 6. Ребята, сегодня на уроке мы отправимся за чудесами и удивительными явлениями. А куда, и за какими чудесами мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадки.
1) Дерево-доктор. ( ЛИПА)
2) Дерево, из которого делают музыкальные инструменты. (ЕЛЬ)
3) Дерево, которое убивает микробы. (СОСНА)
-Выделяем первые три буквы, получаем слово ЛЕС.
- Так куда мы отправимся, что будем изучать.

СЛАЙД 7. Хочу пригласить вас сегодня в лес. В добрый, могучий, полный чудес. Будьте внимательны, не отвлекайтесь. В путь-дорогу скорей собирайтесь.
СЛАЙД 8. Леса занимают большую часть Республики Коми. Поэт М.Н.Лебедев в стихотворении “ Земля Коми” писал:
Я иду Землею Коми – Древняя тайга кругом. Лес такой могуч, огромен – Есть ли где в краю другом? Ввысь вершину надо мною Стройная взнесла сосна. Она летом и зимою И красна, и зелена
Лес – одно из чудес света. Сколько в нем тайн, сокровищ и открытий! Сегодня мы с вами приоткроем дверь и войдем в него.

Какова тема нашего урока?
Ответы детей

Ребята, а что такое лес? Подумайте.
Лес- сообщество древесных и травяных растений, различных животных, грибов.
А какие непонятные слова встретились вам в этом определении?
(учитель вывешивает слово «сообщество» на магнитную доску)
В словаре Ожегова это слово означает группу растительных и животных организмов, живущих вместе.
Значит, ВСЕ ОБИТАТЕЛИ ЖИВУТ ВМЕСТЕ СООБЩА, СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ.

СЛАЙД 9. Давайте понаблюдаем , какие растения живут сообща в лесу. (На экране: плакат-схема «Смешанный лес»). -Чем является лес для живых организмов?
(Для живых организмов лес является домом.)
СЛАЙД 10. - А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.) Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания. Растения с мягкими зелеными стеблями (Травы) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники) Многолетние растения с крупным твердым стеблем (Деревья) СЛАЙД 11. - Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположим ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
А теперь ребята, подумайте, в каждом ли виде леса можно наблюдать все этажи-ярусы, которые мы отмечали.
( Различия в условиях произрастания деревьев обуславливают то, что из-за недостатка солнца, тепла, повышенной влажности под кронами деревьев встречается разная растительность.)

СЛАЙД 12- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! - А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.) -А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.) (1 зайчонок) - Мы выяснили, что лес для животных является домом. А чем он еще служит животным? (В лесу животные находят пищу.) (2 зайчонок)-Какие животные встречаются в лесах нашей Республики Коми?
(3 зайчонок)-Какие из них живут на деревьях? (4 зайчонок)-Какие ведут наземную жизнь?
(5 зайчонок)-А какие обитают в почве? СЛАЙД 13. Отгадайте животных, которые проживают в наших лесах.
1. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось)
2. На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк)
3. Зверька мы узнаем с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом? (Белка.)
4. Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
5. Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стёжки – дорожки хвостом подмела.
(Лиса)

СЛАЙД 14, 15 Давайте составим 2 цепи питания, сложившихся в наших краях. (составление цепей питания на экране: 14. дуб – жук – птица – хищная птица; 15. ель – белка - куница) - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?
(Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
СЛАЙД 16.Физминутка
СЛАЙД 17 -33 Разминка для глаз
СЛАЙД 34. - Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о чем идет речь. И на горке, и под горкой, Под березой, и под елкой, Хороводами и в ряд В шляпках молодцы стоят. (Грибы) - Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

(Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)
СЛАЙД 35.
Ребята, а что такое обозначает: Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы – ЛЕСНУЮ ПОДСТИЛКУ
Интересно, что ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов
СЛАЙД 36.
– Мы опять видим как всё в лесу  взаимосвязано. Давайте ещё раз убедимся в этом, опираясь на схему.










СЛАЙД 37. Как же человек влияет на лес?
СЛАЙД 38. почему мы должны беречь и охранять лес.
СЛАЙД 39. Коми Республика – земля, где рождается воздух.
СЛАЙД 40. Как сохранить наши богатства
- Какие правила «Охраны природы» можно вспомнить, говоря о лесе, как о природном сообществе?
СЛАЙД 41. VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ.
Я ДАЖЕ НЕ ДУМАЛ (А)
Я УЗНАЛ (А) ..
-Почему называют лес – природным сообществом? - Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
- Как нужно обращаться и вести себя в природе? СЛАЙД 42 Спасибо за урок
СЛАЙД 43 домашнее задание: с.175 – 182 читать, печ.тетр. с. 56 – 57, зад. 5, 7 подготовить сообщение о растении или животном нашего леса.
СЛАЙД 44 МОЛОДЦЫ!

СЛАЙД 45. Знаешь ли ты?
– Гектар леса обеспечивает воздухом, обогащенным кислородом, 30 человек. На нем вырастает в год до 500 кг съедобных грибов.
– Человек каждые 4 часа из 10 дышит кислородом, восстановленным лесом.
– 1 гектар леса поглощает за час столько углекислого газа, сколько его выделит за это время 220 человек
– Лесной воздух содержит в 40-70 раз меньше болезнетворных микробов, чем городской.
В нашей республике есть крупнейший лесопромышленный комплекс по переработке древесины “Монди Бизнес Пейпа”.
На сыктывкарской бумаге издательство “Просвещение” выпускает учебники, а издательство “Детская литература” – книги.
Каждая четвертая книга в стране печатается на сыктывкарской бумаге.

Красив и могуч лесной великан лось. Питается он летом листьями и молодыми ветками деревьев, травой, а зимой – корой осины, рябины.
Крупный и сильный зверь – бурый медведь. Время от первых снегов до наступления весны он проводит в спячке.
Много пушных зверей. Они имеют промысловое значение.
В густых лесах живет белка. Питается семенами хвойных пород деревьев, грибами. В поисках пищи белки могут перекочевывать с места на место на сотни километров.
Очень ценный промысловый зверек – горностай. Летом у него мех шоколадного цвета, а зимой белого, только кончик хвоста – черный.
Куница – хищный зверь. Питается полевыми мышами, рябчиками, глухарями, тетеревами. Любит яйца птиц, ягоды.
Росомаха – крупный хищник, весит 20-30 кг. Это свирепый зверь. Жертвами росомахи бывают даже лоси.
Разнообразен мир птиц. Самая крупная птица наших лесов – глухарь. Имеет промысловое значение, но в связи с рубкой леса глухарей из года в год становится все меньше.
Тетерев для токования выбирает светлые сухие места, преимущественно сосновые боры.
Рябчик назван так за свою пеструю окраску.
Водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди – останавливаются у нас на реках и озерах во время весенних и осенних перелетов.
Дятлы, сойки, клесты, кедровки, синицы – это всем известные обитатели нашей тайги.

V. Закрепление изученного материала -Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие -в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)
- Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом.)

– Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природным сообществом.


МОЛОДЦЫ!!!








13PAGE 15


13PAGE 14115