Урок по русской литературе и МХК на тему Образ войны в литературе и живописи II половины XX века ( 11 класс)


Тема урока: «Образ войны в литературе и живописи II половины XX века».
Эпиграф к уроку:
А жизнь подарена планете
И небо мирное над ней
Лишь потому, что есть на свете
Солдаты Родины моей!
Фашистских полчищ победитель, -
Моей державы рядовой,
И высший чин – освободитель –
Ему присвоил шар земной!
Феликс Чуев
«…Когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы».
Дмитрий Шостакович
Цель урока: - В преддверии 71годовщины Победы рассказать о роли и значении искусства в повышении боевого духа, патриотизма воинов, армии и народа в годы Великой Отечественной войны. - Выяснить какие жанры и виды искусства были характерны на всех этапах Великой Отечественной войны. - Вспомнить основные исторические этапы Великой Отечественной войны
Задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. - Развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать изученное.
- Формировать мировоззрение учащихся, воспитывать эстетический вкус, стремление к самообразованию.
- Показать значение поэзии как самого оперативного жанра времен войны, оттачивать выразительность речи.
Оборудование: презентация, портреты поэтов: Ю.Друниной, О.Бергольц, К.Симонова, А.Твардовского, М.Джалиля, М.Исаковский, А.Суркова; презентации учеников.
Тип урока: комбинированный, бинарный (литература и МХК)
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, метод сопоставления, аналитическое исследование.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.1. Прогнозирование целей урока. Слайды № 1, 2
- Ребята, сегодняшний урок мы начнем со строк эпиграфа. Это слова Феликса Чуева и ДмитрияШостаковича, известных культурных деятелей России. Прочтите их и скажите, каковы цели нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? (Произвольные ответы учеников: мы попытаемся1. Увидеть войну такой, какою ее представили художники, поэты, скульпторы, музыканты, понять ее истинное лицо.
2. Почувствовать патриотический дух искусства, которое приближало Победу наряду со всем Советским народом
3.И самое главное, разобравшись в произведениях искусства, понять, что важное хотели до нас донести деятели культуры… (война не должна повториться)
2.Мотивация к обучению. Слайды № 3 - 7
- Учитель МХК:
Совсем скоро 9 Мая 2016 года. Мы будем отмечать один из величайших праздников современности- 71 годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз с целью уничтожить Советский Союз как государство, а людей превратить в рабов. Советский народ, его вооруженные силы встали на защиту своей земли.
- Учитель литературы:
Источником победы в Великой Отечественной войне был невиданный ранее массовый героизм советских людей. И стар, и млад встали на защиту родной земли… Огромную роль в победе над врагом в это тяжелое время сыграло искусство, главной задачей которого было обострить дух патриотизма, поднять народ и воинов Красной Армии на защиту Родины, внушить им веру в неизбежную победу над врагом.
В эти суровые дни войны поэзия стала самым популярным жанром в искусстве. И не только в начальный период войны, но и в течение всех военных лет: перо было приравнено к штыку, поэты с такой активностью встали в строй защитников Родины, какой не бывало во всей истории нашей страны, богатой патриотическими традициями.
- Учитель МХК:
Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Но остались потрясающие стихи и песни. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Эта песня пробудила дух патриотизма, подняла народ на защиту Родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны. С этой песней родные и друзья провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Душевные слова и волнующая музыка звучали как присяга, которую давали уходившие на фронт. Вспомните строчки из этой песни….
- Учитель литературы:
Писатели чувствовали эту ответственность особенно остро. 940 человек из них ушли на фронт, 417 не вернулись. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики. ЭтоКонстантин Симонов, Алексей Сурков, Ольга Бергольц, Николай Тихонов Семен Гудзенко, Сергей Орлов. Поэзия была необходима людям на фронте и в тылу, ведь она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру в победу. Она не боялась правды, даже горькой и жестокой.
III. Изучение темы урока.
1 Литературная разминка. Слайды № 8, 9
1.Выразительное чтение стихотворений учениками. Создание эмоционального настроя. (Чтение отрывков из стихотворений Ю.Друниной, А.Суркова, К. Симонова и др.). Поэзия поддерживала людей, словно давали им новые силы, вселяла уверенность в Победе.
Юлия Друнина
ЗАПАС ПРОЧНОСТИДо сих пор не совсем понимаю,Как же я, и худа, и мала,Сквозь пожары к победному МаюВ кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силыДаже в самых слабейших из нас?..Что гадать!– Был и есть у РоссииВечной прочности вечный запас.
ЗИНКАПамяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой.1.Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, сырой земле.– Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет.Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый,У меня лишь она одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет.Знаешь, Юлька, я против грусти,Но сегодня она не в счет…Отогрелись мы еле-еле,Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.
К.Симонов А. СурковуТы помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,Как шли бесконечные, злые дожди,Как кринки несли нам усталые женщины,Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-И снова себя называли солдатками,Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:Деревни, деревни, деревни с погостами,Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,Крестом своих рук ограждая живых,Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –Не дом городской, где я празднично жил,А эти проселки, что дедами пройдены,С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскоюДорожной тоской от села до села,Со вдовьей слезою и с песнею женскоюВпервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,По мертвому плачущий девичий крик,Седая старуха в салопчике плисовом,Весь в белом, как на смерть одетый, старик.Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?Но, горе поняв своим бабьим чутьем,Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,Покуда идите, мы вас подождем.
Алексей Сурков
В ЗЕМЛЯНКЕБьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза,И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.
О тебе мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтоб услышала ты,Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.Между нами снега и снега.До тебя мне дойти не легко,А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт твой негасимой любви.Под Москвой, 1941г., ноябрь
К.Симонов «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души…Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: — Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
2.Элементы идейно-художественного анализа стихотворений. Слайды № 10 - 14
Ученик 1:
К. Симонов – военный корреспондент, поэт. Его военная лирика – головокружительный пик его поэзии, где сплавилось воедино все: война, любовь, Родина, юность. В творчестве Константина Михайловича Симонова тема Великой Отечественной войны занимает особое место. Стихи этого поэта знали все — на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, их читали по радио и с эстрады. Их посылали в письмах с фронта и на фронт, пели. В те годы не было человека, который не знал бы «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (наизусть). Последнее стихотворение посвящено другу Симонова, поэту Алексею Суркову.
Ученик 2:
Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение К.Симонова, — автор песни «Землянка». Грустное и лирическое стихотворение, ставшее популярной песней. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. А.Сурков просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая обстановка вокруг… Письма в стихах были весьма распространенным жанром во время ВОВ. В них солдаты говорили о том, что их волнует, тревожит, печалит или радует. Многие стихотворения фронтовики заучивали наизусть, переписывали в блокноты, берегли, словно письма-весточки от родных и близких. Ведь солдат оказался лицом к лицу со смертью . Именно об этом и поется в популярной песне военных лет : «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага». Предлагаю вам послушать песню «Землянка»
Ученик 3: Об Исаковском. Комментарий к презентации ученика «Исаковский». Выразительное чтение стихотворения.
Исаковский Михаил Васильевич (1900 - 1973), поэт. Родился 7 января (19 н.с.) в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из 6-го класса и начать работать. Во время Октябрьской революции Исаковский ведет активную общественную деятельность. Работает секретарем волостного Совета, с 1919 становится редактором газеты в городе Ельня. В 1921 - 1930 живет в Смоленске и работает в редакции областной газеты "Рабочий путь". С 1931 живет в Москве. Исаковский рано начал писать, в Смоленске вышли три книжки его стихов, но началом своей литературной деятельности Исаковский считал 1924, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. В 1927 в Москве вышла книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная М.Горьким. Затем увидели свет сборники "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936). Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне. В 1930-е годы Исаковский написал много текстов песен, ставших очень популярными: ("Прощание", "Провожание", "И кто его знает", "Катюша", "На горе белым-бела" и многие другие). Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война: стихи "Русской женщине", "Слово о России", песни "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои...", "Огонек", "Лучше нету того цвету" и др. В послевоенные годы продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло все...", "Летят перелетные птицы" и другие. По своей форме и языку поэзия Исаковского всегда отличалась ясностью, народностью и музыкальностью. Чтение наизусть стихотворения « Мы шли»
Ученик 4: Об А.Твардовском. Комментарий к слайдам № 13-14.
 В 1941 Твардовский начал работать над поэмой « Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца».
Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945. В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Случайно найденный образ, писал Твардовский, «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие (не случайно в поэме 1954г.«Теркин на том свете» он попадает в загробный мир, напоминающий своей мертвечиной советскую действительность) и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа. Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: «Откуда пришел – туда и уходит». Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946), и высокую оценку современников. И.Бунин писал о ней: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературного слова!» Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода».
3. Заполнение таблицы (по ходу урока ребята делают записи).
Поэты Великой Отечественной войны Идея стихотворения, цикла; ответ на вопрос
А.Твардовский. Поэма «Василий Теркин»
К.Симонов «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша…»
Исаковский «В лесу прифронтовом»
Жанровые особенности поэзии военного периода
4. Обобщение. Слайд № 15 «Основные черты поэзии периода войны».
Мгновенная острая реакция на меняющуюся фронтовую ситуацию
Агитационная призывность
Лаконизм, условность
образов

Отточенность главной
мысли

Искусство
патриотов

III. Особенности живописи периода войны. Сообщения учащихся к слайдам № 17, 18. Сопоставление разных подходов к изображению действительности в поэзии и живописи.
Ученик№ 1:
Патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись, В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придает людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр - батальный пейзаж. Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве... На картинеА.А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.» — несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане.Ученик № 2:
Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины. Дейнека стремился выразить свои чувства – гнев художника-гражданина, с болью смотрящего на тяжелые бедствия и страшные испытания, которые принесла его народу война. Вместе с тем художник хотел показать суровый, мужественный образ Родины, который он олицетворял в образе Москвы.Задачей, которую предстояло решить в данном случае, было передать в картине пейзажного характера идею непобедимости, неприступности Москвы.
Ученик № 3:
В годы войны изобразительное искусство по праву стало «сражающимся искусством»,так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.
Картина Дейнеки «Оборона Севастополя» представляет собой не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил на руинах горящего города: богатырские фигуры советских моряков в нарочито белоснежных робах против надвигающейся темно-серой, почти безликой массы захватчиков. Динамику и драматизм композиции определяет центральная фигура матроса в последнем отчаянном броске на геометрически точный ряд вражеских штыков.Замысел написать картину возник после того, как художник увидел в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. Позднее художник вспоминал: «Шла тяжёлая война. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжёлыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился чёрным. Но писать всё же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за весёлых людей, море и самолёты. И вот воочию представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
Ученик № 4:
"Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. Центральная фигура картины Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана» — советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей — земля, священная для патриотов.Великую силу народного гнева испытали фашистские громилы. Жалким кажется детина-офицер перед русской женщиной — крестьянкой. Всю силу красок и блеск солнца сосредоточил художник на образе матери. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека. Все пережила русская женщина в годы войны: страдания, лишения, смерть родных и близких. Но осталась верной своему народу, не разучилась любить. В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика С. В. Герасимов показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верою в неизбежность победы света и разума над варварством,  В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена Золотой медалью. 
Учитель МХК:
Триптих Александр Невский. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 г. за вклад в защиту русских земель от врагов. Александр Невский в годы своего княжения одержал ряд ярких побед над шведскими и немецкими армиями. В годы Великой Отечественной войны тема борьбы Древней Руси с немцами была наиболее актуальной, а победы русских над ними возводились в ранг общенациональных достижений. Героизм Александра Невского мог служить примером для советского народа. Под боевым стягом русских воинов стоит он в доспехах на берегу реки Волхов у стен Новгородской Софии. Закованный в латы, спокойный и сильный, зорко всматривается в даль, откуда должен появиться враг. Крепко сжимает он в руках меч, на его волевом лице - готовность во что бы то ни стало отстоять рубежи родной земли. Неподвижна его застывшая поза. Кажется, он весь выкован из стали – столько силы и величия в его фигуре, как монумент возвышающейся над низким горизонтом земель Великого Новгорода. Тревожные всполохи света, мятущиеся свинцовые тучи контрастируют с ярко-красной накидкой полководца. Они – как знамение предстоящего кровавого и жаркого сражения. Когда работа была закончена, Павел Дмитриевич Корин сказал: “Я писал Невского в годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух народа, который встал во весь свой гигантский рост”. Зрители увидели картину в суровое военное время. Она произвела на них огромное впечатление и имела небывалый успех.
Ученик № 5:
О картине Ю. М.Непринцева «Отдых после боя» Слайды № 20 - 24
Замысел картины Непринцеву подсказали личные наблюдения и переживания военных лет, а также знаменитая поэма А.Твардовского «Василий Тёркин». После начала войны художник добровольцем ушёл на фронт, служил в истребительномбатальоне и действующих частях Краснознамённого Балтийского флота, участвовал в обороне Ленинграда.  Напряжённая работа над картиной продолжалась с 1949 по 1951 год и увенчалась большим успехом автора. Показанная наВсесоюзной художественной выставке в Москве, картина получила высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 году закартину «Отдых после боя» Юрий Непринцев был удостоен Сталинской премии первой степени. Миллионами репродукцийкартина разошлась по всей стране, что заслуженно сделало еёодним из самых известных и любимых произведений советского изобразительного искусства.  Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Картина вошла в «золотой фонд» отечественной живописи как одно из лучшихвоплощений образа советского человека. Для Непринцева картина стала вершиной творчества, хотя в последующие годы им будет создано немало живописных и графических работ, в том числе и на темы Великой Отечественной войны. Вариант картины из собрания Государственной Третьяковской галереи неоднократно экспонировался на крупнейших художественных выставках.
Картина Непринцева «Отдых после боя» стала результатом кропотливой и долгой работы автора над характерами персонажей. Художник испытывает огромное чувство уважения к своим героям и стремится донести его до зрителя. Простое живописноерешение не заслоняет собой основной идеи картины – отображение нелегких будней Великой Отечественной Войны, ееобыкновенных героев, которые в суровых и трудных условиях добывали победу для своей Родины.  Непринцев хотел изобразить бойцов Советской Армии не в момент каких-то героических свершений, а во время бытового момента между боями. В персонажах картины ему хотелось воплотить все лучшие качества советского человека, при этомне скатываясь в фальшь и помпезность.  Зритель видит группу солдат Советской Армии на привале, собравшихся вокруг одного из товарищей, который веселит иххорошей шуткой. Центром картины является впечатливший художника литературный персонаж Василий Тёркин. Этонаходчивый и мужественный солдат, никогда не унывающий и поддерживающий своих товарищей в бою и на привале. Непринцев долго работал над его образом, прорабатывая его позу, жесты и взгляд. Он также досконально проработал фигуры
остальных солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Для этого Непринцев использовал весь свой опыт на фронте, записки своих товарищей, делал множество набросков с бойцовСоветской Армии, изучал их жесты, манеру говорить, старался вжиться в образ каждого из персонажей картины. Он хотел придать каждому из персонажей картины присущую только ему индивидуальность.  Художник намеренно не использует игру света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность.Его героев освещает свет мягкого весеннего солнца. Окружающий их пейзаж – это лес ранней весной.
Новый жанр-
батальный пейзаж
Изображение реальных событий того времени
IV. Метод Ассоциации. Назовите особенности живописи военного времени. Слайд№ 19
Высокая духовность
русского народа
Обращение к исторической тематике: воссоединение современных событий с героическим прошлым

V. Просмотр видеофильма, сделанного учащимся: «Земля, политая кровью»
VI. Рефлексия.
Воспитатьпатриотизм
Поднять боевой дух воинов
1.Проблемный вопрос: какова роль искусства в годы войны?
Вселить веру в победу
Воспеть героизм бойцов…

Роль искусства в годы войны

Мы всегда должны помнить тех, кто ценой своей жизни завоевал победу. Миллионы людей погибли за Родину. Мы вместе с поэтом-фронтовиком Ник. Майоровым верим, что погибшие солдаты слышат слова благодарности :Что гибель нам?
Мы даже смерти выше
В могилах мы построились в отряд
И пусть не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят. Н. П. Майоров
2.Вопросы по повторению.
Какие жанры(виды) искусства характерны для начального периода войны?
В чем особенность плакатного жанра?
С какими художниками мы сегодня познакомились?
Назовите их произведения.
Какое полотно произвело наибольшее впечатление?
Как называется жанр, в котором работали эти художники?
VI.Домашнее задание
1. Сочинение-размышление «Нужно ли сегодня помнить о войне?»
2. Проведите заочную экскурсию по памятным местам Крыма или села Петровка. ( По выбору учащихся).