рабочая программа по русскому языку 8 класс под ред. М. Разумовской


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
______Шикунец Татьяны Николаевны_(1_категория)_____ _
Ф.И.О., категория
по ______________русскому языку_8_класс__________________
предмет, класс и т.п.
2011 – 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовской, «Дрофа»,2006 г., рассчитанной на 102 часа в год, 3 часа в неделю (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ) Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку.
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовская «Дрофа», 2008 г. рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю
Тематическое распределение часов
№ темы Разделы, темы
8 класс Количество часов
Программа под ред. М. М. Разумовской, Львовой В.В. С.И.Львова, С.И.Капинос,В.В. Рабочая программа
1 Язык.Правописание1 1
2 Повторение пройденного в 5-7 классах 11 11
3 Словосочетание и предложение 6 6
4 Двусоставное предложение 14 14
5 Односоставные предложения 15 15
6 Предложения с однородными членами 15 15
7 Предложения с обращением и вводными словами 12 12
8 Обособленные члены предложения 21 21
9 Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь 10 10
Итого: 105часов
Учебно – тематическое планирование
По русскому языку
Класс 8
Учитель Шикунец Т.Н.
Количество часов
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Контрольных работ - 1; диктантов – 6; изложений – 4; сочинений – 1.
Административных контрольных уроков – 3.
Планирование составлено на основе программы М.М. Разумовской
Учебник М.М. Разумовской, «Дрофа», Москва, 2009.

№ п/п Разделы и темы Кол – во часов Дата
1 четверть 27 часов, из них 6 часов – р. р. 1 Русский язык в семье славянских народов 1 03.09
Повторение изученного-8 +3 2 Морфология и орфография. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. 1 05.09
3 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. 1 07.09
4 Р.р Повторение : речь и её разновидности . Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи. 1 10.09
5 НЕ- НИ с местоимениями и наречиями . 1 12.09
6 Употребление в речи частицы НИ 1 14.09
7 Употребление дефиса 1 17.09
8 Написание наречий и омонимичных с ними частей речи. 1 19.09
9-10 Р.р Контрольное изложение . 2 21.09
24.09
11 Контрольный диктант по теме: «Повторение» 1 26.09
Словосочетание и предложение 5+1 12 Строение и грамматическое значение словосочетаний. Анализ диктанта. 1 28.09
13 Связь слов в словосочетании. Анализ изложения. 1 01.10
14 Употребление словосочетаний в речи. 1 03.10
15 Р.р Типы речи . 1 05.10
16 Предложение (общая хар-ка). 1 08.10
17 Предложение (общая хар-ка). 1 10.10
Двусоставные предложения 11+3 18 Главные члены предложения и их функции. Подлежащее и способы его выражения. 1 12.10
19 Сказуемое и способы его выражения. 1 15.10
20 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 17.10
21 Р.р Текст: способы и средства связи предложений в тексте. 1 19.10
22 Правило согласования главных членов предложения. 1 22.10
23 Второстепенные члены, их функции. Определение. 1 24.10
24 Приложение. 1 26.10
25 Дополнение. 1 29.10
26 Р.р Репортаж, его тематика, задачи речи. 1 31.10.
27 Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. 1 02.11
2 четверть ( 21 час, из них 5 часов – р.р ) 28 Порядок слов в предложении. 1 12.11
29 Интонация простого предложения. 1 14.11
30 Контрольный диктант по теме: «Двусоставные предложения». Административный контроль. 1 16.11
31 Р.р Репортаж – повествование; его строение, характерные языковые средства. Анализ контрольного диктанта. 1 19.11
Односоставные предложения (11+4). 32 Виды односоставных предложений. 1 21.11
33-34 Предложения определённо-личные. 2 23.11
26.11
35 Р.р Контрольное сочинение в жанре репортажа. 1 28.11
36-37 Предложения неопределённо личные. Анализ сочинения. 2 30.11
03.12
38 Обобщённо – личные предложения. 1 05.12
39-40 Безличные предложения. 2 07.12
10.12
41 Р.р Репортаж – описание. 1 12.12
42 Назывные предложения. 1 14.12
43 Неполные предложения. 1 17.12
44 Обобщение изученного об односоставных предложениях. 1 19.12
45-46 Р.р контрольное изложение. 2 21.12
24.12
Предложения с однородными членами (11 + 4) 47-48 Понятие об однородности членов предложения. Анализ изложения. 2 26.12
28.12
3 четверть ( 31 час, из них 6 часов – р.р ) 49 Понятие об однородности членов предложения. 1 11.01
50 Р.р Статья в газету . Понятие о жанре. 1 14.01
51-53 Средства связи между однородными членами предложения. 3 16.01
18.01
21.01
54 Р.р Статья в газету. Строение текста. 1 23.01
55-56 Однородные и неоднородные определения. 2 25.01
28.01
57 Р.р Сочинение с грамматическим заданием по картине. 1 30.01
58-59 Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Анализ сочинения. 2 01.02
04.02
60 Р.р Контрольное изложение «Что значит быть воспитанным». 1 06.02
61 Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения» 1 08.02
Предложения с обращениями и вводными словами (10+2). 62-63 Обращение и знаки препинания при нем. Анализ контрольного диктанта. 2 11.02
13.02
64-67 Понятие о водности как речевой категории. Анализ изложения. 4 15.02
18.02
20.02
22.02
68 Р.р Портретный очерк, общее представление о жанре. 1 24.02
69 Предложение с вставными конструкциями. 1 25.02
70 Вставные конструкции. 1 27.02
71 Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами». Административный контроль. 1 01.03
72 Анализ контрольной работы. Р.р Портретный очерк. Типы речи, композиция, языковые особенности. 2 04.03
06.03
Обособленные члены предложения (19+2) 73-74 Понятия об обособленных второстепенных членах предложения. 2 08.03
11.03
75-76 Обособленные определения и приложения. 2 13.03
15.03
77-79 Обособленные определения и приложения. 3 18.03
20.03
22.03
4 четверть (23 часа, из них 4 часа – Р.р.) 80 Обособленные определения и приложения. 1 01.04
81 Р.р. Обучение написанию сочинения по картине в жанре портретного очерка. 1 03.04
82 Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения» 1 05.04
83-86 Обособленные обстоятельства. Анализ диктанта. 4 08.04
10.04
12.04
15.04
87 Закрепление изученного об обособленных обстоятельствах. 1 17.04
88-89 Контрольный диктант по теме: «Обособленные обстоятельства» 2 19.04
22.04
90 Р.р Контрольное изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка. 1 24.04
91 Анализ контрольного диктанта. Уточняющие члены предложения. 1 26.04
92-93 Обособление уточняющих членов предложения. 2 29.04
03.05
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (9 + 1) 94-96 Прямая речь и её оформление. 3 06.05
08.05
10.05
97-98 Р.р Деловая игра « Мы делаем газету». 1 13.05
99-101 Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. 3 15.05
17.05
20.05
102-103 Цитаты и знаки препинания при них. 2 22.05
24.05
104 Контрольный диктант по теме: «Прямая речь». Административный контроль. 1 27.05
105 Анализ контрольного диктанта. 1 29.05

Содержание курса
Язык. Правописание (1ч)
Повторение пройденного в 5 - 7 классах (10 ч +1ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание и предложение (6 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (14 ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (13 ч +2ч) I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места. III. Рассказ на свободную тему.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (13 ч+2 ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращение, вводные слова (12 ч)
I. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения (20 ч+1 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности. .
Прямая и косвенная речь (9 ч+1 ч)I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль. II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной. III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Контроль за уровнем обучения учащихся 8 класса осуществляется по трём направлениям:
1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;
3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.
4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью; - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями; - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально – этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам
Перечень учебно – методической литературы
Печатные пособия.
Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.
Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных школ М. М. Разумовская «Дрофа»,\\\\\ 2008 г.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.
Словари и энциклопедии по русскому языку
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов.
Список литературы.
Учебник М. М. Разумовской Русский язык 8 класс 2009г
Дополнительная литература:
Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс.- М.: Творческий центр, 2001
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1998
Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Книгина М.П., Обозная О.А. Русский язык. 8 класс: в 2-х частях. Тетрадь с печатной основой. – Саратов: Лицей, 2001
Крамаренко Н.О. Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы.- Волгоград: Братья Гринины, 1999
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс. – М.: Творческий центр, 2004
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 8-9 кл.: Книга для учителя / В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, Т.М.Пахнова. – М.: Просвещение, 1996
Старовойтова Г.Р. Уроки русского языка: 7(8) класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989
Приложение
к рабочей программе
(тексты изложений, контрольные работы,
диктанты)
Контрольное изложение
«Близняшки».
В мае 2002 года двое мальчишек, шедших с рыбалки, встретили у дороги близняшек-лосят. Им было всего три-четыре дня. Покрытые тёплой коричневой шёрсткой, едва держались на тонких ногах, они как будто ждали мальчишек, подошли и стали тыкаться им в бок. Мальчишки поспешили от лосят удалиться, боясь ярости матери. Юные рыболовы начали петлять по лесу, заблудились вгорячах. А лосята бежали за ними. Обессиленных лосят деревенский охотник напоил молоком и решил: выход один – надо переправлять лосят к Шуваеву.
Уже много лет Валентин Николаевич управляет местным охотничьим хозяйством и хорошо знает местный болотистый лес и его обитателей. К доктору Айболиту, к Николаичу переправляют поврежденных сов, журавлей, потерявших матерей лосят, кабанов, хорьков. Кого он только не выхаживал: лечил, кормил, воспитывал. И всё только из-за любви, интереса к природе. Его цель – вернуть страдальцев к нормальной жизни. Иногда получается. Но некоторые так привязывались к человеку, что никуда от жилища его уходить не хотели.
Двух лосят-близнецов принял Николаич радушно, и они стали доверчиво жаться к бокам, а молоко из бутылок с резиновыми сосками выхлёстывали за минуту. Так определилась судьба лосят, названных Машкой и Дашкой.
Шуваев вырастил их здоровыми, крепкими, вполне управляемыми. Мы приехали к ним в сорокагектарный загон, привезли гостинцев: двенадцать буханок хлеба и половину мешка овса.
Ломти хлеба две молодых лосихи буквально вырывали из рук. Я извёл всего одну плёнку, когда лоси весь хлеб умяли и уткнули морды в овёс.
Подкрепившись и нанюхавшись дыма горящих сигарет, Машка и Дашка легли трёх шагах от места, где мы стояли.
Лоси – характерные и самые крупные животные наших лесов. Лес лосю даёт убежище и щедро кормит. Главный их корм – древесина, едят веки рябины, ольхи, зимой – хвою. И очень любят осиновую кору. В частых осинниках вы не найдёте дерева, с которого лоси на уровне поднятой головы не содрали бы лоскуты коры.
«Лось – зверь далеко не простой, при нём надо в оба глядеть…». Удар передних копыт проламывает череп волку. Описан давнишний случай: Охотник с близкого расстояния, выстрелив, лишь ранил зверя. Ударом передних ног лось поразил человека насмерть – рукавицы, бывшие за кушаком, вылезли сбоку. Вот и Дашка прошлой осенью прикончила лосиху-подростка, которую подселил к ним Шуваев. Чем-то она не понравилась ей, ведь лось – зверь далеко не простой…»
Задание:
Передайте содержание текста подробно или сжато.
Ответьте письменно на вопрос: Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?
Контрольное изложение
«Старик и солнце»
Дни горели белым огнём. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами.
Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки выходил древний старик, садился всегда на одно и то же место и смотрел на солнце.
Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное.
Старик сидел неподвижно. Коричневые сухие руки в ужасных морщинах лежали на коленях. Лицо тоже морщинистое, глаза тусклые.
Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир. Чем глубже оно уходило, тем отчётливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. Между рекой и горами тихо угасал красноватый сумрак. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тот час оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный ветер ярко-рыжих лучей. Он держался недалеко и тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря.
В долине большими клочьями пополз туман. В недалёком лесочке робко вскрикнула какая-то ночная птица. «Хорошо», - негромко проговорил старик.
(150 слов) (По В.М. Шукшину)
Грамматическое задание:
1.Подчеркните в тексте слова с орфограммами в корне.
2. Сделайте синтаксический разбор предпоследнего предложения, обозначьте в нём части речи.
3. В этом же предложении обозначьте окончания слов. Какое слово не имеет окончания? Почему?

Контрольный диктант
«Метель»
Я проснулся и отрыл глаза. Ночь была светлая, мутная, белая. То же движение подталкивало меня и сани. Игнашка сидел боком и похлопывал ногами. Пристяжная, вытянув шею и невысоко поднимая лошадь, рысью бежала по глубокому снегу. Снег крутился повсюду: спереди, сзади, сбоку, засыпал полозья, ноги лошадей и сверху валил на воротники и шапки. Ветер играл воротником, полой армяка, гривой лошади и завывал над дугой и в оглоблях.
Становилось ужасно и холодно, и морозный сухой снег, кружась, набивался в рот, в нос и заскакивал на шею. Игнашка беспрестанно подёргивал вожжами, покивал и хлопал ногами. Колокольчик звенел всё также странно. Лошади похрапывали, но бежали, спотыкались всё чаще и чаще. Игнашка опять подпрыгнул, взмахнул рукавицей и запел тоненьким, напряжённым голоском. Не допев песни, он остановил тройку, перекинул вожжи на передок саней, и исчез. Ветер завыл неистово. Снег, как из совка, посыпался на полы шубы.
Грамматическое задание:
Выпишите из текста глагол с прямым дополнением (1 вар.) и существительное с несогласованным (2 вар.).
Выпишите по три сочетания с различными типами связи. Способ связи обозначьте.
Сделайте синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Пристяжная, вытянув шею
2 вариант: Ветер играл воротником
Контрольное изложение.
«Голубая ель»
Мне рассказывали недавно историю о ёлке, посаженной в одной московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавши в новый дом, посадили ёлку сами. Ей вырыли глубокую яму, подготовили хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы ленным дёрном. Из леса привезли немного хвои и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево прижилось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордость и украшение всего дома. Она пышно разрослась. Идёшь вечером мимо, касаешься лесной хвои и ощущаешь запах детства, чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выходя из дома ранним утром, увидели, что ему елку срубили. Срубили не у корня, а забрали юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно раскинув оставшиеся нижние ветки. Ему будто отрубило голову. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам.
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно. На ней написали «Памятник подлецу, который под Новый год сруби эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплено до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо каждый день. И каждый день мертвая ель, молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
Задание:
Написать текст подробного изложения, употребив односоставные предложения разных видов. Письменно высказать своё отношение к поднятой автором проблеме.
Контрольное изложение
«Что значит быть воспитанным?»
Задумайтесь о здоровье!
С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей ее природы. Как возникает жизнь? Как произошел человек? Как устроено тело человека? В чем секрет долговечности человека? Что такое человеческий разум? Подобные вопросы много столетий волнуют человека.
Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. Большой интерес представляют труды греческого ученого Гиппократа. Его называют отцом медицины. Они использовались для лечения больных. Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. К сожалению, мы и сегодня знаем далеко не все об организме человека. В этом нет ничего удивительного. Человек представляет собой самое сложное явление живой природы. Но сегодня мы уже знаем многое. Современной науке известны основные законы строения, жизни, развития человека. Это имеет весьма широкую область применения.
Здоровье человека - самое ценное его достояние. Но слишком часто люди растрачивают его и разрушают, нанося ему неповторимый вред. Часто о здоровье начинают думать только тогда, когда оно уже подорвано. По последним научным данным, человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье до 100-150 лет. Для сохранения здоровья нужно правильно организовать жизнь. Подумайте над этим!

Задание:
Кратко пересказать текст. Объяснить, как следует понимать выделенные слова в конце теста.
Контрольная работа и ее анализ
«Вводные слова и вставные конструкции»
Упражнение 238 - списать текст, оформляя его по правилам русской орфографии и пунктуации.


Контрольный диктант
«У реки»
Часа три назад вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем.
Теперь же её взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Через полчаса я очутился бы в воде. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше.
По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из неё, размахивал не потонувшими ещё вертушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними тёмные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. На вырубке белели доски, свежие брёвна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж, переполнявшийся шорохом, плеском и звоном буйной реки, на моих глазах будто оживал. Плескались шаловливые струи, шорох стоял по всей реке от лопавшихся пушистых клочьев пены.
И мне казалось, что когда-то я уже видел всё это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш.
1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:
1 ВАРИАНТ - второй абзац;
2 ВАРИАНТ - последний абзац.
Контрольный диктант
”Обособленные определения и приложения”
Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловой дали. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо принялось за свою работу.
Далеко впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, издали похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-жёлтая полоса. Такая же полоса поползла вправо и охватила холмы. Вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.
Прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Загорелые холмы, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…(136 слов)
1. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).
2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, встретившиеся в тексте:
1 ВАРИАНТ – второй абзац;
2 ВАРИАНТ – последний абзац.
Контрольное изложение с элементами сочинения в жанре портретного очерка
«Шестеро из берлоги»
В конце апреля я был разбужен телефонным звонком. Из тверских лесов звонил друг Валентин Пажетнов: «Без промедления приезжай. У нас в руках шесть медвежат-сирот, обнаруженных во время охоты в берлоге». Я понял, что случилось то, что называют сенсацией. В берлоге обычно находят двух-трёх медвежат, четырёх – очень редко. В литературе описано два случая, когда медвежат было пять. Тут же шесть, и «все здоровы, подвижны, у всех есть шансы вырасти и вернуться в природу».
Через день рано утром с Валентином Сергеевичем увиделись мы на станции Старая Тропа и встречали рассвет на дороге на биостанцию в лесной глухомани, где Валентин с семьёй не только изучает медведей, но и прославился тем, что выращивает, воспитывает и выпускает на волю сирот из берлоги, уже способных к полноценной жизни в природе. С Валентином Сергеевичем мы встретились тридцать лет назад. Уже опытный биолог, тут, в лесах Тверской области, он заменил осиротевшим малюткам-медвежатам мать и жил с ними в лесах, не появляясь в заповедном посёлке, – присматривался к их возмужанию, оберегал от опасностей и наблюдал, что в разном возрасте они едят, чего боятся и как себя ведут в неожиданной обстановке.
В эксперименте этом Валентин узнал многое из скрытой обычно от человека медвежьей жизни. Честолюбивая мечта вернуть уже взрослых зверей в природу в том первом случае, не удалось. И учёный понимал почему. Новую пару зверей он воспитывал уже по ясной методике и победил.
Вернуть в природу хищного зверя очень непросто. Никому до той поры это не удавалось. Пажетнову удалось. Он написал о своей работе серьёзную книгу и был признан учёным миром, но сам продолжал воспитывать осиротевших медвежат по выверенной им методике.
В тверской области, на месте деревеньки Бобоницы, с помощью международных фондов по охране диких животных выросла биостанция, куда приезжают сейчас за опытом биологи многих стран.
За многие годы общение с медвежатами Валентин знает немало любопытных историй, уверен, что животные имеют свои характеры. Есть среди них способные, туповатые, злобные. Был медвежонок с ярко выраженной индивидуальностью – держался всегда один, умело находил пищу, научился «обманывать» «Электрического пастуха». Чуть прикасаясь к проводке, улавливал время, когда она «не кусалась» (ток был выключен). Это позволяло выбраться за ограду и быть на воле в то время. Когда все оставались «на карантине». Беглеца долго приходилось искать. Но обычно он, нагулявшись, появился сам.
С великолепной шестёркой ничего необычного, к счастью, не случилось. Жили семейкой, не ссорились, не рвали еду друг у друга, отличались устойчивой психикой. Аппетит у всех был отличный. Могли уходить днём довольно далеко в лес, но к ночи всегда возвращались. Словом, выросли братья на славу крепкими, своевольными, осторожными, что и требует медведю в лесу.
Выпускать их на волю готовились в середине августа. Так что в ближайшие дни начнут они обживаться в лесах своих предков.
Задание:
1. Передайте содержание текста сжато.
2. Ответьте письменно на вопрос: Каким предстаёт В. Пажитнов в данном тексте?

Диктант
«Дуб»
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его.
Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад. Всё было полно, тенисто и густо. И молодые ели, рассыпанные по Лесу, не нарушали общей красоты и, поддерживая общее настроение, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», – подумал князь Андрей. «Да где он?» – подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя – ничего не было видно. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб, – подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинно весеннее чувство радости и обновления.

Грамматическое задание:
1. Составьте схемы предложений с прямой речью.
2. Замените прямую речь косвенной и запишите полученные предложения.

Диктант
«Весеннее утро»
Ранее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнее и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.
Кое-где в глубоких и узких балках ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.
Грамматическое задание:
Сделать синтаксический разбор выделенного предложения (по вариантам).
Начертить схемы расстановки знаков препинания в предложения второго абзаца.
Выполнит морфемный и морфологический разбор одного причастия или деепричастия из текста.