Урок на тему Глагол. Повторение.(4 класс)


Тема урока: «Глагол . Повторение.»
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в употреблении глаголов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
Обучающая: повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа, фронтальный, работа в парах,
Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ..
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 2 (автор Чуракова Н.А. и др.), карточки с индивидуальными заданиями, презентация.
Организационная информация
Тема урока Обобщение знаний о глаголе
Предмет Русский язык, УМК «Перспективная начальная школа»
Класс 4
Автор урока учитель начальных классов.
Образовательное учреждение МБОУ»Староузюмская ООШ»
Методическая информация.
Тип урока Урок – обобщения
Цель урока Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глагола.
Задачи урока Формировать умение правильно распознавать спряжение глаголов,определение времени .
Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся.
Активизировать словарный запас.
Воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Актуализируют теоретические знания о глаголе;
Закрепят умения правильно распознавать спряжение глаголов,определение времени.
Повторят глаголы-исключения;
Приобретут умения работать в паре
Необходимое оборудование Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки.

Ход урока.
Оргмомент.
Приветствие. (структура МЭНЭДЖ МЭТ)
-Привет друг! (дают пять друг другу)
- Как дела?( ударьтесь кулачками)
- Где ты был? ( соприкасаются правой рукой плеча друга)
- ты пришёл.
- Я так рад!.(дай пять)
2. Введение в тему. Постановка целей и задач
-Сейчас  начало зимы. Начнутся холода, морозы. Вы любите холод? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.
Тихо по небу плывёт
И тепло нам отдаёт.(солнце)
-Я хочу вам подарить солнце.
-Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?
Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.
Греет, светит, смотрит, сверкает.
- Правильно, сейчас вы запишите загадку и слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.
-Что можно сказать о данных словах? (глаголы)
-И тема нашего урока?
- «Глагол. Повторение о глаголе»
- Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
-Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним , что знаем об этой части речи.
- Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
(составляем схему).(проверяем по схеме).
Проверка домашнего задания
Дети читают свои сказки о глаголе.
Делают вывод.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.(дети оценивают работу друг у друга).
Повторение знании.
1 шаг.
Заблудившиеся глаголы.( Структура КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
Совещаются, разбирают глаголы.
Встречает визжал прочитает
трещитпоскрипывалзапишет
скрипитдул.нарисует
воетскулилвспомнит
удивил
Каждый делает вывод.
Глаголы изменяются по временам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. (оценивание работ).
2шаг.
Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение .
Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, беседа, свобода, рассказ, победа.
Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
(Обедать – 1спр., чернеть - 1 спр., беседовать – 1 спр., освободить – 2 спр., рассказать – 2 спр., победить – 2 спр.)
Вывод.
Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете. А также глаголы брить, стелить)
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
Физминутка .
Если глагол 1 спр- сидим, если 2 спр- встаём.
Потушить, дышать, тянуть, встречать, ненавидеть, гнать, держать,брить
Повторение знании.
3шаг. (в тетрадях)
Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л., ед.число)
Шила в мешке не утаишь.(2л., ед.число)
Двое одного не ждут.(3л., мн.число) (проверка друг у друга, оцениваем)
4 шаг.
Напишем с вами диктант-молчанку. Смотрим картинку и составляем предложения.
Подчеркнуть основу.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
Вывод.
5 шаг.
Выполнение теста.
1. Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей
2.Найди глаголы прошедшего времени.
а) дымит
б) плясал
в) печатает
г) пилил
3.  Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
а) Бегу быстрее тебя на стадион.
б) Не отказываемся убрать снег со двора.
в) Всегда спешим на помощь друзьям.
г) Не достаю я до этого крючка!
4. Поставь глаголы в неопределенную форму. Скучали - ___________________. Прячут - __________________________. Бегает - _____________________. Гуляла - __________________________. Поглядел -___________________. Любит - __________________
Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ОТЬ, -АТЬ, -УТЬ, то он относится к
а)1 спряжению б)2 спряжению
Найди "лишний" глагол
а) смотреть б)видеть в)терпеть г)глядеть д)обидеть
Укажите предложение с глаголом 2 лица единственного числа
 а)Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч. б)В наш дом часто приходят гости. в)А вы каждый день чистите зубы?
Выберите глагол женского рода
а) полетело б)пришла в)посмотрел г)писали
9. Итоги урока. Рефлекция. Домашнее задание.
Дети и педагог подводят итоги урока
Продолжите предложения:
Я понял, что …..
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
Выставление оценок.
-А где мы можем использововать наши умения и знания о глаголах. Для чего они нам нужны?
- Вы отлично поработали на уроке,  и в память о нем я дарю вам солнышки. Будьте как солнце. Дарите своё тепло и нежность друзьям.