Статья «Развитие коммуникативных компетентностей на уроках русского языка»


Нечаева Вера Александровна
Развитие коммуникативных компетентностей на уроках русского языка
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики были самыми умными, добрыми, внимательными, общительными. Но, к сожалению, в наш век информационных технологий, живое общение отступает на второй план. Люди все чаще общаются с помощью SMS, Skype. Складывается ощущение, что современные подростки скоро совсем разучатся общаться. И в наших силах не дать исчезнуть живому, красивому слову. К тому же уроки русского языка и литературы, как никакие другие, способствуют развитию коммуникативной компетентности.
В рамках ФГОС коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как общение, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации.
Самое главное в развитии коммуникативной деятельности - способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Учащиеся должны понимать, что другие люди могут думать иначе в силу своих потребностей и интересов. Они должны понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Общение - ведущая деятельность в подростковом возрасте, поэтому этот период считается особо благоприятным для развития коммуникативной компетентности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
1. В коммуникации как общении (интеракции) особое внимание следует уделить диалогу.
Диалог предполагает взаимное уважение, доверие, естественность, открытость, сочувствие, доброжелательность и терпимость. Монолог же приводит к игнорированию собеседника, безразличию, закрытости. Диалог является высшим уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности. Именно готовность и способность к диалогу по праву считаются высшим уровнем развития коммуникативной компетентности.
Задание.
Разыграйте диалоги в разных ситуациях.
Вы спрашиваете мнение своего друга о кинофильме (компьютерной игре);
Вы хвалите своего друга за успехи в спорте (учебе);
Работа в группе.
Работа учеников в группе помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими.
Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 4 человека (2 парты). Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить и в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности. Во время работы учеников по группам учитель может быть руководителем группы, одним из участников группы или экспертом.
Практика организации совместной учебной работы школьников в группе показывает следующие её преимущества: возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; снижается школьная тревожность; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплочённость класса; меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растёт самокритичность; помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя, приобретают умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, становятся более ответственными.
Задание.
Придумайте и нарисуйте неизвестный науке бытовой прибор. Составьте о нем текст в публицистическом стиле, отметьте в своем тексте характерные для данного текста черты.
2. В коммуникации как кооперации следует уделить внимание дискуссии.
Дискуссия.
Дискуссия помогает ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели.
Очень удачно применение дискуссии в проектной деятельности, а также во время проблемного изложения материала.
Установлено, что у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности. Дело в том, что вовлечение в проектную деятельность снижает напряжение и стресс в обучении (М. А. Ступницкая, А. В. Белов, В. А. Родионов, 2003).
Задание. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
Познакомьтесь с высказываниями о дружбе. Выскажите свои мысли.
Согласны ли вы друг с другом? Подтвердите свои мысли аргументами.
1. То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть. (Ларошфуко)
2. В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой. (Монтень М.)
«Создание компьютерной презентации»
Каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме (предложенной учителем или выбранной детьми). Сначала в процессе общего обсуждения группа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.
Ролевые постановки.
Ролевое проигрывание (спектакли, сценки) позволяет учащимся успешно отрабатывать и усваивать навыки культуры общения. Очень важно, чтобы современные подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Также нужно уделять внимание выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету.
Задание.
Разыграйте диалоги в разных ситуациях.
Вам надо на улице узнать дорогу к музею (кинотеатру, библиотеке);
Вы благодарите маму (папу, бабушку) за подарок (помощь в трудном деле).
3. Коммуникация как условие интериоризации
Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания (Л.С. Выготский, 1984). Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.
Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, самопроверки. В ходе таких проверок учащиеся осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).
Задание.
Поменяйтесь тетрадями и, опираясь на образец, проверьте тетрадь соседа по парте (возможна работа в группах). Обсудите ошибки, выясните, почему ваш товарищ допустил данную ошибку (не знает правило, был невнимателен). Подсчитайте количество ошибок, поставьте оценку.
Взаимные диктанты используются в работе пар сменного состава.
Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать. Затем все ученики рассаживаются по парам.
Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется.
Диктуют и пишут по очереди. Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке.
Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший подчёркивает их, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверяла Иванова».
После того как диктанты проверены, ученики обмениваются карточками, ищут себе нового напарника, и теперь они диктуют ему тот диктант, который каждый из них писал. Поэтому получается, что с текстом, записанным на карточке, каждый ученик работает дважды: один раз как ученик, который пишет диктант и которого проверяет партнёр, и второй раз уже как учитель, который диктует и затем проверяет своего нового партнёра.
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
Если мы все делаем правильно, то можем ожидать:
умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
умения подтверждать аргументы фактами;
умения понимать точку зрения другого (в том числе автора);
критичного отношения к своему мнению;
умения организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).