Познавательно-развлекательное занятие по синтезу искусств Свистунья — ярмарка дымковской игрушки. 3 класс


Познавательно-развлекательное занятие по синтезу искусств «Свистунья»- ярмарка дымковской игрушки.
Учитель высшей категории Козельская И.Н.
ГОУ СОШ №868 ЮАО г. Москва

Ц Е Л И.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- закрепить знание особенностей промысла дымковской игрушки;
- повторить особенности росписи дымковской игрушки;
- закрепить знание различных видов русского народного детского фольклора ( потешки, сказки, песни…);
- тренировать в употреблении ярмарочной лексики, в умении
декламировать заклички;
РАЗВИВАЮЩИЕ :
развивать устную речь;
расширять знания о родном языке и его прошлом;
развивать интерес к народным традициям и культуре;
развивать познавательную деятельность учащихся;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать интерес, внимательность, самостоятельность, творческую активность.
ОБОРУДОВАНИЕ :вылепленные из глины фигурки коня ( вылеплены на уроке трудового обучения детьми);
гуашевые краски, кисти, палитры, боночки с водой и т.д необходимые для росписи игрушки;
плакаты с изображение дымковской игрушки;
«торговые лотки» с дымковской игрушкой;
лотки коробейников со свистульками росписанные детьми;
выставка детских поделок - игрушки вылепленные из глины и слоеного теста и расписанные детьми на уроках трудового обучения и изобразительного искусства;
костюмы дымковских барышень, гусара, военного, пастушка, петрушки, коробейников, народные костюмы ( у всех учащихся).

Познавательно-развлекательная ярмарка
дымковских игрушек с использованием русского народного фольклора.
Класс украшен большим панно с названием ярмарки и дымковскими игрушками. На стенах плакаты , На всех участниках народные костюмы, барышни « в дымковских кокошниках», «кавалеры – в гусарских головных уборах.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :Гостей приветствуют Петрушка и «дымковская барышня»
ПЕТРУШКА: Здравствуйте, гости дорогие!
БАРЫШНЯ: Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.
ПЕТРУШКА: По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.
Наверное потому и назвали слободу Дымковской. Но не только караваи хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, а еще дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.
БАРЫШНЯ: А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не только для забавы детворы. В старину вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. То-то шума и веселья было! Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».
ПЕТРУШКА: Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось нет от них спасения. Но вятичи люди находчивые. Придумали горожане « военную» хитрость. Все жители, и стар и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли ! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой «Свистуньей» . И в наши дни мастера делают свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
ПЕТРУШКА. На ярмарку! На ярмарку!
Под мелодию русской народной песни «Коробейники».
Дети в костюмах Коробейников входят в класс.
ЗАЗЫВАЛА 1. Эй не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
ЗАЗЫВАЛА 2. Ой – вы свисты-пересвисты,
Тут свистульки голосисты!
Выходят дети одетые в костюмы персонажей дымковской игрушки и народные костюмы , насвистывая «Ах, вы сени !»
Ах вы сени, мои сени,
Сени новые мои.
Сени новые, кленовые,
Да решетчатые
Выходила молода за новые ворота
Выпускала сокола из правого рукава
ПЕТРУШКА. Чем знаменито Дымково?

ИГРУШКИ (хором). Игрушкою своей!
ИГРУШКА 1. В ней нету цвета дымного
Что серости серей.
ИГРУШКА 2. В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
ИГРУШКА 3. В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
ИГРУШКА 4. В ней молодость – изюминка.
В ней удаль и размах …
ИГРУШКА 5. Сияйте охра с суриком
По всей земле в домах ! ИГРУШКА 6. И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
ИГРУШКИ (хором) Пусть под улыбкой Дымкова Растают без следа !
ПЕТРУШКА. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием «СВИСТУНЬЯ» . Почему Свистунья ? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Т-с-с, игрушки заговорили .БАРЫШНЯ. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну, отгадайте, кто я.
ПЕТУШОК. Мы на празднике самые важные, мастера лепят нас из глины по частям, заглаживают места соединения деталей с корпусом, смачивая водой, оглаживая всю поверхность.
СВИНЬЯ. В основе моей формы – цилиндр.
ЛАНЬ. В основе моей – конус.
ПТИЧКА. А в основе моей – овал.

ИГРУШКИ (хором). Мы замкнуты с одной стороны и вытянуты с другой, а внутри – пустота. Вытянутый кончик – свисток. Затем основу свистульки дополняют двумя коротенькими толстыми выступами – ножками, налепляют голову коня, утки, козла – получается завлекательная игрушка.
БАРЫШНЯ. Посмотрите, какая я красивая! Лепят сначала юбку или ступу, пустотелый корпус, а затем… затем…затем…
ПЕТРУШКА. Загордилась наша барышня и позабыла, как мастер над ней трудился.
КОРМИЛИЦА. Мои руки прикреплены торчком, потом их осторожно согнули.
БАРЫШНЯ, КОРМИЛИЦА, ХОЗЯЮШКА. Посмотрите, как нас нарядили.
БАРЫШНЯ. Мои волосы лежат крупными полукружьями, их украшает шляпа с полями, в руках – теплая муфта, на жакете – богатый воротник.
КОРМИЛИЦА. У меня волосы уложены витыми буклями, их увенчает кокошник.
ГУСАР. Расскажите , барышня, как получаются оборки на вашей юбке?
БАРЫШНЯ. Мастерица заворачивает в мокрую тряпочку глиняные колбаски, быстро постукивает их ребром ладони, превращая в ровные полоски, затем собирает в волнистые оборки. В тряпочке они ровнее получаются.
ПТИЧКА. Самое главное позабыли! Когда игрушка слегка подсохнет и стенки станут крепкими, прорезают два круглых боковых отверстия и прямоугольное внизу свистка, которое обязательно прочищают. Игрушка получает голос.
БАРАШЕК. Перед обжигом меня обмакнули в глазурь, я стал блестящий.

УТОЧКА. А меня, как и остальные игрушки, хорошо просушили в тени и только потом отправили в печь на обжиг, поэтому я ничуть не покоробилась и не лопнула от жара. Я и
Без глазури хороша, у меня ровная матовая поверхность.
КОРМИЛИЦА. Из печи мы вышли красно-коричневыми и отправились на побелку: нас несколько раз окунали в мед, растертый в порошок и разведенный цельным молоком. От скисания молока с мелом на поверхности игрушки образуется плотный, ослепительной белизны слой.
ИНДЮК. Позвольте и мне сказать, я покоряю покупателей царственной осанкой и сказочной пышностью. Что такое роспись игрушки? Это нанесение ярких красок на белый фон, это третье рождение игрушки. Сухие краски растирают на яйце, разведенном уксусом или квасом, вот! Полюбуйтесь гаммой красок моего хвоста: синяя, оранжевая, желтая, зеленая, малиновая…
ОЛЕНЬ. Еще нужны коричневая и черная краски. Законченную игрушку по росписи смазывают сырым яйцом, чтобы блестела, а на мои великолепные рога наклеивают ромбики золота.
ПЕТРУШКА. Ребята, индюк рассказал о третьем рождении игрушки. Кто вспомнит первое и второе?
ДЕТИ. Первый раз игрушка рождается, когда ее вылепят. Она очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. Так она рождается во второй раз. А третье рождение – роспись.
ПЕТРУШКА. Совсем как человек. Он рождается маленьким, слабым. Второй раз он рождается, когда учение закончит. В третий раз – когда пройдет испытание . Только тогда он настоящим человеком станет.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ в форме ярмарки:
ЗАЗЫВАЛЫ СВИСТЯТ.

ЗАЗЫВАЛЫ 1 и 2. Таратушки- таратушки!
Тут из Дымкова игрушки!
Всех на ярмарку зовем!
Мы свистульки продаем !.
ПЕТРУШКА. Мы свистульки продаем,
Хором песенку поем!.Ведущий: Ой, ду-ду! На дубу
Грянул ворон во трубу,
Зашумели леса
И пошли чудеса.
А в лесной избушке
Затопилась печь:
Пироги с морошкой
Начал зайка печь.
Пирогов покушай, Песенок послушай.

Все поют песню «ВОРОН».
Ой, ребята, тара-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе – дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная !ДЕТИ далее изображают торговлю на ярмарке.
ЗАЗЫВАЛЫ: Подходи, налетай!
Мои куклы покупай!
Детям радость доставляй!
Куклы не простые,
Одежки расписные,
На головах шапочки,
А на ножках тапочки!
А вот ряд расписной ! Заходи , народ честной!
Есть и козлик, есть и гусь,
Выбирай себе на вкус ! Люди! Подходите!
Игрушки поглядите.
Гармонист молодой,
Гусар важный, удалой ! Становитесь в ряд,
Выбирайте подряд:
Барашки, лошадки,
Индюки, козлятки.
Красиво, приятно!
Для детей занятно!
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные няни,
Солдат с усами.
Козел- золотые рожки
Да куколка в сережках,
Пестрые, яркие, славные , занятные.
УЧАЩИЕСЯ демонстрируют дымковские игрушки.
УТКА. Утка- Марфутка Бережком идет,
Уточек- Марфуточек Купаться ведет.
ИНДЮК. Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока,
Всех не даром удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост – Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
И напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная – индюк.
ИНДЮК. Индя- индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой –
Красный, белый, золотой !ПЕТУШОК. Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
ПТИЧКА. Птичка, птичка,
Покупайте птичку!
Сама летает,
Сама и деток забавляет.
Все участники занятия поют песню « Куда летишь, кукушечка ?»
Куда летишь кукушечка ?Ку-ку! Ку-ку!
Куда летишь,залетная!
Ку-ку! Ку-ку!
Лечу, лечу я в тот лесок,
Ку-ку! Ку-ку!
Чтобы подать свой голосок.
Ку-ку! Ку-ку-ку!
Гуляйте, детки, по лесу.
Ку-ку! Ку-ку. Ку-ку!
ПЕТРУШКА. Барышни – диво:
Изящны, красивы
Угодно купить ? Могу уступить!
( У него собачка – свистулька).
Вот собачка Жучка,
Хвостик- закорючка.
БАРЫШНЯ. Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

ХОЗЯЙКА. Хозяйка с ярмарки идет,
Игрушку деточкам несет.
Игрушка не простая-
Свистулька расписная.
КОРМИЛИЦА. (поет) Баю, баюшки, баю.
Живет мужик на краю.
Он не беден, не богат,
В доме семеро ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.

ВОДОНОСКА. За студеною водицей
Водоноска молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри , как хороша
Эта девица- краса,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
ПЕТРУШКА. Цок, цок,цок,
Вот лошадка – белый бок !ВСАДНИК. Едет Ваня в синей шапке,
На наровистой лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

ТРОЙКА. Три коня вороных,
Три дуги золотых,
Еще новая уздечка,
Колокольчик и колечко.
БАРАШЕК. Барашек-свисток,
Рога-завиток.
Копыта с оборкой,
Скачет по горке.
ПЕТРУШКА. На зеленом на лугу
Потерял пастух дуду.
Маша дудочку нашла,
Пастуху ее дала.
Исполняется русская народная песня «Тетери». Солист- Пастушок играет на флейте, все учащиеся поют и свистят на глиняных свистульках.
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
ПЕТРУШКА. Корова рогата,
Да молоком богата.

ХОЗЯЙКИ исполняют песню «ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО»
Ой вставала я ранешенько,
Умывалась я белешенько.
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малина моя.
Надевала черевички на босу
Я гнала свою корову на росу.
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малина моя.
Я гнала свою корову на росу.
Повстречался мне медведь во лесу.
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малинка моя.
Я медведя испугалась,
Во часты кусты брасалася.
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малина моя.
Ты, медведюшка – батюшка,
Ты не тронь мою коровушку
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малина моя.
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Ой ли, да ли, калинка моя
В саду ягода малина моя.

На сцену выходят Фома и Ерема.
ЕРЕМА. По широкой улице
Едет кот на курице.
А Лиса на петухе,
А Ерема – на свинье.
ФОМА. Круглая спинка,
Розовая щетинка,
Хвост крючком
Рыльце пятачком.
На свинье Фома сидит,
Балалаечка звенит.
ПЕТРУШКА. Уж как жили-то два брата-
Ерема да Фома _
Что Ерема, что Фома _
Два удалых молодца.! Входят « дымковские барышни».

ЕРЕМА. Вот Ерема купил лошадь
ФОМА. А Фома купил быка.
БАРЫШНЯ 1. Наш Ерема – простота:
Купил лошадь без хвоста.
БАРЫШНЯ 2. Сел он задом наперед
И поехал в огород.
БАРЫШНЯ 3. Сел Фома на быка,
В лес поехал по дрова,

БАРЫШНЯ 4. Зацепился за пенек-
Простоял там весь денек;
БАРЫШНЯ 5. Ерема- за кочку –
Простоял всю ночку !БАРЫШНИ (хором) Фома да Ерема
Сидели б вы дома!

ФОМА. Давай-ка, брат, по ярмарке ходить да народ веселить.
ФОМА и ЕРЕМА поют частушки.
ЕРЕМА. Шея я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
Братцы, вытяньте меня,
Погибаю в луже я!
ФОМА. На стене часы висели,
Тараканы стрелки съели,
Мухи гири оторвали –
И часы ходить не стали.
ПЕТРУШКА И БАРЫШНИ. (хором).
Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
И Ерема, и Фома –
Мастера на враки.
ЕРЕМА. Ты, играй, играй гармошечка,
Играй повеселей !
Это верно совершенно,
Что картошка без костей.
ФОМА. Мы с Еремою гуляли,
Из корзинки чай пивали,
В полюшке на камушке
Картошку жарили в мешке !ВСЕ. Чепуха, чепуха …
ЕРЕМА. Мой братишка заболел:
Аппетиту нету –
Три кастрюли супу съел,
Сто одну котлету !ФОМА. Полно, красны девицы,
Попусту болтать.
Лучше красны девицы,
Спеть и поплясать.
Барышни поют (как частушки).
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские _
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барышни
Всех на свете краше.
А гусары- баловни –
Кавалеры наши.
С лентами и бантами
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Провлываем павами.
ПЕТРУШКА. Два притопа, два притопа,
С каблука да на носок.
Наши барышни танцуют,
Выше нос и руки в бок.

Один из кавалеров приглашает девочек в хоровод «КАК ПОД НАШИ ВОРОТА».
Как под наши ворота,
Подливалася вода.
Ой, калина моя!
Ой, малина моя!
Подливалася вода,
Расстилалася трава.
Ой, калина моя…
Ой, малина моя…
Расстилалася трава
Трава шелковая.
Ой, калина…
ПЕТРУШКА. А есть среди ребят мастера-игрушечники ? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ проводится в « мастерской дымковской игрушки».
УЧИТЕЛЬ. А сейчас мы приглашаем вас в мастерскую, где идет роспись дымковской игрушки.
Дети расписывают игрушки. ( Коня.)
УЧИТЕЛЬ: Конь в народных промыслах символ чего?
ДЕТИ: Солнца.
УЧИТЕЛЬ: Где же возник промысел?
ДЕТИ. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.
УЧИТЕЛЬ. Что такое дымковская игрушка?
ДЕТИ: Дымковская игрушка - это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощенны, согласно древней традиции изготовление народной игрушки, скульптуры.
УЧИТЕЛЬ. Да, верно. Знаменитый русский художник А. Васнецов, написавший много картин, посвященных истории России, сравнивал дымковскую игрушку с древней античной скульптурой: «Удивительное дело! На далеком Севере, в лесной стороне, в древнем Хлынове, в слободе Дымково каким-то далёким эхом отозвались терракоты Херсонеса и Древней Греции… Разница только в образах, вложенных в глину…»
УЧИТЕЛЬ. Что еще говорит о том, что это скульптура?
ДЕТИ.У неё есть характер. Она веселая, праздничная.
УЧИТЕЛЬ. Для чего лепили игрушки?
ДЕТИ. : Мастера, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки
УЧИТЕЛЬ.Кто лепил игрушки?
ДЕТИ. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.
УЧИТЕЛЬ.: Когда лепили игрушки?
ДЕТИ. Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печке эти знаменитые игрушки.
УЧИТЕЛЬ. Кого изображали игрушки?
ДЕТИ. Барышень в пёстрых юбках, бравых кавалеров, важных петухов и индюков, водоносок, кормилец, нянь, женихов и невест, баранов, коней, коров, птичек, веселые карусели…УЧИТЕЛЬ. Как проводят обжиг игрушек?
Дети: Обжигают для прочности игрушки в печах при температуре 800-900º.
УЧИТЕЛЬ: Как белят?
ДЕТИ.Мелом, разведенным на молоке, меде и квасе.
ДЕТИ.Краски тоже разводят на молоке, яйце, уксусе и квасе.
УЧИТЕЛЬ.Узор, характерный для дымковской игрушки?
ДЕТИУзор строго геометрический , состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.
ДЕТИ.Характерные цвета – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
УЧИТЕЛЬ: Какой секрет имеется в росписи игрушки?
ДЕТИ.: Украшение золотом – сложная и кропотливая работа. Листочки золота настолько тонки, что легче пуха, и когда на игрушку «сажают золото», то от сквозняков закрывают форточки, чтоб листочки не улетели. Мастерица легонько касается золотого квадратика кисточкой, смоченной в сыром яйце, подносит его к игрушке и закрепляет на нужное место: водоноскам и барыням – на кокошники, шляпы, рукава, петухам – на гребешки, оленям – на рога, волшебным деревьям – на ствол и яблоки…

ЗАКРЕПЛЕНИЕ в форме русского народного передвижного театра:
УЧИТЕЛЬ. Приглашаю ребят пройтись по ярмарке. Выбрать игрушки и рассказать какие ассоциации они вызвали. Может они напомнили вам потешку. Песню, сказку?
Дети выбирают игрушки и демонстрируют их на сцене передвижного театра.
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ»
Инсценировки показывают по двое детей и в соответствии с текстом осуществляют действия. Текст читает третий ребенок, диалоги персонажей произносят те, кто управляет фигурками.
1. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Текст неторопливо читает один ребенок, двое других по очереди проводят по сцене персонажей, подражая движениям животных (корова движется медленно, вразвалочку, телятки и козлятки брыкаются).
2. Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
3. Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь-богатырь
Для Алеши-удальца.
Один ребенок проводит (дважды, трижды) коня со всадником, имитируя бег. Диалог происходит между двумя дымковскими куклами. Та, которая говорит, слегка двигается.
4. Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Один ребенок читает текст, другой управляет персонажем.
5. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит –
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали
Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам».
Появляется Ваня на коне. Коня остановить, фигурку Вани снять и положить сзади коня. Появляются две фигурки девушек. Они приближаются к Ване, сажают его на коня и хором дают наказ.
6. Стучит, бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на свинке
По кривой тропинке.
Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
Еду сено косить
На что тебе оно?
Коровок кормить.
А на что корова?
Молоко доить.
А зачем молоко?
Ребятушек кормить.
Фигурки едут навстречу друг другу и останавливаются посередине сцены. Тимошка спрашивает (фигурка слегка двигается), Фома отвечает не спеша, с достоинством.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
УЧИТЕЛЬ. Не каждый человек может стать настоящим мастером игрушки. Когда мастерицы лепят, они шутят, поют песни, частушки. Они нарядно одеты, в мастерской чистота. А музыка и песни живут в самой природе дымковских изделий.
Кто ее не слышит, никогда лепить не сможет. Душу тут надо иметь светлую,-светлую, радостную. С такой душой и рождается «дымка» , или сама постепенно ее в человеке формирует.

Ведущий: Ходила младешенькаПо борочку,
Брала, брала ягодку,
Земляничку…
Песня: «Как пошли наши подружки…»
Как пошли наши подружки
В лес по ягоды гулять.
Дело, дело, дело, да
В лес по ягоды гулять
Они ягод не набрали
Лишь подружку потеряли.
Жалко, жалко, жалко, жаль, Лишь подружку потеряли.
Что любимую подружку –
Катеринушку.
Ох, ох, ох, ох,
Катеринушку.
Ты ау, ау Катюша,
Наша милая подружка!
Где ты, где ты, где ты, где
Наша милая подружка!
Не в лесу ли заблудилась
Не в траве ли заплелась?
Жалко, жалко, жалко, жаль, Не в траве ли заплелась?
Не в лесу я заблудилась,
Не в траве я заплелась.
Да, да, да, да!
Не в траве я заплелась.
В быстрой речке искупалась,
И на травке заспалась.
Да, да, да, да
И на травке заспалась.
ПЕТРУШКА Как под мельницей,
Под вертельницей,
Подкрались два карася,
Вот и песня вся.
Конец, конец, а кто слушал,
ДЕТИ:– Молодец!
ПЕТРУШКА. Пришло время расставания! До следующего гуляния !