ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образовательная область «Технология», как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках технологии учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу - проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.
Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой позволяет включить ребят в продуктивную деятельность. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами.
Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все многообразие изучаемой науки. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержится в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.
Развитие творческого мышления учащихся должно выступать одним из направлений работы образовательной организации. Именно поэтому учитель должен создавать такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и творчески включаться в задание.
У каждого ребёнка существует потребность в творческом самовыражении. Технологиия как никакой другой предмет способствует этому. Занятия приводят к осмыслению того, каким образом можно и нужно применять знания, полученные на уроках по всем дисциплинам школьной программы в современной жизни, к осознанию личной значимости в современном мире.
При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах..Культурный и научно-технический потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умений мыслить самостоятельно. В настоящее время, время стремительных социальных изменений, когда старые общественные системы рушатся, в переустраивающемся и развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Это умение позволит человеку, потеряв привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, наиважнейшей задачей современной школы является создание таких условий, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы жизнедеятельности. Благоприятными условиями для формирования творческих способностей являются: любовь к детям и педагогической деятельности, знание возрастных особенностей учащихся, знание форм и методов учебно-воспитательной работы, творческий климат в школе, демократический стиль общения, сотрудничество ученика и педагога, сам педагог как образец творческой личности, организация самостоятельной деятельности, индивидуальный подход к учащимся, применение методов поощрения, обеспеченность учебно-методической литературой,, высокий уровень внеклассной работы, внедрение передового педагогического опыта.Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Родители считают, что заниматься нужно со школьниками младшего возраста, а более взрослым можно уделить меньше внимания. Организация проектной деятельности на уроках технологии. Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области «Технология» ведущее место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создается продукт, обладающий новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. в общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определение творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Приобщение учащихся к творческой деятельности способствует развитию у учащихся целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобретательности; стремление и способности добывать новые знания. Результатом формирования такого комплекса качеств должен стать самостоятельно созданный творческий проект. При выполнении творческих проектов наибольший интерес для учителя представляют школьники подросткового возраста. Выделяют три основных этапа деятельности: 1 – организационно – подготовительный, 2 – технологический, 3 – заключительный. На первом этапе школьниками ставиться проблема осознания нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни общества. Перед ними ставится цель – получение полезного проекта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе планируется технология изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определяется последовательность технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделий. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а так же все рабочие инструменты и оборудование. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку. На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректирую свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественнее и правильнее выполнить трудовые операции. Результат – приобретение знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль и защита проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат труда. В завершении всего учащиеся оформляют результаты и защищают свой проект перед одноклассниками. На протяжении этих уроков учителем проводятся практические занятия, при этом уделяется внимание каждому ученику. Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы «Технология», быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна.. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения предполагается в пятом классе выполнение четырёх мини-проектов:
1.Изделия из природных и конструкционных материалов.( посуда,игрушки, поделки и сувениры)
2.Изделия для интерьера кузни, прихожей, игровой комнаты, дома, дачи.
3.Пособия для групп продленного дня, детского сада, учебных мастерских, кабинетов.
4.Поделки для краеведческих и этнографических музеев, праздников, школьных ярмарок, для подарков.
Можно выполнить коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Я считаю, что в коллективной работе над проектом у учеников формируется навык работы над проектом, и навык работы в группе и в коллективе. Тематика проектных заданий для 6-11 классов охватывает широкий круг вопросов школьной программы «Технология» с учетом способностей школьников. Тематика проектов носит декоративно-прикладной, исследовательский характер. При таком разнообразии видов работ многосторонняя проба сил позволяет выявить и развить способности и склонности учащихся, сделать процесс обучения интересным для детей. Ключевым моментом здесь является то, что учитель продолжает обучать во время проекта, задавая вопросы, предлагая информацию или побуждая детей находить нужные сведения путем эксперимента или в справочной литературе. Искусство обучения методом проектов заключается в том, чтобы знать про каждого ребенка, когда ему подсказать, а когда предложить принять собственное решение.
Следует отметить, что проекты любой направленности, трудовой творческой направленности будут педагогически эффективны в контексте общей концепции обучения и воспитания. В старших классах учителю необходимо формировать интегрированные знания о трёх важнейших составляющих создания материальных благ человека: производстве, труде(рабочей силе) и технологии. В 10-11 классах творческий проект выполняется во внеурочное время. На уроке происходит только консультирование по выполнению проекта и защита проекта. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал не только учащихся, но и учителя. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие формировать творческие навыки и развивать инициативу подростка. В 10 классе учащимся предлагается составить Бизнес-план предприятия, которое можно открыть в нашей местности, и оно могло бы приносить прибыль. Создание таких проектов позволяет учащимся углубить знания по основам современного производственного проектирования. В 11 классе завершается изучение курса Технология выполнением творческого проекта «Моя профессиональная карьера», «Мой выбор». Это даёт возможность учащимся задуматься о профессиональном самоопределении, глубже изучить выбранную профессию, соотнести свои качества с требованиями профессии к человеку. Программа «Технология» дает право учителю помочь выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы. Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: - Индивидуальные особенности учащихся. - Учебно-материальную базу. - Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. - Следует учитывать межпредметные связи. - Возрастные и физические возможности школьников. - Общественно – полезную или личностную значимость проекта. - Подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской. - Безопасные условия работы учащихся. - Оценка проектов осуществляется следующим образом: на уроках по выполнению проекта оценивается каждая глава отдельно. В целом проект и изделие оценивается во время защиты проекта по следующим критериям: - оригинальность, - доступность, - техническое совершенство, - эстетические достоинства, - безопасность, - соответствие общественным потребностям, - удобство эксплуатации, - технологичность, стоимость. Оценка зависит: - от учета своих собственных ценностей и рассмотрению противоположных и взаимосвязанных оценок, - от оценки своей работы методом проб и ошибок к объективному апробированию, - от объяснения хода работы к обоснованию решений и результатов, - от самооценки, от простых утверждений типа «Я сделал это хорошо -плохо» к оценке собственного совершенствования в качестве проектировщика и изготовителя. Важным отличием творческой деятельности является то, что решение поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Чтобы заинтересовать учащихся, надо им показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом. - Творчество становится смыслом жизни и способом самовыражения. - Творческий подход позволяет успешно адаптироваться в новых условиях. - В процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике. - В процессе технологического творчества гармонично сочетается умственный и физический труд. Программа образовательной области «технология» предоставляет учителю большие возможности для организации творческой деятельности учащихся используя метод проектов. Для того, чтобы лучше знать творческие способности и интересы учащихся нужно проводить диагностические исследования методом наблюдения, тестирования и анкетирования. Результаты исследования использовать при подборе тем проектов, которые будут способствовать развитию творческих способностей. Кроме того, внедрение проектирования позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с детьми. Метод проектов всегда предлагает использование различных методов, интегрирования знаний, умений. Проект – это всегда творческая деятельность. Все учителя технологии используют метод проектов, но каждый работает по-своему. Можно сделать следующее: - выписать столбиком все, что вы умеете делать, независимо от того, есть ли это в школьной программе или нет; - в каждом разделе написать наименование изделий, которые можно предложить ученикам для выполнения проекта, включая и те, которые есть в школьной программе; - определить, какие инструменты и материалы нужно для работы по каждому направлению; - опираясь на собственный опыт, ориентировочно «разбросайте» учебный материал по классам. Почему ориентировочно? По той простой причине, что уроки творчества являются такими не только для учащихся, но для учителя. В процессе работы учитель может корректировать чередование видов труда, исходя из создавшегося положения на данный момент. Заключение Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – вот основная цель учителя, организующего уроки творчества. И если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете не только дети, но и сами учителя – они станут действительно творческими личностями.