Открытый урок-исследование по математике Четные и нечетные числа 1 класс

Тема: УРОК-ПРОЕКТ «ЧЁТНЫЕ И НЕЧЁТНЫЕ ЧИСЛА»
Цели урока:
освоение технологии вычислений в пределах 10 с опорой на понятие чётных - нечётных чисел
формирование умения делать обобщения, выводы, иллюстрировать выводы схемой;
закрепить знания состава чисел 2-10.
Планируемые результаты:
Знать свойства четных и нечетных чисел, уметь различать четные и нечетные числа, находить их признаки.
Формирование УУД (метапредметные):
Личностные
формирование учебно-познавательной мотивации (заинтересованности при выполнении заданий)
Познавательные
использовать модели и схемы при вычислениях;
наблюдать , видеть закономерность, делать выводы;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные
формирование умений сопоставлять информацию, представленную в разных видах(текст, схема);
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению ,ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроке материалу;
Регулятивные
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной форме;
составление плана и последовательности действий;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: проблемно-поисковый, практический, исследовательский.


















Ход урока:

Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1 . Организация детей на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Создание комфортной образовательной среды












2. Устный счет.




3. Актуализация знаний.
Цель: Повторить изученный материал, необходимый для
«открытия» нового знания; выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.


Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: И считать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь скажем наш девиз:
Мы – дружные!
Мы – умные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
В 1 классе учимся,
Всё у нас получится.
-А теперь можно тихо сесть.


1) -Набор фигур можно разделить на группы разными способами, по каким признакам это можно сделать?
Какое равенство получится?
2) Продолжи высказывания:
- Увеличить число на 1 , значит
- Уменьшить число на 1, значит

1)Работа в тетрадях:
-Запиши числа и продолжи каждый ряд на 2 числа:
1 3 5
2 4 6
- Что можно сказать о числах верхней строки? Нижней строки?
-Какие числа называются чётными, а какие – нечётными?

2) Работа в парах.
-Один ученик пишет на спине соседа любое число от 1 до 10. Второй определяет, чётное оно или нечётное, потом поменяться.
-Ваш сосед правильно отгадал написанное число?
Правильно определил четность или нечетность числа?













Дети читают стих хором.





таблица с фигурами разного размера, формы и цвета .
назвать следующее число.
назвать предыдущее число.
Записывают в тетрадях.


Нечётные и чётные.
Количество предметов, обозначающее чётное число, можно разложить по парам. А количество предметов, обозначающее нечётное число – по парам не раскладывается, всегда остаётся 1 предмет лишний.
Один ученик пишет на спине другого любое число от 1 до 10. Второй определяет, чётное оно или нечётное, потом меняются.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Мотивация к учению(Личностные УУД)
















Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли. (КоммуникативныеУУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение Регулятивные УУД).

4.Физкультминутка
-Сегодня я хотела проветрить кабинет, открыла окно. Вдруг поднялся ветер, ворвался в кабинет и сдул со стола все приготовленные карточки с числами.
Ребята ,пожалуйста, помогите мне их найти.
Все нашли?
-А сейчас посмотрите на числа, написанные на карточках , и определите четное оно или нечетное и займите место у подходящего условного знака.
·,
·
-Покажите свое число товарищу и объясните, почему вы так считаете.
-Ребята, а почему для обозначения четных чисел мы выбрали
· ,а нечетных-
· ?
Дети ищут под партой, столом карточки.
Дети подходят к условным обозначениям четного
· и нечетного чисел
·.
-Количество предметов, обозначающее чётное число, можно разложить по парам. А количество предметов, обозначающее нечётное число – по парам не раскладывается, всегда остаётся 1 предмет лишний.
-У четыре угла (четное), а у -три угла (нечетное).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).


5. Работа над проектом.
Цель: Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение, создать проблемную ситуацию, формирующую потребность обсуждения затруднения

1)ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

(на доске – озадаченный Крош с листком в руках. На листке примеры, SOS!!!)
-Крош в затруднении – запутался с чётными и нечётными числами. Он не может понять, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа. Его друзья пытались ему помочь, но запутались сами. Они просят помощи у нас. Поможем?

-Давайте подумаем, как мы можем помочь Крошу?

-Хорошо, каждый думает по- своему ,а нам нужно прийти к одному решению. А как мы сможем совместно прийти к правильному решению проблемы?









-Итак, какая же у нас проблема?


-То есть ЦЕЛЬ нашего исследования – разобраться самим и помочь разобраться Крошу, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.








-Дети высказывают предположения. выдвигают гипотезы.
- так как дети уже знакомы с групповыми методами работы, то они тут же приходят в выводу о необходимости работы группами.
Дети делятся на 5групп по 6 человек, образованные из трех соседних парт. Дети впереди стоящей парты поворачиваются назад вместе со стульями.Еще двое встают по бокам.
Крош не может понять, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

2)ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.

-Теперь мы должны определить задачи или спланировать, как помочь Крошу.
-Мы разделились с вами на группы и распределили примеры Кроша по этим группам. Группа должна будет решить примеры и сделать вывод о том, какие числа получились у них в результате (чётные или нечётные) и почему. Но прежде чем приступить к работе, нам нужно выдвинуть предположение, гипотезу, по которой мы будем работать. Посмотрите на свои примеры и выберите предположение ,гипотезу.



Дети определяют гипотезы по заготовкам
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Познавательные УУД).


-По какому плану будем строить нашу работу? С чего начнём?
Решим примеры.
Вывешивается первый пункт плана:
1.Решите все примеры.



Решение примеров группами.
1 ученик читает пример вслух, все слушают, находят решение, и ученик записывает его в листок. Потом он передаёт листок следующему члену группы – и тот читает пример.И так – по кругу.



-Примеры были трудными?
-Значит, проблема Кроша заключалась не в решении примеров. А в чём же?
Нет.
Он не может разобраться, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.




-А это действительно так? Давайте пронаблюдаем за результатами ваших вычислений. Числа заменим условными обозначениями:
·,
·. Замените значками все числа.
Второй пункт плана:
2.Пронаблюдайте за результатами – какие числа получились: ЧЁТНЫЕ ИЛИ НЕЧЁТНЫЕ.
Дети наблюдают, называют свои результаты. обобщают с помощью условных значков на листе (учащиеся уже знакомы с условным обозначением чётных и нечётных чисел -
·,
·).



-В чём же дело? Как вы думаете – на что необходимо обратить внимание?
На числа, которые мы складывали и вычитали.



-Значит, надо пронаблюдать за ними.
Пронаблюдайте, что общего было в ваших примерах?
Вывешивается третий пункт плана:
3.Что было общего в ваших примерах? Почему у вас получились именно такие числа?
Дети выполняют его.



-Что заметили? Давайте попробуем сделать выводы из ваших наблюдений.
Учитель вывешивает на доске четвёртый пункт плана:
4.Продумайте, как вы расскажете об этом одноклассникам.
Учитель раздаёт детям листки с заготовкой для вывода, дети вписывают пропущённые слова. Учитель координирует деятельность групп.



-Итак, вы провели планирование и поиск информации. Что же вы получили?
-Хорошо, а ваши выводы совпали с вашими предположениями, гипотезами?

Получили выводы, сделанные в результате исследования.


3.ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

-Каждая группа сделала выводы. Но ведь нам надо обменяться своими умозаключениями, чтобы мы могли помочь Крошу. Значит, какой следующий шаг?
Мы должны озвучить свои выводы, т.е. ПРЕЗЕНТОВАТЬ их.



-Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации.
Вывешивается ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ:
1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2.Как вы проводили исследование? Что делали сначала? Что делали потом?
3.К какому выводу вы пришли?
Вывод: При (сложении, вычитании) __________________чисел всегда получается (чётное, нечётное) число.



-Теперь подумаем о том, могут ли все члены группы рассказывать всё одновременно? Тогда выберите представителя, который расскажет о вашем исследовании
Презентации групп.
Дети совещаются и выбирают по одному представителю от команды, который будет презентовать их исследование. Представители групп презентуют свои исследования, а учитель оформляет выводы детей на доске в виде схем.



-Итак, какой была ЦЕЛЬ нашего исследования?





-Помогли мы разобраться Крошу с его проблемой?
-А что дало нам это исследование?

ЦЕЛЬЮ нашего исследования было - разобраться самим и помочь разобраться Крошу, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа.

Мы тоже разобрались с этим вопросом и поняли, почему при сложении и вычитании получаются то чётные, то нечётные числа



Давайте вспомним ход нашей работы.
1.У нас появилась ПРОБЛЕМА и предположение, гипотеза этой поблемы.
2.Мы стали думать, как её решить и стали составлять план работы и действовали по нему, чтобы добыть ИНФОРМАЦИЮ.т.е., мы выполнили
ПЛАНИРОВАНИЕ и
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
3. После этого мы сделали выводы, т.е. получили ПРОДУКТ своей деятельности.
4.Затем мы рассказывали о том, что выяснили, т.е. – выполнили ПРЕЗЕНТАЦИЮ своей работы.





-Ребята, а что мы сделали в результате всего?

-Мы получили новые знания? А как мы их оформили?

-Где они могут нам пригодиться?

Выполнили ПРОЕКТ(проектную работу).
Новые знания, которые мы оформили в виде схем.
Для проверки результатов вычислений при решении примеров.



6.Первичное закрепление.
Цель: Формировать умения ра: Организовать выполнение самостоятельной работы на применение новых знаний, организовать взаимопроверку по эталону.
ботать по схеме.
-Сейчас решим несколько примеров, а правильность результатов проверим с помощью схем.
8-1= 7+1=
4+4= 9-1=
8+1=

Дети решают примеры. Взаимопроверка.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; (Регулятивные УУД).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли. (КоммуникативныеУУД


7. Подведение итогов.
Цель: Зафиксировать новое содержание урока.
-Чем занимались? Какая у нас была цель?
-Смогли мы помочь Крошу и его друзьям?
-Почему у нас это получилось?
-А что мы ещё смогли составить?

-Наш гость убедился, что вы можете дружно работать и приобретать новые знания. Я рада ,что вы сегодня старались, особенно внимательно выслушивали ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.



-Мы работали в командах.
-Схемы, которые можно применять для проверки результатов вычислений при решении примеров.
Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. (Личностные УУД)


Уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

8. Рефлексия.
Цель: Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников.

-Кому было легко работать в команде? Почему?
- Кому сложно? Почему?
-Кто закончил урок с хорошим настроением похвалите себя и своего соседа по группе.

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. (Личностные УУД)
Уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Задания для групп:

1 группа:
1+1=
2+2=
3+3=
4+4
5+5=
Вывод: При сложении ___________________ чисел всегда получается __________ ______________________число


2 группа:
1+1=
3+1=
5+1=
Вывод: Если к ____________________числу прибавить 1, то получится ___________________________________число.
3 группа:
2+1=
4+1=
6+1=

Вывод: Если к ____________________числу прибавить 1, то получится следующее __________________число.


4 группа:
3-1=
5-1=
7-1=
Вывод: - Если из ___________________ числа вычесть 1, то получится ___________________________________ число.



5 группа:
2-1=
4-1=
6-1=
Вывод: Если из ________________________ числа вычесть 1, то получится _________________________________ число.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Гипотезы
1 группа
При сложении _(одинаковых, разных)_ чисел всегда получается
_(четное, нечетное)___число
2 группа
Если к _(четному, нечетному)__числу прибавить 1, то получится _______
__(четное, нечетное)___число.
3группа
Если к _(четному, нечетному)__числу прибавить 1, то получится следующее __(четное, нечетное)__число.
4 группа
Если из _(четного, нечетного)_ числа вычесть 1, то получится__(четное, нечетное)___число.

5 группа
Если из __(четного, нечетного) числа вычесть 1, то получится _
____(четное, нечетное)_ число.






Выводы по группам (для учителя):
1гр.- - При сложении одинаковых чисел всегда получается чётное число.

·+
·=
·

·+
·=
·

2гр. - Если к чётному числу прибавить 1, то получится нечётное число.

·+1=
·

3 гр- Если к нечётному числу прибавить 1, то получится следующее чётное число.

·+1=
·


4гр. - Если из чётного числа вычесть 1, то получится нечётное число.

·-1=
·


5гр- Если из нечётного числа вычесть 1, то получится чётное число.

·-1=
·
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (выводы - схемы).



·+
·=
·

·+
·=
·


·+1=
·


·+1=
·


·-1=
·


·-1=
·



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПЛАН РАБОТЫ:
Решите все примеры.
Пронаблюдайте за результатами – какие числа получились: ЧЁТНЫЕ ИЛИ НЕЧЁТНЫЕ.
3)Что было общего в ваших примерах? Почему у вас получились именно такие числа?
4)Сделайте вывод.Продумайте, как вы расскажете о своём выводе одноклассникам.
5)План презентации:
1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2.Как вы проводили исследование? Что делали сначала? Что делали потом?
3.К какому выводу вы пришли?
Вывод:
При (сложении, вычитании)_____________________чисел всегда получается (чётное, нечётное) число.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Проект - это "пять П":
Проблема.
Проектирование (планирование).
Поиск информации.
Выводы..
Презентация.


Заголовок 315