Конспект урока по русскому языку на тему:Знаки препинания в сложном предложении

Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Знаки препинания в сложном предложении»
Цели:
формировать умения находить части сложного предложения;
познакомить с алгоритмом постановки запятой между частями сложного предложения;
продолжить знакомство с заимствованиями в русском языке; развивать монологическую речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля;
воспитывать культуру общения на уроке, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, повышать познавательную активность.
Оборудование: схемы предложений,карточки, учебник “Русский язык.4 класс, часть вторая” (авт. С.В.Иванов и др.); рабочая тетрадь № 2 “Пишем грамотно” (авт. М.И.Кузнецова); таблица “Знаки препинания в сложносочинённом предложении”,; индивидуальные карточки для чистописания; индивидуальные карточки “Ступеньки знаний”;
Ход урока
1.Орг. момент.
Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок!
2. Сообщение темы урока
У.Откройте учебник, прочитайте тему урока. Посмотрите на план урока.
На доске карточки
1. Пиши правильно.
2. Путешествие в прошлое.
3. Вспомни материал.
4. Давай подумаем. Тайны языка.
5. Работа в парах, по группам.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Какие цели поставите перед собой?
Дети отвечают.
- На уроке мы научимся правильно ставить запятую в сложном предложении, продолжим находить части сложного предложения, будем работать с заимствованными словами. Перед началом работы оцените свои знания в карточке “Ступеньки знаний”.
3.Чистописание.
У. Проведём гимнастику для кисти руки. Поставьте правую (левую) руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз, вправо, влево. Нарисуем 5 кружков по часовой стрелке, 5 - против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.
Красивое написание буквы В.в (запись с элементами которые они придумают сами).
4.Словарная работа.
(диктуют мальчики из карточек ,взаимопроверка)
Акварель, волшебник, отечество, восемь, готов, забавный,искусство, конверт.
5. Повторение о предложении с однородными членами
У. Используя записанные слова, составьте предложения с однородными членами после обобщающего слова (I вариант) и перед обобщающим словом (II вариант). Запишите предложения.
Дети зачитывают составленные предложения.
У. Объяснить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.
Дети отвечают.
6.Физминутка.
Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем, Надо косточки встряхнуть.  Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять, Теперь спинки держим ровно, На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки. Вспомните всё, что изучали, Без моей подсказки.
7.Работа над новым материалом
У. Чем отличается простое предложение от сложного предложения?
Д. Простое предложение состоит из одной части, а сложное - из двух или более частей. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа.
У. Как связаны части сложного предложения и сложносочинённого предложения?
Д. Части сложного предложения связаны по смыслу и при помощи интонации. Части сложносочинённого предложения могут связывать сочинительные союзы и, или, а, но.
У. Прочитайте предложения в учебнике на с.111. Сколько в каждом из них грамматических основ? А сколько частей?
Дети отвечают и делают вывод о том, как разделяются части сложного предложения.
Для повышенного уровня детям предлагается таблица “Знаки препинания в сложносочинённом предложении”. Дети читают предложения.
Д. Низко над землёй стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Солнце село, но в лесу ещё светло. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. К вечеру небо покрылось чёрными тучами и пошёл сильный дождь.
У.Обратите внимание, в последнем примере перед союзом и запятая не поставлена. Можете объяснить, почему?
Выслушиваются ответы детей.
У. Перед союзом и запятая не ставится, если в предложении есть общий второстепенный член, в данном случае слово к вечеру.
У. Познакомимся с алгоритмом постановки запятой между частями сложного предложения и применим алгоритм в выполнении упражнений.
Дети читают алгоритм “Учись применять правило” в учебнике, выполняют упражнение 1 у доски и в тетрадях, упражнение 2 - работа в парах, упражнение 3 - устно.
8.Закрепление.Творческая работа.
А)(работа в парах) Отредактировать предложение. Записать простое или сложное предложение. Поставить пропущенные знаки препинания.
(Взошло, встало, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. И вот почки раскрываются и на каждом кончике висит большая прозрачная капля. Ты (берешь, трогаешь,срываешь) одну почку трешь между пальцами чтобы потом руки долго пахли ароматной смолой березы.
- Докажите, что вы выбрали правильные предложения.
-Что можно еще сказать о сложных предложениях?
Б)
У. В рабочих тетрадях на с.35 в упражнении 2 постарайтесь продолжить предложения, обращая внимание на схемы, и также исследуя упражнение 3, найдите и исправьте ошибки.
Дети выполняют работу в парах. Проверка.
9. Итог урока
У. Вы справились со всеми заданиями на уроке. Достигли цели, поставленной в начале урока? Кто затруднялся на уроке? Кому легко было работать?
Выслушиваются ответы детей.
У. Оцените свои знания в карточке “Ступеньки знаний”. На какой ступеньке вы оказались?
Учитель выставляет отметки, обращая внимание на самооценку детей.
10. Домашнее задание
У. Выполните упражнение 1 на с.35 в тетради или упражнение 4 на с.112 в учебнике по выбору.